№ 2-3173/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2019 года гор. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Василенко В.В.,
при секретаре Дацковской Ю.В.,
с участием представителя истца Ракитянской Г.А., представителей УПФР в г. Белгороде Белгородской области Черкашиной Е.В. и Борисенко Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перепелицы В.В. к УПФР в г. Белгороде Белгородской области о включении в трудовой и страховой стаж периода нахождения на второй группе инвалидности,
установил:
Перепелица В.В. участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в период с 26.06.1986 г. по 31.07.1986 г. Во время выполнения этих работ подвергался воздействию радиации, в результате чего развился ряд болезней, приведших к инвалидности.
Заключением Бюро медико-социальной экспертизы № ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» от 01.06.2010 г. истцу бессрочно установлена 2 группа с причиной: «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».
Истец в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» получает пенсию по инвалидности второй группы вследствие военной травмы.
Перепелица В.В. с 18.05.2000 г. по 31.12.2001 г. признавался инвалидом <***> группы с причиной: «<***>» (заключением Межрайонного бюро медико-социальной экспертизы № г. Белгорода от 23.05.2000 г.).
11.06.2019 г. истец обратился в УПФР в г. Белгороде Белгородской области с заявлением, в котором просил включить вышеуказанный период нахождения на инвалидности <***> группы в страховой и трудовой стаж.
Однако ответчик указал на отсутствие оснований для включения периода нахождения на инвалидности в стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию по старости.
Дело инициировано иском Перепелица В.В., который просил возложить на УПФР в г. Белгороде Белгородской области обязанность включить в его страховой и трудовой стаж время нахождения на инвалидности <***> группы с 18.05.2000 г. по 31.12.2001 г.
Истец Перепелица В.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Ракитянская Г.А. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представители УПФР в г. Белгороде Белгородской области Черкашина Е.В. и Борисенко Г.Н. возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Перепелица В.В. относится к категории граждан, получивших заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данное обстоятельство подтверждается удостоверением серии Б № от 26.05.2008 г.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179- ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1 гражданам из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, пенсионное обеспечение производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на основании пп. 1 п. 3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В п. 3, 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
В страховой стаж включаются периоды работы и иные периоды, включение которых было предусмотрено действовавшим в этот период времени законодательством.
В период установления истцу инвалидности <***> группы с причиной: «<***>» с 18.05.2000 г. по 31.12.2001 г. действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. № 340-1.
Согласно ст. 92 вышеуказанного Закона в общий трудовой стаж включается наравне с работой периоды инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания.
Инвалидностью вследствие трудового увечья, признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации (ст. 39 Закона от 20.11.1990 г. № 340-1).
Работа Перепелица В.В. по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС являлась исполнением государственных обязанностей.
Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период нахождения истца на инвалидности подлежит включению в общий трудовой и страховой стаж при назначении пенсии по старости.
Данный вывод суда полностью подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 20.05.2005 г. № 42В04-14.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Перепелицы В.В. к УПФР в г. Белгороде Белгородской области о включении в трудовой и страховой стаж периода нахождения на второй группе инвалидности удовлетворить.
Обязать УПФР в г. Белгороде Белгородской области включить в страховой и трудовой стаж Перепелицы В.В. время нахождения на инвалидности <***> группы с 18.05.2000 г. по 31.12.2001 г.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья – подпись
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2019 г.
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>