РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2014 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при секретаре Гаджикеримовой З.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демидовой Н. Ю. к Государственному учреждении Главного Управления ПФР № по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии и обязании включить в стаж периоды работы, назначении досрочной трудовой пенсии
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просит признать отказ ГУ УПФР № по г. Москве и Московской области в назначении истцу досрочной трудовой пенсии необоснованным. Обязать Государственное учреждение Главного Управления ПФР № по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период её работы: с 07.06.1989г. по 14.11.1994г в должности медицинской сестры пансионата «Отдых» в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, период с 16.05.1992г. по 28.02.1995г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком в календарном исчислении. Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с 02.09.2013 года.
Требования мотивированы тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в соответствии со ст.27 п.1п.п.20 ФЗ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 25 лет. В подтверждение данного срока истцом были представлены необходимые документы. В расчет страхового стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии ответчиком не включены периоды работы истца с 07.06.1989г. по 14.11.1994г в должности медицинской сестры пансионата «Отдых», так как ответчик ссылается на список, утвержденный Постановлением №464, принимается во внимание Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом министерства здравоохранения России от 03.11.1999г. №395, в данной номенклатуре не предусмотрены «пансионаты», данное учреждение не относится к лечебно-профилактическим. Ответчик также не включил в стаж истца период с 16.05.1992г. по 28.02.1995г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком, поскольку в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости включаются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет за период с до 06.10.1992г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г №3543-1 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде». С данным отказом истец не согласна и вынуждена обратиться в суд, поскольку считает что нарушены ее права на пенсионное обеспечение.
Истец на уточненном иске настаивает, просит удовлетворить.
Представитель ответчика считает иск не подлежащим удовлетворению, по основаниям изложенным в протоколе заседания комиссии от 21.10.2013г..
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п..20 п.1 ст. 27ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанных Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: А) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке), засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 года № 81-О тождественность выполняемых лечебных и иных функций по охране здоровья населения, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции.
Статьи 6(ч.2), 15(ч.4), 17(ч.1), 18, 19 и 55(ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
По делу установлено, что (дата) истец обратился в ГУ УПФР № по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ему было в этом отказано из-за отсутствия необходимой лечебной деятельности по охране здоровья населения не менее 25 лет в селе.
При этом специальный стаж истца, не оспариваемый ответчиком, составил 21 год 08 мес. 01 день.
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ № по г. Москве и Московской области не включило в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости следующие периоды работы истца: с 07.06.1989г. по 14.11.1994г в должности медицинской сестры пансионата «Отдых», так как в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом министерства здравоохранения России от 03.11.1999г. № не предусмотрены «пансионаты», данное учреждение не относится к лечебно-профилактическим.
Суд считает необходимым обязать ответчика засчитать в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы истца с 07.06.1989г. по 14.11.1994г в должности медицинской сестры пансионата «Отдых» по следующим основаниям.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности медицинских сестер санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические).
Таким образом, из содержания Списка следует, что для назначения пенсии за выслугу лет необходимо наличие двух условий: выполнение работы в должности врача или среднего медицинского персонала, а также выполнение этой работы в лечебно-профилактическом или санаторно-эпедимиологическом учреждении всех форм собственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
С учетом вышеприведенных норм закона и обстоятельств по делу суд считает, что для включения в стаж работы не имеет значения правовая форма юридического лица- предприятие, кооператив или учреждение, назначение досрочной пенсии гарантировано на равных основаниях работникам, занятым в медицинских учреждениях, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о лечебно-оздоровительном комплексе «Отдых», в его состав входил пансионат с лечением «Отдых», имеющий лечебный корпус, базисным фактором профилизации которого является наличие действующей скважины лечебно-питьевой сульфатной воды, а также скважины с хлоридно-натриевым рассолом минерализации. Как следует из Положения и Устава пансионата одним из видов деятельности пансионата указывалась лечебная деятельность.
Суд, оценивая в совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ представленные доказательства считает, что в ходе судебного заседания было установлено, что в спорные периоды истица осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в связи с чем суд приходит к выводу, что в ходе судебного заседания разбирательства нашел свое подтверждение льготный характер работы истца в оспариваемые периоды его трудовой деятельности. Суд считает, что каких-либо доказательств бесспорно, опровергающих данные обстоятельства ответчиком в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Суд считает неправомерным исключение из подсчета специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости период с 16.05.1992г. по 28.02.1995г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком, поскольку до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С принятием указанного Закона, вступившего в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком начался у истца до вступления в законную силу Федерального закона от 17.12.1992 года №173-ФЗ. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, при этом статья 71 в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж работы, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, т.е. до 06 октября 1992 года.
С учетом положений ст.6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18,19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд считает необходимым обязать ответчика засчитать в календарном исчислении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период с 16.05.1992г. по 28.02.1995г. нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком.
Установлено, что ГУ УПФР № по г. Москве и Московской области реорганизован в Государственное учреждение Главного Управления ПФР № по г.Москве и Московской области.
Поскольку судом удовлетворены требования истца о включении в специальный стаж периодов работы, не учтенных ответчиком, с учетом периодов работы, засчитанных ответчиком в бесспорном порядке в специальный стаж истца, истец к моменту обращения за назначением пенсии имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию ( указанную часть трудовой пенсии).
В соответствии с вышеизложенными нормами права требования истца о назначении пенсии с момента обращения за ней, то есть с 02.09.2013 года, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Демидовой Н. Ю. удовлетворить.
Признать отказ ГУ УПФР № по г. Москве и Московской области в назначении Демидовой Н. Ю. досрочной трудовой пенсии необоснованным.
Обязать Государственное учреждение Главного Управления ПФР № по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Демидовой Н. Ю. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период её работы: с 07.06.1989г. по 14.11.1994г в должности медицинской сестры пансионата «Отдых» в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, период с 16.05.1992г. по 28.02.1995г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение Главного Управления ПФР № по г.Москве и Московской области назначить Демидовой Н. Ю. досрочную трудовую пенсию с 02.09.2013 года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Рузский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 14 марта 2014 года.
Судья Н.Ю.Ануфриева