Решение по делу № 2-193/2021 от 16.12.2020

Дело №2-193/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.02.2021 г.

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

Председательствующего судьи Федяковой М.В.,

при секретаре Тереховой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБОУ СОШ <адрес>, Администрации Сальского района, Управление образование Сальского района, об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания образовательной организации,

УСТАНОВИЛ:

Сальский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБОУ СОШ <адрес>, Администрации Сальского района, Управление образование Сальского района об обязании обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, указывая, в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ СОШ <адрес>, было установлено, что учреждение реализует образовательные программы в здании, не соответствующем требованиям законодательства о противодействии терроризму, учреждением не обеспечены безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта.

В соответствии с п.11 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации, п.5 ч.1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства об антитеррористической защищенности и образовании является общей обязанностью органов местного самоуправлении и образовательных организаций.

Главе Администрации Сальского района внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако, нарушения не устранены ввиду отсутствия финансовых средств.

Предъявление прокурором иска о соблюдении требований антитеррористического законодательства направлено на соблюдение интересов неопределенного круга лиц и выполнении государством Российской Федерации обязательств перед гражданами о безопасности.

В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора Суворов Н.А. требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчиков МБОУ СОШ <адрес>, Управление образование Сальского района, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, надлежащим образом, в материалы дела приобщены возражения о несогласии с предъявленными истцом требованиями, просят в иске отказать (л.д.38-67), суд считает возможным применительно положений ст. 167 ГПК РФ разрешить спор по существу по имеющимся материалам дела в отсутствии не явившихся представителей ответчиков.

Представитель Администрации Сальского района Ростовской области, по доверенности Ермоленко Э.В., в судебном заседании с требованиями истца не согласилась, позицию, изложенную в возражениях, поддержала, просила в иске отказать, сославшись на то, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику (л.д.30-37).

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Федеральным законом от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного Закона правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), категорий объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий), (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Основанием предъявления требований истца сводится к тому, что в ходе проведенной проверки было установлено, что на протяжении длительного времени в МБОУ СОШ <адрес>, относящийся к 3 категории опасности, в нарушение ст.ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. 4, 6 ст. 5.2, п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 25 Требований к антитеррористической защищенности, не обеспечены безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. МБОУ СОШ <адрес>, реализует образовательные программы в здании, не соответствующем требованиям законодательства о противодействии терроризму. Образовательной организацией не обеспечены безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта, невыполнение МБОУ СОШ <адрес>, требований вышеуказанного законодательства нарушает права обучающихся на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также охрану жизни и здоровья посещающих общеобразовательную организацию.

Главе Администрации Сальского района внесено преставление об устранении нарушений законодательства, однако нарушения не устранены ввиду отсутствия финансовых средств (л.д.13-16).

Как следует из материалов дела и установлено судом, МБОУ СОШ <адрес> – является муниципальным бюджетным учреждением (пункту 1.1 Устава МБОУ СОШ <адрес>)

Из п. 1.3 Устава следует, Учредителем и собственником имущества МБОУ СОШ <адрес>, является муниципальное образование Сальский район».

Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет в рамках своей компетенции Управление олбразования Салського района, за исключением полномочий, отнесенных к исключительнйо компетенции Учредителя (п.1.4 Устава).

Учредителем устанавливается школе муниципальное задание в соответствии с предусмотренными в Уставе предметом и видами реализуемых образовательных программ, осуществляет её финансовое обеспечение в соответствии с нормативными документами. Школа не вправе отказаться от его выполнения (п.1.5 Устава) (л.д.10-11).

Функции и полномочия собственника имущества осуществляется в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом муниципального образования Управление имущественных отношений Сальского района, именуемой в дальнейшем – Собственник (п.1.4 Устава).

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

Доводы, приведенные в возражениях Администрации Сальского района о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку муниципальное задание учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает Управление образование Сальского района, являющегося главным распорядителем средств бюджета Сальского района, судом не принимаются, исходя из следующего:

на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

При этом в соответствии с п. 11ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства об антитеррористической защищенности и об образовании является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Не соглашаясь с предъявленными требованиями МБОУ СОШ <адрес>, в своих возражениях ссылается на то, что СОШ осуществлен ряд мероприятий для укрепления антитеррористической защищенности объекта (установлены наружные камеры наблюдения, заключен контракт об оказании услуг по оперативному реагированию на сообщения о срабатывании средств «тревожной» сигнализации на объектах, подключенных к ПЦО с ОВО по <адрес>м - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области, заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса технических средств охраны на объектах с ФГПУП «Охрана» Росгвардии, установлена кнопка тревожной сигнализации, введен пропускной режим, который обеспечивается сторожами) (л.д. 38-67)

Суд считает, что выполнение частично мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, не может свидетельствовать как надлежащая эффективность антитеррористических мер, так как данное обеспечение может быть достигнута только при реализации всего комплекса мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, предусмотренного действующим законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)

Пунктом 25 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункта 25 приведенных требований).

Из этого следует, что объекты (территории) третьей категории опасности, к каким относятся школы, должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной, а не дистанционной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций.

Согласование паспорта антитеррористической защищенности уполномоченными государственными органами, не предусматривающим обеспечение охрану ее здания и территории сотрудниками частных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не отменяет необходимости такого дополнительного мероприятия, предписанного требованиями законодательства.

Пунктом 32 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:

а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);

б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из чего следует, что Требованиями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

Учитывая, что в п. 1, 2 постановления, которым утверждены данные Требования указано, что к объектам (территориями), на которые распространяется его действие, являются объекты (территории), правообладателями которых являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, судом установлено и материалами дела подтверждается, что вышестоящим органом по отношению к школе является Управление образования Сальского района, действующего от имени Учредителя, являющегося главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными Управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования (п.1.10 Положения Об Управлении образования Сальского района), то соответственно и на данный орган возложена обязанность по соблюдению законодательства к террористической защищенности муниципальными бюджетными учреждениями, каковыми являются школы

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также положениями утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиками требований законодательства об антитеррористической защищенности.

Предъявление прокурором иска (ст. 45 ГПК РФ) о соблюдении требований антитеррористического законодательства направлено на соблюдение интересов неопределенного круга лиц и выполнение обязательств по обеспечению безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, что соответствует ст. 12 ГК РФ, требование направлено на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в будущем

Поскольку действующим законодательством срок, в течение которого правообладатель здания или сооружения обязан осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом его категории составляет 2 финансовых года, следующим за текущим, что паспорт безопасности объекта (территории) утвержден в 2020 году, соответственно срок, в течение которого ответчик обязан осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, составляет 2021 - 2022 г.г., с учетом изложенных выше обстоятельств, выполненных частично мер законодательства об антитеррористической защищенности, суд считает, ответчики обязаны принять меры по обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями военизированной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а именно до 31 декабря 2022 г.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Обязать МБОУ СОШ <адрес>, Управление образования Сальского района, Администрацию Сальского района Ростовской области обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в срок до 31.12.2022 года.

    Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Мотивированное решение изготовлено 05.02.2021 г.

2-193/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сальская городская прокуратура
Ответчики
Администрация Сальского района
Управление образования Салького района Ростовской области
МБОУ СОШ № 84 п.Сеятель
Суд
Сальский городской суд Ростовской области
Судья
Федякова М.В.
Дело на странице суда
salsky.ros.sudrf.ru
16.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2021Подготовка дела (собеседование)
12.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее