Мотивированное решение изготовлено 08.09.2017.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05.09.2017 г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Морозовой М.М.,
при секретаре Свагузовой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Каргаполова <иные данные>, Пешкова <иные данные> к товариществу собственников недвижимости «Светлореченский», Кислову <иные данные>, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании устава недействительным, признании недействительной государственной регистрации изменений и устава,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд к ответчикам с иском, в котором, с учетом заявления о дополнении исковых требований, просят признать недействительной редакцию нового Устава ТСН «Светлореченский», утвержденную решением общего собрания, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, признать недействительной государственную регистрацию изменений учредительных документов ТСЖ «Светлореченский» - редакцию нового Устава ТСН «Светлореченский» (л.д.3-8, 66). В обоснование заявленных требований ссылались на нарушение ответчиком требований действующего законодательства при принятии Устава ТСН «Светлореченский».
В ходе рассмотрения дела судом была привлечена ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, в качестве соответчика (л.д.212).
В судебном заседании истцы требования и доводы, изложенные в письменных пояснениях по иску (л.д.202-208), поддержали. Возражали против удовлетворения ходатайства представителя ответчиков о применении срока исковой давности к требованиям истцов, полагая, что таковой ими не пропущен.
Ответчик Кислов А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще (л.д.219), о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчиков товарищества собственников недвижимости «Светлореченский», Кислова <иные данные> – Королев А.С., действующий по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.65), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.220), исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, поддержал возражения, указанные в письменных отзывах на иск (л.д.69-71, 129-131, 221-226).
Представитель ответчика ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117), исковые требования не признал, дал пояснения, аналогичные изложенным в письменном возражении на иск (л.д.161-163).
Представитель третьего лица Администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 123.12 Гражданского кодекса РФ, товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
ТСН считается созданным с момента его государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Согласно п. 4 ст. 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
В связи с этим нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о товариществах собственниках жилья продолжают применяться к ним и после ДД.ММ.ГГГГ и являются специальными по отношению к общим положениям ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.
Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья (ч. 1 ст. 136 ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, товарищество собственников жилья может быть создано: собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов.
Как следует из материалов дела, общим собранием членов ТСЖ «Светлореченский», проводимого в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, утвержден новый Устав ТСН «Светлореченский» (л.д.26-27).
Согласно выписке из Единого государственного реестра, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы изменения, внесенные в учредительные документы юридического лица, связанные с внесением изменений в сведения о юридическом лице (л.д.201).
Пунктом 2.1. Устава ТСН «Светлореченский» установлено, что товарищество создается в целях совместного управления комплексом имущества, расположенного (находящегося) на земельных участках №, а также поддержание надлежащего санитарно-эпедимиологического состояния указанных земельных участков, их уборку, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов (л.д.12).
Также указанным пунктом Устава определено, что ТСН не оказывает услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников многоквартирных домов №№, расположенных по адресу <адрес>.
Далее судом установлено и подтверждено сторонами, что вышеперечисленные многоквартирные дома, располагаются на земельных участках с кадастровыми номерами №, для обслуживания которых создано ТСН.
В судебном заседании представитель ответчиков подтвердил, что пунктом 2.1. установлена обязанность ТСН по обслуживанию лишь прилегающей территории к многоквартирным домам №№, расположенных на земельных участках №, и обслуживанию амфитеатра, альпийской горки, расположенных на земельном участке №.
Также представитель ТСН пояснил, что для обслуживания общего имущества многоквартирных домов, собственникам помещений необходимо выбрать один из способов управления, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, с учетом пояснений представителя ответчиков, суд приходит к выводу, что поскольку ТСН создано лишь для обслуживания земельных участков, прилегающих к МКД, предполагается создание еще одной управляющей компании, для обслуживания общего имущества многоквартирных домов, либо непосредственное управление собственниками помещений.
Между тем, ст. ст. 35 ЗК РФ и 273 ГК РФ закреплен принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Предметом деятельности ТСН "Светлореченское" является совместное управление комплексом имущества, в силу закона находящегося в общей собственности и в общем пользовании, собственников МКД <адрес>, а также управление им в установленных законодательством пределах.
Из материалов дела усматривается, что собственниками домов №, принято решение о способе управления общим имуществом МКД – непосредственное управление (л.д.36, 40, 41, 44, 48, 49).
Собственниками остальных домов (№) решение о способе управления общим имуществом МКД не принято (л.д.37,38,39,42,43,45,46,47).
Совокупность изложенных данных свидетельствует о том, что по обслуживанию общего имущества некоторых МКД уже избран дополнительный способ управления, и требуется определить еще один способ управления.
При этом все МКД располагаются на двух земельных участках с кадастровыми номерами №.
Вследствие создания ТСН «Светлореченский», который обслуживает лишь прилегающую территорию к МКД <адрес>, фактически вопросы по обслуживанию общего имущества МКД не решены, необходимо создание иных управляющих компаний, предмет и цели создания которых будут совпадать и поглощаться полностью предметом деятельности уже созданного ТСН "Светлореченское", что является нарушением требований действующего законодательства.
Ранее судом указывалось, что в силу прямого указания закона (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ) собственники помещений МКД вправе создавать одно товарищество для совместного использования имущества, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, находящегося в пределах границ земельных участков, на которых расположены МКД.
Между тем, положения Устава ТСН «Светлореченский» не соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ, что свидетельствует о его незаконности.
Возражения представителя ТСН о том, что деятельность ТСН не регулируется нормами Жилищного кодекса РФ, являются несостоятельными, так как не основаны на законе.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что согласно пункту 4 статьи 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. В связи с этим нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о товариществах собственников жилья продолжают применяться к ним и после ДД.ММ.ГГГГ и являются специальными по отношению к общим положениям ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.
Кроме того, по смыслу ч. 9 ст. 161, чч. 1 - 3 ст. 162 ЖК РФ, правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении прилегающей территории многоквартирных домов, как составной части общего имущества многоквартирного дома, производны от прав собственников помещений в этом доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 123.13 ГК РФ товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества.
Между тем, ТСН «Светлореченский» создано, в том числе и для управления имуществом (амфитеатр, альпинарий), расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, в отношении которого не зарегистрированы права каких либо лиц, что подтверждается материалами дела и не оспорено представителем ТСН.
Данное обстоятельство также указывает на обоснованность доводов истцов о несоответствии Устава ТСН «Светлореченский» требованиям действующего законодательства.
Несоблюдение условий, установленных ч. 9 ст. 161 ЖК РФ, а именно управление многоквартирными домами несколькими юридическими лицами или несколькими способами управления, само по себе является безусловным основанием для признания недействительными положений Устава ТСН «Светлореченский», в связи с чем суд считает возможным не оценивать иные доводы, приведенные истцами в обоснование заявленных требований.
С учетом изложенного суд удовлетворяет исковые требования истцов Каргаполова <иные данные>, Пешкова <иные данные> к товариществу собственников недвижимости «Светлореченский», Кислову <иные данные> о признании Устава ТСН «Светлореченский» недействительным.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности положений Устава ТСН «Светлореченсикй», суд считает возможным указать, что настояшее решение является основанием для исключения из реестра ЕГРЮЛ записи от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ТСН «Светлореченский».
Что касается требований Каргаполова <иные данные>, Пешкова <иные данные> к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании недействительной государственной регистрации изменений и устава, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу статьи 25 названного Закона № 129-ФЗ ответственность за недостоверность и ложность сведений несут заявители, законом не предусмотрена обязанность налоговых органов проверять достоверность сведений.
Согласно части 2 статьи 17 указанного Федерального закона, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Закона № 129-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что при регистрации изменений в учредительные документы и Устава ТСН «Светлореченский», ответчиком ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга не допущено нарушений требований действующего законодательства, оснований для отказа в регистрации изменений у ответчика не имелось, в связи с чем требования Каргаполова <иные данные>, Пешкова <иные данные> к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании недействительной государственной регистрации изменений и устава, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Каргаполова <иные данные>, Пешкова <иные данные> к товариществу собственников недвижимости «Светлореченский», Кислову <иные данные>, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании устава недействительным, признании недействительной государственной регистрации изменений и устава – удовлетворить частично.
Признать недействительной новую редакцию Устава ТСН «Светлореченский», утвержденную протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное решение является основанием для исключения из реестра ЕГРЮЛ записи от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ТСН «Светлореченский».
Исковые требования Каргаполова <иные данные>, Пешкова <иные данные> к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании недействительной государственной регистрации изменений и устава оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
Председательствующий