Решение по делу № 2-3897/2022 от 02.12.2022

УИД № 57RS0022-01-2022-004585-48     

Производство № 2-3897/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2022 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Большаковой Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кулаковой Д.А.

с участием истца Лисовенко Е.Ю.

представителя истца Кирсанова В.В., ордер № 2316 от 22.12.2022, удостоверение 0847 от 12.03.2018

представителя ответчика Чеботаревой О.В., действующей на основании доверенности от 01.10.2021 № 186

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лисовенко Елены Юрьевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии

установил:

Лисовенко Е.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения установленного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в с. Цвеленево Сосковского района Орловской области. Однако пенсионным органом было отказано в назначении пенсии.

Полагая отказ пенсионного органа в досрочном назначении пенсии незаконным, истец Лисовенко Е.Ю. просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии с 25.11.2022.

В судебном заседании истец Лисовенко Е.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – Чеботарева О.В. в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении, поскольку в период проживания истца на загрязненной территории документально подтвержден.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Из ст. 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р (утратившим силу с 01.02.1998), населенный пункт – с. Цвеленево Сосковского района Орловской области отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.10.2022 истец Лисовенко Е.Ю. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года, однако решением от 02.11.2022 истцу в этом было отказано.

Отказывая истцу в назначении пенсии досрочно, ответчик указал на то, что Лисовенко Е.Ю. не имеет права на назначение пенсии в льготном исчислении, поскольку период проживания с 01.10.1993 по 31.08.1994 в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально. Всего период проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом у Лисовенко Е.Ю. составляет 11 лет 4 месяца 7 дней.

Из представленной суду трудовой книжки следует, что Лисовенко Е.Ю. в спорный период непрерывно работала в Цвеленевской средней школе Сосковского района Орловской области, расположенной в с. Цвеленево Сосковского района Орловской области.

Также, судом установлено, что Лисовенко Е.Ю., в спорный период фактически проживала в с. Цвеленево Сосковского района Орловской области, находясь в отпуске по уходу за ребенком. Данное обстоятельство подтверждается записями в домовой книге, в которой значились зарегистрированными супруг истца Лисовенко А.Л. и ее дочь Лисовенко Е.А.; сертификатом о профилактических прививках на имя Лисовенко Е.А., в котором домашний адрес указан как с. Цвеленево, сертификат выдан БУЗ ОО «Сосковская ЦРБ», а также показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8 и ФИО5, которые подтвердили факт проживания в спорный период истца в с. Цвеленево Московского района Орловской области

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку они объективно согласуются с письменными материалами дела. Свидетели предупреждались об уголовной ответственности за заведомо ложные показания.

Доводы ответчика не могут служить основанием к отказу истцу в признании за ним права на получение льготный пенсии.

Поскольку истец Лисовенко Е.Ю. в спорный период с 01.10.1993 по 31.08.1994 проживала в населенном пункте – с. Цвеленево Сосковского района Орловской области, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд приходит к выводу о том, что она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом включенных ответчиком периодов, дающих право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, в связи с чем, пенсия истцу должна быть назначена с 25.11.2022.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Лисовенко Елены Юрьевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии – удовлетворить.

Признать за Лисовенко Еленой Юрьевной, (дата обезличена) года рождения право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Лисовенко Елене Юрьевне с 25.11.2022.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме 29 декабря 2022 года.

Судья      Ю.В. Большакова

2-3897/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Лисовенко Елена Юрьевна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по Орловской области
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Большакова Юлия Владимировна
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
02.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2022Передача материалов судье
05.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее