РЎСѓРґСЊСЏ Рсмагилов Рђ.Рў. РЈРР” 16RS0036-01-2019-005871-14
№ дела в суде первой инстанции 2а-4084/2019
№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-1634/2020
Учет № 173а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
11 февраля 2020 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Моисеевой Рќ.Рќ., Сибгатуллиной Р›.Р.,
с участием прокурора Халиковой Л.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухамедзяновой В.Р.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Моисеевой Рќ.Рќ. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе жалобой Р¤РРћ10 РЅР° решение Альметьевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР°, которым постановлено:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Федерального казенного учреждения Рсправительная колония в„–8 Управления Федеральной службы исполнения наказания РїРѕ Республике Татарстан РѕР± установлении административного надзора Рё административных ограничений РІ отношении Р¤РРћ11– удовлетворить.
Установить РІ отношении Р¤РРћ12, родившегося 6 октября 1977 РіРѕРґР° РІ Рі. Набережные Челны Татарской РђРЎРЎР , административный РЅР° СЃСЂРѕРє РґРѕ погашения судимости РїРѕ РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂСѓ Набережночелнинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 16 марта 2017 РіРѕРґР°, Р·Р° вычетом СЃСЂРѕРєР° истекшего после отбытия наказания.
Установить РІ отношении Р¤РРћ13 административные ограничения РІ РІРёРґРµ: запрещения пребывания РІРЅРµ жилого или РёРЅРѕРіРѕ помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица СЃ 22.00 часов РґРѕ 06.00 часов следующего РґРЅСЏ, РєСЂРѕРјРµ такого пребывания, связанного СЃ осуществлением трудовой деятельности; запрещения посещения мест проведения массовых Рё иных мероприятий Рё участия РІ указанных мероприятиях, запрещения выезда Р·Р° установленные СЃСѓРґРѕРј пределы муниципального района РїРѕ избранному месту жительства, пребывания либо фактического нахождения, Рё обязательной СЏРІРєРё РґРІР° раза РІ месяц для регистрации РІ орган внутренних дел РїРѕ месту жительства, пребывания либо фактического нахождения.
Срок административного надзора в отношении Киямова Радика Наиповича исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания либо фактического нахождения.
Проверив материалы административного дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, заслушав заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р¤РРћ14., судебная коллегия
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› Рђ:
Начальник Федерального казенного учреждения Рсправительная колония в„–8 Управления Федеральной службы исполнения наказания РїРѕ Республике Татарстан Р¤РРћ15. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј РѕР± установлении административного надзора Рё административных ограничений РІ отношении осужденного Р¤РРћ16.
Р’ обоснование заявленного требования указано, что последний имеет непогашенную судимость РїРѕ РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂСѓ Набережночелнинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 16 марта 2017 РіРѕРґР° Р·Р° совершение преступления РїСЂРё опасном рецидиве преступлений. Подлежит освобождению 24 января 2020 РіРѕРґР°. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изложенным, административный истец, РІ целях предупреждения совершения административным ответчиком новых преступлений Рё правонарушений, Р° также оказания индивидуального профилактического воздействия, учитывая совершение административным ответчиком преступления РІ период нахождения РїРѕРґ административным надзором СЃ отбыванием наказания РІ исправительной колонии строгого режима, совершения преступления РїСЂРё опасном рецидиве, РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ установить РІ отношении Р¤РРћ17. административный надзор РЅР° СЃСЂРѕРє, установленный законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации для погашения судимости РїРѕ РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂСѓ Набережночелнинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Р Рў РѕС‚ 16.03.2017 РіРѕРґР°, Р·Р° вычетом СЃСЂРѕРєР°, истекшего после отбытия наказания Рё административные ограничения РІ РІРёРґРµ запрещения пребывания РІРЅРµ места жительства РІ ночное время суток СЃ 22.00 часов РґРѕ 06.00 часов, запрещения выезда Р·Р° пределы места жительства без разрешения органов внутренних дел; запрещения посещения мест проведения массовых Рё иных мероприятий Рё участия РІ указанных мероприятиях Рё обязательной СЏРІРєРё РґРІР° раза РІ месяц РІ орган внутренних дел РїРѕ месту жительства или пребывания для регистрации.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Р’ апелляционной жалобе Р¤РРћ18. ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене решения СЃСѓРґР° РїРѕ мотиву его незаконности Рё необоснованности. Апеллянт считает, что изложенные РІ решении СЃСѓРґР° выводы РЅРµ соответствуют его семейному положению, РїСЂРѕСЃРёС‚ изменить установленные РІ отношении него административные ограничения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел. По делу об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 102-ФЗ)
Частью 1 статьи 4 Закона N 64-ФЗ определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 статьи 4 Закона N 64-ФЗ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 приведенного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
РР· материалов дела РІРёРґРЅРѕ, что РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂРѕРј Набережночелнинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 16 марта 2017 РіРѕРґР° Р¤РРћ19. осужден РїРѕ части 2 статьи 228 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 3 РіРѕРґР° СЃ отбыванием наказания РІ исправительной колонии строго режима.
РР· представленной характеристики администрации исправительного учреждения следует, что Р·Р° период отбывания наказания Р¤РРћ20. поощрений РЅРµ имеет, мероприятия воспитательного характера посещал, реагировал РЅР° проводимые мероприятия слабо, должные выводы для себя РЅРµ делает, характеризуется «отрицательно».
РџСЂРё таких обстоятельствах, РїСЂРёРЅСЏРІ РІРѕ внимание наличие Сѓ Р¤РРћ21. непогашенной судимости Р·Р° совершение тяжкого преступления РїСЂРё опасном рецидиве преступлений, РІ целях предупреждения совершения Р¤РРћ22. новых преступлений Рё РґСЂСѓРіРёС… правонарушений, оказания РЅР° него индивидуального профилактического воздействия РІ целях защиты государственных Рё общественных интересов, СЃСѓРґРѕРј первой инстанции правомерно удовлетворено административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление начальника ФКУ РРљ-8 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан РѕР± установлении РІ отношении Р¤РРћ23. административного надзора.
Административные ограничения были назначены судом с учетом данных о личности лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, что соответствует руководящим разъяснениям, изложенным в абзаце 5 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», согласно которым судом при избрании административных ограничений учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
РџСЂРё установлении РІРёРґРѕРІ административных ограничений, СЃСѓРґРѕРј первой инстанции учтены обстоятельства дела, связанные СЃ личностью Р¤РРћ24 его поведение РІ период отбывания наказания, характеристика исправительного учреждения.
С оценкой суда соглашается и судебная коллегия, приходя к выводу об обоснованности установленных административных ограничений.
Установленные СЃСѓРґРѕРј первой инстанции административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведенному РІ статье 4 Закона N 64-ФЗ, чрезмерными РЅРµ являются, Рё способствуют предупреждению совершения Р¤РРћ25. преступлений Рё РґСЂСѓРіРёС… правонарушений, оказанию РЅР° него индивидуального профилактического воздействия РІ целях защиты государственных Рё общественных интересов, РІ полной мере отвечают целям административного надзора.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, так как совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений является безусловным основанием для установления административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы.
В то же время судебная коллегия принимает во внимание, что в соответствии со статьей 10 Закона N 64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения, в том числе, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Более того, РЅР° основании этой Р¶Рµ статьи Закона Р¤РРћ26., как поднадзорное лицо РІ дальнейшем вправе обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ досрочном прекращении административного надзора, Р° также Рѕ частичной отмене установленных СЃСѓРґРѕРј административных ограничений.
Установление административного надзора при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3) согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом N 64-ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), не является наказанием, а относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р› Рђ :
решение Альметьевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР° РїРѕ данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р¤РРћ27 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё