<данные изъяты>
№ 2-11/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 21 февраля 2017 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи – Завьяловой А.В.,
при секретаре – Толстых М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-11/2017 по иску Муниципального казенного учреждения «Стройзаказчик» к Пономаревой <данные изъяты>, Бабшанову <данные изъяты>, Матвеевой <данные изъяты>, Матвееву <данные изъяты>, Мерзляковой <данные изъяты>, Блиновой <данные изъяты>, Кобелевой <данные изъяты>, Бачерикову <данные изъяты>, Дементьевой <данные изъяты> об обязании обеспечить доступ подрядной организации в жилые помещения для осуществления капитального ремонта по смене трубопроводов водоотведения и внутренней системы отопления,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение «Стройзаказчик» (далее – МКУ «Стройзаказчик») обратилось в суд с иском к Пономаревой Л.Ю., ФИО1, Матвеевой Т.Е., Мерзляковой Г.Ф., Блиновой А.В., Кобелевой Л.А., Бачерикову А.И., Дементьевой Е.А. об обязании допустить работников ООО «Арагацстрой» в свои жилые помещения, расположенные в доме по адресу: <адрес>, для выполнения ими работ по ремонту внутренних систем отопления и водоотведения.
Свои исковые требования мотивировали тем, что 19 января 2016 года между сторонами: Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области, Муниципальное казенное учреждение «Стройзаказчик», Администрация города Ялуторовска в лице Главы города Ялуторовска, ООО «Арагацстрой» по результатам открытого конкурса ОК № 11/2015 по отбору подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании протокола конкурсной комиссии от 30.12.2015г. № 2/ОК 11/2015, был заключен договор нa оказание услуг и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» № 20/2016 (далее Договор). Договором предусмотрено, в том числе выполнение работ по ремонту внутренних систем отопления и водоотведения дома № 6 по пер. Исетский г.Ялуторовска. Для производства данного вида работ требуется заменить центральные стояки указанных внутренних систем, которые проходят в квартирах ответчиков и соответственно необходим доступ работников подрядчика ООО «Арагацстрой» в указанные квартиры, в противном случае выполнение данных видов работ невозможно. Стояки внутренних систем отопления и водоотведения являются общим имуществом многоквартирного дома на основании ст. 290 ГК РФ, п.п. 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491. Ответчики, вопреки действующему законодательству, отказывают работникам подрядчика ООО «Арагацстрой» в доступе в свои жилые помещения для выполнения работ по капитальному ремонту внутренних систем отопления и водоотведения. Действия Ответчиков влекут не исполнение Распоряжения Правительства Тюменской области «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015 год» от 19.10.2015 года № 1623-рп.
Определением суда от 13 декабря 2016 года судом произведена замена ответчиков на Пономареву Л.Ю., Бабшанова Д.А., Матвееву Т.Е., Матвеева П.Г., Мерзлякову Г.Ф., Блинову А.В., Кобелеву Л.А., Бачерикова А.И., Дементьеву Е.А., поскольку они являются собственниками жилых помещений в доме по адресу: <адрес>. Также в качестве третьего лица привлечена управляющая компания ООО УК «Интеграл».
Определением суда от 17 января 2017 года к производству принято уточненное исковое заявление (Т.2, л.д.153-154), согласно которого истец исключил из числа третьих лиц ООО «Арагацстрой» и изменил основание иска, просив суд, обязать ответчиков допустить работников подрядной организации для выполнения ремонтных работ по ремонту внутренних систем отопления и водоотведения в свои жилые помещения в доме по адресу: <адрес>, для выполнения ими работ с целью исполнения Распоряжения Правительства Тюменской области «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015 год» от 19.10.2015 года № 1623-рп, уточнив виды работ по каждой квартире.
Определением суда от 21 февраля 2017 года к производству принято уточненное исковое заявление (Т.2, л.д.212-213), согласно которого истец просит в рамках исполнения Распоряжения Правительства Тюменской области «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области 2015-2017 годов» от 27.10.2016 года № 1252-рп, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» обязать ответчиков допустить подрядную организацию, которая будет известна по результатам вновь проведенного конкурса. По результатам проведения конкурса между МКУ «Стройзаказчик» и победителем конкурса будет заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества - конструктивных элементов: водоотведения, внутренней системы отопления в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Тюменская область, г.Ялуторовск, пер.Исетский,6, в следующие жилые помещения:
- квартиры № смена водоотведения, внутренней системы отопления.
Представитель истца МКУ «Стройзаказчик» Пономаренко О.А., действующая на основании доверенности № 11/2017 от 09.01.2017 года, в судебном заседании уточнила исковые требования, дополнительно к ранее заявленным требованиям просила обязать обеспечить собственникам квартир допуск подрядной организации для производства работ по ремонту до 15 сентября 2017 года после вступления решения суда в законную силу. Поддержала ранее заявленные требования в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время контракт с подрядной организацией, которая будет производить работы в квартирах ответчиков, еще не заключен, а контракт с ООО «Арагацстрой» в настоящее время не действует.
Ответчики Кобелева Л.А., Бачериков А.И. и их представитель по ходатайству Киселев А.В. в судебном заседании возражали относительно удовлетворения исковых требований.
Ответчики Пономарева Л.Ю., Бабшанов Д.А., Матвеева Т.Е., Матвеев П.Г., Мерзлякова Г.Ф., Блинова А.В., Дементьева Е.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Матвеева Т.Е., Мерзлякова Г.Ф., Блинова (Кудряшова) А.В., Дементьева Е.А. представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском не согласны. Суд признает неявку ответчиков, не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Представитель третьего лица Администрации г.Ялуторовска Тюменской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представили письменный отзыв на иск (Т.2, л.д.214-215), согласно которого выразили согласие с исковыми требованиями с учетом уточнений, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Суд признает неявку представителя третьего лица Администрации г.Ялуторовска Тюменской области, не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Представитель третьего лица ООО УК «Интеграл» Борисова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала относительно заявленных исковых требований, поддержала доводы письменного отзыва на иск (Т.2, л.д.165-166).
Представитель третьего лица Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили. Суд признает неявку представителя третьего лица, не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования МКУ «Стройзаказчик» не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.
В силу ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Статьей 3 ЖК РФ предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу части 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме возложена на собственника жилого помещения.
В соответствии с п. 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Как установлено судом, постановлением Правительства Тюменской области от 15 декабря 2014 года за № 641-п « Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» до 2020 года (в ред. от 28.12.2016г.), утверждена государственная программа Тюменской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» до 2020 года, согласно приложению к настоящему постановлению.
С целью решения жилищной проблемы в интересах граждан и эффективного проведения жилищной реформы, предусматривающей содержание и ремонт многоквартирных домов за счет средств собственников помещений, а также за счет средств, выделяемых из областного бюджета (государственная поддержка составляет 20%), необходимо приведение жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортное проживание, путем капитального ремонта. Настоящая Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в Тюменской области.
Основой преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве является реорганизация системы управления отраслью на принципах сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении объектами коммунальной инфраструктуры и активного привлечения частных инвесторов, а также граждан к управлению своей собственностью в жилищно-коммунальной сфере.
Целью Программы является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Тюменской области.
Для реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации создана Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области», который является региональным оператором по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений, в которых выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Распоряжением Правительства Тюменской области «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области 2015-2017 годов» от 27.10.2016 года № 1252-рп, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», в интересах собственников помещений многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в «Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области 2015-2017 годов», а именно в «Перечень многоквартирных домов», утвержденный вышеуказанным Распоряжением Правительства Тюменской области от 27 октября 2016 года за № 1252-рп».
Истец МКУ «Стройзаказчик» выступает заказчиком работ по капитальному ремонту дома по адресу: <адрес>.
Исковые требования заявлены истцом в интересах подрядной организации, которая будет определена в будущем времени по результатам конкурса.
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляется управляющей компанией ООО УК «Интеграл» на основании договоров управления многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, заключенных с каждым собственником квартир (Т.2, л.д.169-170, 188-201).
Судом установлено, что ответчики являются собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15-17 ноября 2016 года (Т.1,л.д.110-118), а также правоустанавливающими документами на квартиры (Т.2, л.д.112-120136), а именно, собственниками квартир являются:
квартира № – Пономарева <данные изъяты>;
квартира № - Бабшанов <данные изъяты>;
квартира № - Матвеева <данные изъяты>, Матвеев <данные изъяты>;
квартира № - Мерзлякова <данные изъяты>;
квартира № - Блинова <данные изъяты>;
квартира № - Кобелева <данные изъяты>;
квартира № - Бачериков <данные изъяты>;
квартира № - Дементьева <данные изъяты>.
Указанные граждане в своем большинстве вместе с их семьями зарегистрированы и проживают в принадлежащих им квартирах, что подтверждается копиями поквартирных карточек (Т.2, л.д.14-23) и не опровергнуто самими ответчиками в ходе судебного разбирательства.
В силу подпункта «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пункту 5 указанных Правил, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
На основании Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; контроль за техническим состоянием осуществляется путем проведения плановых и внеплановых осмотров, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению.
В соответствии с пунктом «б» статьи 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, исполнитель (лицо осуществляющее предоставление коммунальных услуг) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В соответствии с пунктом «е» статьи 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Как установлено судом и не оспорено ответчиками в ходе судебного разбирательства, бывшим подрядчиком ООО «Арагацстрой» в июне-июле 2016 года были оформлены акты доступа и отказа от доступа в жилые помещения собственников квартир в указанном многоквартирном доме о согласовании работ по капитальному ремонту общедомовых инженерных систем дома, проходящих в квартирах: смена трубопровода ГВС в туалете (стояки), смена трубопровода ХВС в туалете (стояки), смена трубопровода канализации в туалете (стояки), смена трубопровода циркуляции ГВС ванной (стояки), смена трубопроводов отопления (стояки) (Т.1, л.д.44-58). Также было предложено собственникам квартир в указанном жилом доме согласовать время и дату доступа в их квартиры сотрудников подрядной организации и предупредила об ответственности за отказ от выполнения работ по капитальному ремонту.
Из пояснений сторон в ходе судебного разбирательства судом установлено, что ответчики до настоящего времени доступ в квартиры обеспечили, в связи с чем, в квартирах № не произведена смена водоотведения, внутренней системы отопления. Собственники данных квартир мотивировали свой отказ в доступе к выполнению работ по капитальному ремонту отсутствием необходимости в этом.
В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела судом истцом заявлено требование обязать ответчиков допустить подрядную организацию, которая будет известна по результатам вновь проведенного конкурса. По результатам проведения конкурса между МКУ «Стройзаказчик» и победителем конкурса будет заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества - конструктивных элементов: внутренней системы горячего водоснабжения, внутренней системы отопления в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. До настоящего времени такой договор не заключен, подрядчик не определен, доказательств иного стороной истца суду не представлено.
При этом, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются факт нахождения многоквартирного дома в состоянии, требующем его капитального ремонта. Необходимость проведения капитального ремонта должна определяться в каждом конкретном случаи с учетом фактического технического состояния здания, и его элементов, а само по себе истечение нормативных или рекомендуемых сроков эксплуатации тех или иных элементов дома не характеризует фактическое состояние конструкций дома с точки зрения их реального физического износа и возможности дальнейшей безопасной эксплуатации.
Актов технического осмотра жилого дома, его конструктивных элементов по состоянию на момент обращения с иском в суд, стороной истца, в силу ст.56 ГПК РФ, не представлено.
Нормами ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Кроме того, суд полагает, что истцом не представлено подтверждения нарушения прав ответчиками в силу ст. 12 ГК РФ, которые подлежат судебной защите в рамках заявленных истцом требований. Требование истца обязать ответчиков допустить в будущем времени подрядную организацию, с которой на момент вынесения решения суда не заключен подрядный договор на выполнение работ по капитальному ремонту в квартирах собственников жилых помещений в спорном многоквартирном жилом доме, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального казенного учреждения «Стройзаказчик» Пономаревой <данные изъяты>, Бабшанову <данные изъяты>, Матвеевой <данные изъяты>, Матвееву <данные изъяты>, Мерзляковой <данные изъяты>, Блиновой <данные изъяты>, Кобелевой <данные изъяты>, Бачерикову <данные изъяты>, Дементьевой <данные изъяты> об обязании обеспечить доступ подрядной организации в жилые помещения для осуществления капитального ремонта по смене трубопроводов водоотведения и внутренней системы отопления – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ялуторовский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 февраля 2017 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья - А.В. Завьялова