дело № 2а-4107/2019
76RS0014-01-2019-003655-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль8 октября 2019 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при секретаре Ховриной О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению мэрии города Ярославля к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой Виктории Игоревны, УФССП России по Ярославской области о признании незаконным постановления,
установил:
Мэрия города Ярославля обратилась в суд административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Моревой В.И., УФССП России по Ярославской области о признании незаконным постановления от 13 сентября 2019 года по исполнительному производству №470/17/76025-ИП от 25 июля 2014 года. Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области привлечен к участию в деле судом в качестве административного ответчика 30 сентября 2019 года.
В обоснование требований указано, что 13 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производством УФССП России по Ярославской области Моревой В.И. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения для уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 470/17/76025-ИП от 25 июля 2014 года, возбужденному на основании решения Кировского районного суда г. Ярославля по делу 2-1543/2014. Постановление поступило в мэрию города Ярославля 16 сентября 2019 года. С учетом положений п.п. 1, 2 ст. 141.1 Бюджетного кодекса РФ мэрия города Ярославля полагает данное постановление незаконным и подлежащим отмене. Взыскание исполнительского сбора носит заявительный характер, в силу чего судебный пристав-исполнитель вправе в установленный законом срок для исполнения исполнительного документа обратиться в департамент финансов мэрии города Ярославля с заявлением о взыскании исполнительского сбора с приложением соответствующего судебного акта, на основании чего денежные средства в соответствии с п. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» будут перечислены в федеральный бюджет. Установление должнику нового срока исполнения по данному виду задолженности является незаконным.
Также подано заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска, обоснованного наличием большого количества постановлений о назначении нового срока исполнения (еще 16), которые мэрия г. Ярославля имеет намерение обжаловать, как следствие этого большой объем подготовительной работы.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, письменную позицию не представили. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований мэрии города Ярославля.
Из материалов дела следует, что в производстве Межрайонного ОСП по особым исполнительным производством УФССП России по Ярославской области находится исполнительное производство № 470/17/76025-ИП от 25 июля 2014 года, возбужденное на основании решения Кировского районного суда г. Ярославля по делу 2-1543/2014 (исполнительный лист ВС №056972971) в отношении мэрии города Ярославля. Предмет исполнения: обязать мэрию г. Ярославля произвести капитальный ремонт жилого дома <адрес>, а именно произвести замену систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения и канализации, выполнить капиатльный ремонт крыши жилого дома, произвести замену системы электрооборудования и электросетей жилого дома в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании анализа административного иска и копий исполнительного производства суд приходит к выводу, что решение Кировского районного суда г. Ярославля от 5 марта 2014 года по делу 2-1543/2014 не исполнено.
24 июля 2015 года в связи с неисполнением исполнительного документа (исполнительный лист ВС №056972971) с мэрии г. Ярославля взыскан исполнительный сбор. Данное постановление не отменно, мэрией г. Ярославля не оспаривалось, доказательства обратного суду не представлены.
После вынесения данного постановления мэрии г. Ярославля неоднократно устанавливались новые сроки для исполнения требования исполнительного документа – исполнительный лист ВС №056972971 (постановления от 23 июня 2017 года, от 23 октября 2018 год, от 11 мая 2019 год, от января 2019 года, от 13 сентября 2019 года).
13 сентября 2019 года вынесено оспариваемое постановление об установлении нового срока исполнения. В данном постановлении отражен: должник и взыскатель, исполнительный лист ВС №056972971, номер и дата исполнительного производства (№ 470/17/76025-ИП от 25 июля 2014 года), предмет исполнения, задолженность по исполнительному производству по состоянию на 13 сентября 2019 года в размере 50 000 рублей, факт не исполнения должником требования исполнительного документа и др. Требования ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" соблюдены.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В данной статье речь идет о мерах, предусмотренных ст.68, главой 15 указанного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В п. 2.1, 3.2 Методических рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора (<Письмо> ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16) закреплено, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства <1>.
Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
После вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора оно приобретает статус самостоятельного исполнительного документа и подлежит принудительному исполнению.
В рамках основного исполнительного производства такое постановление исполняется в общем порядке, предусмотренном Законом.
Исполнительский сбор подлежит взысканию после полного погашения задолженности по исполнительному документу или по всем исполнительным документам, объединенным в сводное исполнительное производство.
Срок предъявления не исполненного в рамках основного исполнительного производства постановления о взыскании исполнительского сбора исчисляется с момента окончания основного исполнительного производства, если такое постановление ранее не предъявлялось к принудительному исполнению в качестве самостоятельного исполнительного документа <1>.
Таким образом, срок, в течение которого может быть возбуждено исполнительное производство с целью исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, не должен превышать двух лет со дня, когда окончено основное исполнительное производство по денежному взысканию или со дня вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора за неисполнение безденежных требований имущественного характера и требований неимущественного характера.
Из анализа как самого постановления об установлении нового срока исполнения от 13 сентября 2019 года, так и копий материалов исполнительного производства с учетом изложенного следует, что 13 сентября 2019 года мэрии города Ярославля установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – исполнительного листа ВС №056972971, а не для уплаты исполнительского сбора.
Кроме того, согласно ч. 2, 7, 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Настоящий административный иск подан в суд 27 сентября 2019 года. Оспариваемое постановление получено мэрией г. Ярославля 16 сентября 2019 года. Соответственно административный иск подан за пределами срока, установленного ч. 2 ст. 219 КАС РФ (1 день).
Мэрия г. Ярославля, заявляя о наличии уважительных причин пропуска срока для подачи административного иска в суд, доказательства в подтверждение своих доводов не представила суду.
При изложенных обстоятельствах доводы, положенные в основу административного иска, заявления, суд полагает не состоятельными, само административное исковое заявление мэрии города Ярославля не подлежащим удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Отказать мэрии города Ярославля в удовлетворении административного иска.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья В.В. Воробьева