Решение по делу № 2-1546/2022 от 01.07.2022

Дело № 2-1546/2022

УИД 33RS0014-01-2022-002053-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2022 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи

Петрухина М.В.

при помощнике

Ильиной Н.А.,

с участием прокурора Юренковой А.С., истца Грязновой В.А., представителя ответчика Мироновой В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании г. Муром Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Грязновой В.А. к администрации округа Муром Владимирской области о предоставлении жилого помещения,

установил:

    

Муромский городской прокурор в интересах Грязновой В.А. обратился в суд с иском к администрации округа Муром Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма применительно к условиям о. Муром площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Владимирской области.

В обоснование требований указал, что, не смотря на ее право на предоставление благоустроенного жилого помещения, оно ей не предоставлено до настоящего времени.

В судебном заседании прокурор Юренкова А.С. и истец Грязнова В.А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика администрации округа Муром Владимирской области Миронова В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что ни действующим федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено предоставление жилых помещений указанной категории граждан во внеочередном порядке; определен лишь момент возникновения у них права на получение по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда (достижение совершеннолетия). Сам по себе факт возникновения у гражданина данного права не может служить основанием для его реализации в ущемление аналогичных прав других лиц. В областном списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, Грязнова В.А. числится под № 160, в местном списке под № 24, то есть у 23 человек право на получения жилья возникло ранее, чем у нее. Считаем, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, должно производится последовательно, с учетом даты возникновения оснований для получения жилых помещений и прав других граждан. Только в этом случае будут соблюдены конституционные принципы справедливости и равенства, а также требования ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Представитель третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях просил в иске отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 109.1. Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующий на дату возникновения спорных правоотношений) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 настоящей статьи по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1 ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным п. 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п. п. 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Статьей 12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ (в ред. от 05.10.2020) «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 20.05.2013 № 612 «Об утверждении порядка однократного предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» (в ред. от 02.10.2020)

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются Лицам, указанным в пункте 1 Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Лицам, указанным в пункте 1 Порядка, жилое помещение однократно предоставляется органами местного самоуправления на территории населенного пункта по месту его жительства на территории Владимирской области, при условии отсутствия у лица жилого помещения в другом населенном пункте на территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Грязнова В.А., (дата), в несовершеннолетнем возрасте лишилась родительского попечения, в связи с тем, что решением Муромского городского суда от 22.03.2004 г. ее мать Е.В.. и отец А.В. лишены родительских прав. В соответствии с приказом начальника управления образования администрации округа Муром от 08.12.2016 года № 1689 несовершеннолетняя Грязнова В.А. передана под опеку.

Согласно паспортным данным, Грязнова А.В. зарегистрирована по адресу: ....

Постановлением главы администрации о. Муром от 06.03.2018 № 176 утвержден протокол заседания жилищной комиссии от 31.01.2018 № 8, на основании которого Грязнова В.А. признана нуждающейся в жилом помещении, так как она не является нанимателем (членом семьи нанимателя) по договору социального найма или собственником жилого помещения.

Право на обеспечение жилым помещением, соответствующим установленным нормам, возникло у Грязновой В.А., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 14.02.2019, то есть по достижении возраста 18 лет.

Однако, жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, она до настоящего времени не обеспечена.

При этом по состоянию на 01.06.2022 Грязнова В.А. состоит в областном списке под № 182 в муниципальном списке под № 27.

Действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением, соответствующим установленным нормам, возникло у Грязновой В.А., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет с 14.02.2019 г.

Однако жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, она до настоящего времени не обеспечена.     

При таких обстоятельствах у администрации округа Муром с 14.02.2019 г. возникла обязанность перед истцом о немедленном предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета, не исполненная до настоящего времени.

Поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В ч. 1 и ч. 3 ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. В ст. 5 вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Анализируя все установленные в судебном заседании обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что обеспечение Грязновой В.А. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться органом местного самоуправления за счет целевых денежных средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета Владимирской области. Предоставление жилого помещения истцу необходимо в границах округа Муром Владимирской области по месту ее проживания и регистрации в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Муромского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию округа Муром Владимирской области предоставить Грязновой В.А., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах округа Муром Владимирской области, за счет средств бюджета Владимирской области.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 7 сентября 2022 года.

Председательствующий М.В. Петрухин

2-1546/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Муромский городской прокурор
Грязнова Валентина Александровна
Ответчики
Администрация округа Муром
Другие
Департамент образования администрации Владимирской области
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Петрухин Марек Викторович
Дело на странице суда
muromsky.wld.sudrf.ru
01.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2022Подготовка дела (собеседование)
16.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Судебное заседание
31.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее