Решение по делу № 2а-141/2019 от 23.10.2018

Административное дело № 2а-141/2019

24RS0016-01-2018-002065-54

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2019 года                                       г. Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Черенковой Е.В., при секретаре Савиной А.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 26 по Красноярскому краю к Гриненко Ивану Ивановичу о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 26 по Красноярскому краю (далее - административный истец) обратилась в суд с иском к Гриненко И.И. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, указав, что Гриненко И.И., с ДД.ММ.ГГГГ осуществляя предпринимательскую деятельность, утратив статус предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ в указанный период в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» являлся плательщиком страховых вносов. Взыскателем выявлена недоимка, в связи с чем в соответствии со ст. 69 НК РФ должнику направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов и пени, которые в установленный срок не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Гриненко И.И.. Административный истец, обратившись с настоящим иском, просил восстановить истцу пропущенный срок для подачи административного искового заявления, ссылаясь на наличие большого количества плательщиков, обязанных к выплате страховых взносов, переданных ПФ в ФНС, а также систематическим сторнированием сумм задолженности, поступающих в порядке обмена информацией от ПФ; взыскать с Гриненко И.И. задолженность по страховым взносам и пени на общую сумму 17 406,39 руб..

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю не прибыл, о дате и месте рассмотрения дела МИФНС извещена надлежащим образом. Представитель истца Дмитриенко Д.Н. (полномочия подтверждены доверенностью и дипломом о высшем юридическом образовании) настаивал на удовлетворении заявленных требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что в разрешении ходатайства восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления о взыскании в суд, полагается на усмотрение суда.

Административный ответчик Гриненко И.И. в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрен главой 32 КАС РФ.

До 01 января 2017 года отношения по уплате страховых взносов были урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5).

Согласно части 8 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии с частью1 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22).

Согласно части 1.2 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей.

Как установлено статьей 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из выписки из ЕГРИП от 19.07.2018г., с 25.06.2013г. административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, утратил статус 13.01.2017г.. В указанный период являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Поскольку Гриненко И.И. обязательства по уплате страховых взносов своевременно исполнены не были, ИФНС в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ направил ответчику требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, о которых указал в иске.

В связи с неисполнением ответчиком требований, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка в ЗАТО <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Гриненко И.И. страховых взносов и пени. Мировым судьей определением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа по причине истцом пропуска срока обращения с заявлением и наличием спора о праве.

В суд с настоящим иском административный истец обратился 15.10.2018г..

Согласно материалам дела Гриненко И.И. установлен срок исполнения требований ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным расчетам административного истца, на момент обращения с настоящим иском в суд задолженность ответчика по страховым взносам и пени составила 17 406,39 руб., что не оспорено ответчиком.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Аналогичная норма была закреплена частями 2, 3 статьи 21 Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009.

В силу п. 2ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ).

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

По смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

В заявлении, ходатайствуя о восстановлении срока, административный истец указывает на то, что он обращался с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам к мировому судье, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления.

Данное определение мирового суда налоговым органом в установленном законом порядке не обжаловано.

На момент предъявления в суд настоящего административного искового заявления, по мнению суда, возможность взыскания задолженности по страховым взносам, пени налоговым органом утрачена.

В силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно течения сроков исковой давности, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", которая подлежит применению по аналогии в спорном правоотношении, положение пункта 1 статьи 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.

При таких обстоятельствах в данном административном деле имеет значение дата обращения истца в Железногорский городской суд – ДД.ММ.ГГГГ, которая свидетельствует о пропуске административным истцом срока исковой давности.

Указанные истцом в административном иске причины пропуска срока являются неуважительными, поскольку судом отказано в принятии заявления в связи с обстоятельством, свидетельствующим о пропуске срока, наличии спора, и после получения определения мирового судьи от 16.02.2018г. повторно в суд административный истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, спустя более шести месяцев, что в данном случае не может быть признано разумным сроком.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от количества плательщиков (задолжников) к выплате страховых взносов.

По мнению суда, у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке, в установленный срок. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в установленный срок, материалы дела не содержат.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч.5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Поскольку объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок, суд не находит правовых оснований для восстановления срока на подачу административного иска.

При установленных обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 26 по Красноярскому краю к Гриненко Ивану Ивановичу о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления, взыскании недоимки по страховым взносам и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца.

Судья Железногорского городского суда                              Е.В.Черенкова

2а-141/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 26 по Красноярскому краю
Ответчики
Гриненко Иван Иванович
Гриненко И.И.
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Дело на странице суда
gelgor.krk.sudrf.ru
23.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2019[Адм.] Судебное заседание
15.01.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2020Регистрация административного искового заявления
21.03.2020Передача материалов судье
21.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее