Изготовлено 8 декабря 2022 года
Судья Семенова О.О. Дело № 33-7191/2022
76RS0024-01-2022-001243-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ярославль
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Равинской О.А.,
судей Гушкана С.А., Фоминой Т.Ю.,
при секретаре Клиновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гушкана С.А.
24 ноября 2022 года
гражданское дело по апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 16 сентября 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокуратуры Ярославской области (ИНН 7604008189) к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области (ИНН 7607008444), УФСИН России по Ярославской области (ИНН 7604014792), ФСИН России (ИНН 7706562710) о возложении обязанностей удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России, выразившееся в несоблюдении требований уголовно-исполнительного законодательства, предусматривающих материально-бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу все камеры режимных корпусов № 1, 3, 4, 5 и 6, расположенных по <адрес>, оборудовать средствами радиовещания (радиодинамиками для вещания общегосударственной программы).
Обязать ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области, в случае недостаточности выделенных лимитов денежных средств, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию всех камер режимных корпусов № 1, 3, 4, 5 и 6 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, расположенных по <адрес>, средствами радиовещания (радиодинамиками для вещания общегосударственной программы)».
По делу установлено:
прокуратура Ярославской области обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России, выразившееся в несоблюдении требований уголовно-исполнительного законодательства, предусматривающих материально-бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных; обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу все камеры режимных корпусов № 1, 3, 4, 5 и 6, расположенных <адрес>, оборудовать средствами радиовещания (радиодинамиками для вещания общегосударственной программы); обязать ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области, в случае недостаточности выделенных лимитов денежных средств, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию всех камер режимных корпусов № 1, 3, 4, 5 и 6 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, расположенных по <адрес>, средствами радиовещания (радиодинамиками для вещания общегосударственной программы).
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой Ярославской области неоднократно проводились проверки условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, по результатам которых вносились представления с требованиями устранить выявленные нарушения закона.
В июле 2021 года прокуратурой области проведена проверка оборудования в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189, камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области. В ходе проверки установлено, что камеры режимных корпусов № 1, 3, 5 и 6 следственного изолятора средствами радиовещания (радиодинамиком для вещания общегосударственной программы) не обеспечены, в независимости от наличия в пользовании у спецконтингента телевизионного оборудования и расположения радиодинамиков на территории Учреждения и в общедоступных местах режимных корпусов.
В связи с выявленными нарушениями уголовно-исполнительного законодательства прокуратурой области 30 июля 2021 года в адрес начальника УФСИН России по Ярославской области внесено представление, которое рассмотрено. Нарушения признаны обоснованными, временно исполнявшему обязанности начальника Учреждения указано на необходимость принятия мер к устранению недостатков, однако по результатам проверки установлено, что до настоящего времени нарушения не устранены. Только после направления прокуратурой области 23 марта 2022 года запроса о предоставлении сведений об обеспечении камер средствами радиовещания управлением ФСИН России по Ярославской области рассмотрены соответствующий расчет и заявка начальника Учреждения от 6 августа 2021 года № 78/ТО/15/6-6505 по оснащению радиоточками.
Исходя из расчета запрошено 132000 руб. на приобретение 220 абонентских громкоговорителей для проводного радиовещания АГ-301, что позволило бы оборудовать камеры всех режимных корпусов, включая режимный корпус № 4 (2 камеры).
Вместе с тем, по результатам рассмотрения Учреждению выделено только 100000 руб. на расходы на радиофикацию, что позволит обеспечить лишь 166 камер исходя из заявленной стоимости громкоговорителя в 600 руб. Останутся необорудованными средствами радиовещания 54 камеры.
В нарушение требований действующего законодательства администрацией Учреждения требования уголовно-исполнительного законодательства не соблюдаются.
ФСИН России, УФСИН России по Ярославской области не принято должных мер к надлежащему финансированию и осуществлению контроля за деятельностью ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства.
Обращение прокурора в суд вызвано непринятием надлежащих мер на протяжении длительного времени по исполнению требований законодательства, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов всех подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в Учреждении.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос отмене решения и приятии нового. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав представителя ФСИН России, УФСИН России по Ярославской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославкой области по доверенностям Майорову Е.В. в поддержание доводов жалобы, возражения прокурора Манокина А.О. относительно доводов жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области обязанности устранить нарушения законодательства в сфере материально-бытового обеспечения арестованных, отбывающих наказание в следственном изоляторе, и о возложении на УФСИН России по Ярославской области и ФСИН России обязанности обеспечить финансирование указанных мероприятий в случае недостаточности выделенных лимитов денежных средств.
С данными выводами суда и мотивами, изложенными в их обоснование, судебная коллегия соглашается, считает правильными, основанными на материалах дела и законе.
Материальный закон - статьи 4,16,17,23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», пункты при рассмотрении настоящего спора применены и истолкованы судом правильно.
Из материалов дела следует, что в июле 2021 года прокуратурой области проведена проверка оборудования в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189, камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области. В ходе проверки установлено, что камеры режимных корпусов № 1, 3, 4, 5 и 6 следственного изолятора средствами радиовещания (радиодинамиком для вещания общегосударственной программы) не обеспечены, в независимости от наличия в пользовании у спецконтингента телевизионного оборудования и расположения радиодинамиков на территории Учреждения и в общедоступных местах режимных корпусов.
По данному факту в адрес начальника УФСИН России по Ярославской области внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.
По результатам выездной проверки соблюдения требований федерального законодательства следственным изолятором установлено, что мер к устранению нарушений, указанных в представлении, не принято.
Факт наличия выявленных нарушений и неисполнения требований прокурора ответчики не оспаривали.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца в части материально-бытового обеспечения лиц, находящихся под стражей, и необходимости оборудовать средствами радиовещания камеры режимных корпусов № 1, 3, 4, 5 и 6 подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы о том, что дело было рассмотрено судом по существу в отсутствие представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, занятого в другом процессе, не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права.
В соответствии с ч. 6 ст. 167 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Поскольку ответчик является юридическим лицом, невозможность участия в судебном заседании представителя вследствие его занятости в другом процессе не является уважительной причиной для отложения судебного заседания, поскольку не препятствует реализации ответчиком его процессуальных прав путем предоставления необходимых полномочий другому представителю.
Доказательств, свидетельствующие о том, что ответчик не имел возможности обеспечить явку другого представителя, не предоставлено, в связи с чем, основания для отложения дела слушанием у суда первой инстанции отсутствовали.
Ссылка апеллянта на то, что истцом не были указаны номера камер и карцеров режимных корпусов, которые необходимо оборудовать радиодинамиками, основанием к отмене решения суда не является.
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что средствами радиовещания оборудованы не все камерные помещения режимных корпусов № 1, 3-6. Необходимость оборудования средствами радиовещания всех камерных помещений ответчиками не оспаривалось. С учетом изложенного, отсутствие указания на конкретные номера камер выше названных режимных корпусов, в которых нужна установка средств радиовещания, не требовалось, препятствий для исполнения судебного решения данное обстоятельство не создает и несения ответчиком дополнительных расходов не влечет.
Наличие трансляционного усилителя, расположенного в дежурной части, а также рупорного радиовещания в коридорах режимных корпусов не освобождает ответчика от обязанности установки средств радиовещания непосредственно в камерах режимных корпусов, прямо предусмотренной законом.
Заключение автором жалобы государственного контракта на поставку настенных громкоговорителей в количестве 80 штук, а также представленная справка от 21 ноября 2022 года с фотографиями, подтверждающая монтаж средств радиовещания в камерах №№ 13-29, 30-41, 43-46 режимного корпуса № 1 и камерах №№ 2,3 режимного корпуса № 4, с учетом того, что в учреждении имеется 220 камерных помещений (л.д.92), не являются достаточными доказательствами устранения ответчиками нарушения законодательства в сфере материально-бытового обеспечения спецконтингента. Частичное исполнение решения суда после его принятия судом первой инстанции не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.
Ссылки в жалобе на недостаточность определенного судом шестимесячного срока для исполнения решения суда ввиду того, что бюджет учреждения на текущий финансовый год уже сформирован, не является основанием к отмене судебного решения.
Согласно пункту 5.12 устава, при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
С учетом указанных выше положений при недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области, путем обеспечения дополнительного финансирования.
Шестимесячный срок для исполнения решения суда соответствует требования разумности и является достаточным для выполнения возложенных на ответчика обязательств.
В целом доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат оснований к отмене или изменению решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 16 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи