Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2018 года.
Дело №2-202/2018
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации |
15 марта 2018 года г. Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Тайбарей А.И.,
с участием представителя истца Овчинниковой Ю.В.,
третьего лица, представителя ответчика, представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения <адрес> к Соболеву Владимиру Петровичу о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения <адрес> обратился в суд с иском к Соболеву В.П. о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указывает, что ответчику, который являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ДД.ММ.ГГГГ выдан жилищный сертификат, размер социальной выплаты составил 1 508 430 рублей. При проведении в августе 2017 года проверки деятельности истца, ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России составлен акт, согласно которому последний пришел к выводу о необоснованности выдачи Соболеву В.П. государственного жилищного сертификата, поскольку при расчете размера жилищной субсидии не были учтены члены семьи ответчика. Полагает, что социальная выплата произведена ответчику с нарушением требований закона, в связи с чем последний без установленных оснований сберег за счет федерального бюджета 1 508 430 рублей. Указанную сумму просит взыскать с ответчика в качестве неосновательного обогащения.
В судебном заседании представитель истца Овчинникова Ю.В., заявленные требования подержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Пояснила, что при расчете стоимости жилищного сертификата члены семьи не учитывались, была учтена стоимость отчужденной доли в праве собственности на жилье.
Ответчик, третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Их представитель, третье лицо ФИО5 в судебном заседании с требованиями не согласилась, указа, что в указанной подпрограмме в качестве члена семьи не участвовала, членом семьи ответчика не являлась, на нее выплата не рассчитывалась.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Статьей 1 данного Федерального закона определено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы».
Порядок получения указанной социальной выплаты определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Указанными правилами предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. «з» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с п. 6 Правил, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в рамках подпрограммы могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание.
Из материалов дела следует, что Соболев В.П. с 1996 года состоял в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ по категории «инвалид детства».
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Соболев В.П. просил выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в <адрес> с учетом супруги ФИО6
Из материалов дела следует, что в период участия в подпрограмме по договору от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 передана в собственность в порядке приватизации <адрес> в <адрес>. Соболев В.П. и ФИО6 от приватизации жилого помещения отказались.
На основании распоряжения Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО № от ДД.ММ.ГГГГ Соболеву В.П. на семью из 2 человек выдан государственный жилищный сертификат, удостоверяющий право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 1 508 430 рублей на приобретение жилья в <адрес>. Указанная социальная выплата была рассчитана исходя из норматива общей площади жилого помещения на 2 человека (с учетом супруги – ФИО6). Другие члены семьи ответчика волеизъявление на участие в государственной программе не выразили и при расчете социальной выплаты не учитывались.
Заявляя требование о взыскании с Соболева В.П. неосновательного обогащения истец ссылается на то обстоятельство, что оснований для выдачи ответчику государственного жилищного сертификата не имелось, поскольку при расчете социальной выплаты не были учтены члены семьи ответчика, которым принадлежит жилое помещение, тогда как обязательство о безвозмездном отчуждении на данное недвижимое имущество в государственную (муниципальную) собственность представлено не было.
Действительно, для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы представляет документы, указанные в пункте 44 Правил, в том числе обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению № (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 и пункте 16(4) настоящих Правил.
Согласно п. 44 (1) Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты.
Норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования (п. 16.1).
Согласно пункту 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане - в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Вместе с тем, в заявлении ответчика о предоставлении социальной выплаты, другие члены его семьи не значатся, и применительно к целям предоставления государственного жилищного сертификата таковыми они не являются, при этом факт их совместного проживания в данном случае значения не имеет.
Таким образом, необходимость предоставления обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, сводятся к осуществлению ответчиком правомочия распоряжения в отношении имущества, которое ему не принадлежит.
Кроме того, исходя из содержания Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, а также Приложения № к ним обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность предоставляется не обезличенно, а в отношении конкретного жилого помещения (помещений) с указанием его адреса, а также реквизитов правоподтверждающих документов.
Отсутствие жилого помещения, принадлежащего гражданину – участнику подпрограммы и/ или членам его семьи на праве собственности, в силу Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, не является препятствием для выдачи государственного жилищного сертификата.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность, не являлось основанием для отказа в выдаче ответчику государственного жилищного сертификата.
Кроме того, для граждан - участниках подпрограммы, которые имеют в собственности жилое помещение, желают сохранить его или распорядились им по своему усмотрению и не согласились дать в соответствии с подпунктом «в» пункта 16.1 Правил обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность п. 16.2 Правил установлен порядок определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты.
В частности, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выдачи ответчику государственного жилищного сертификата) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В данном случае расчет, выплаченной ответчику социальной выплаты был произведен с учетом указанных норм права.
В соответствии с ч.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. При этом правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса РФ (обязательства вследствие неосновательного обогащения), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст. 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса РФ, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Исходя из смысла данных норм, для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие трех условий, если: имеет место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, а имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать; отсутствуют правовые основания, то есть когда приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, а значит, происходит неосновательно.
Бремя доказывания наличия указанных обстоятельств в совокупности возложено на истца.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что доказательств, свидетельствующих о наличии недобросовестности со стороны Соболева В.П., а также о неосновательности получения последним социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, вопреки ст.56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения <адрес> к Соболеву Владимиру Петровичу о взыскании неосновательного обогащения - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий подпись В.В.Распопин
Копия верна, судья В.В.Распопин