Решение по делу № 2-1753/2023 от 31.03.2023

61RS0012-01-2023-001264-78

Отметка об исполнении по делу № 2-1753/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2023 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Савельевой Л.В.

при секретаре судебного заседания Беляевой Д.С.,

с участием:

помощника прокурора г. Волгодонска Краснобаевой Г.В.,

представителя Администрации г. Волгодонска Галицкой О.В., действующей на основании доверенности № 52.1-14/9565 от 22.12.2022,

представителя Управления образования г. Волгодонска Чибичьян О.В., действующей на основании доверенности № 52.4.5.1-14/13 от 30.12.2022,

представителя МБОУ СШ № 15 г. Волгодонска Склярова И.М., действующего на основании приказа Управления образования г. Волгодонска № 38 от 03.08.1992,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Волгодонска, Управлению образования г. Волгодонска, МБОУ СШ № 15 г. Волгодонска об обязании устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Волгодонска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – сотрудников и несовершеннолетних обучающихся МБОУ СШ № 15 г. Волгодонска к Администрации г. Волгодонска, Управлению образования г. Волгодонска об обязании устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, третье лицо: МБОУ СШ № 15 г. Волгодонска указав, что прокуратурой города во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 25.01.2022 № 4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся в МБОУ СШ № 15.

В ходе проверки установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. В нарушение пунктов 5, 23 срок годности плана эвакуации на основе фотолюминесцентных материалов истек, объект защиты не в полном объеме оборудован знаками ПБ направления движения к эвакуационным выходам, на объект защиты не предоставлен проект, не произведен расчет времени эвакуации людей из здания, не установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов, не обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы, не организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям, настенные речевые оповещатели в здании школы имеют недостаточный уровень громкости, система автоматической пожарной сигнализации настроена на срабатывание от одного пожарного извещателя, а не от двух пожарных извещателей, не обеспечивается питание пожарной сигнализации от резервных источников питания в течение 24 часов в дежурном режиме и 1 часа в тревожном, комната техперсонала, расположенная на 3-м этаже, а также кладовые комнаты техперсонала, предназначенные для складирования инвентаря, расположенные на 1-м, 2-м, и 3-м этажах здания школы не защищены автоматической пожарной сигнализацией.

Также в нарушении Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч.3 ст.4, ст.4, ч.2 ст.82 срок знаков пожарной безопасности на основе фотолюминесцентных материалов истек, в одном кабель-канале, идущем к приемно-контрольному прибору проложены шлейфы пожарной сигнализации и соединительные линии других приборов управления сигнализацией, а также электрические кабели 220 В, не все кабельные линии системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей сохраняют работоспособность при пожаре, в течении времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.

Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

До настоящего времени нарушение не устранено, замена системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не произведена.

    На основании ст. 12, 210 ГК РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст. 22,35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ истец просил обязать

Администрацию г. Волгодонска выделить денежные средства на устранение выявленных нарушений (комната техперсонала, расположенная на 3- м этаже, а также кладовые комнаты техперсонала, предназначенные для складирования инвентаря, расположенные на 1-м, 2-м, и 3-м этажах здания школы не защищены автоматической пожарной сигнализацией, настенные речевые оповещатели в здании школы не располагаются таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.); обязать <данные изъяты> устранить выявленные нарушения (комната техперсонала, расположенная на 3-м этаже, а также кладовые комнаты техперсонала, предназначенные для складирования инвентаря, расположенные на Гм, 2-м, и 3- м этажах здания школы не защищены автоматической пожарной сигнализацией, настенные речевые оповещатели в здании школы не располагаются таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.).

Представитель истца - помощник прокурора г. Волгодонска Краснобаева Г.В. в судебном заседании уточнила исковые требования и просила обязать Администрацию г. Волгодонска выделить денежные средства на установку оповещателей автоматической пожарной сигнализации в комнате технического персонала, расположенной на 3-ем этаже, а также в кладовых комнатах техперсонала, предназначенных для складирования инвентаря, расположенных на 1,2,3-ем этажах здания школы.

Обязать Управление образования г. Волгодонска, МБОУ СШ № 15 установить оповещатели автоматической пожарной сигнализации в комнате технического персонала, расположенную на 3-ем этаже, а также в кладовых комнатах техперсонала, предназначенных для складирования инвентаря, расположенных на 1,2,3-ем этажах здания школы.

Срок исполнения 1 год с момента вступления в законную силу решения суда.

Представитель Администрации г. Волгодонска Галицкая О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам гражданского дела.

Представитель Управления образования г. Волгодонска Чибичьян О.В. в судебном заседании в удовлетворении требования просила отказать, полагала, что пожарная сигнализация находится в исправном состоянии, не имеет каких-либо нарушений требованиям действующего законодательства.

Представитель МБОУ СШ <адрес> Скляров И.М. исковые требования не признал, пояснил, что вся система находится в работоспособном состоянии. Указанные прокурором помещения не используются по назначению, устанавливать в них автоматические оповещатели считает нецелесообразным. Комната технического персонала была перемещена с 3-го этажа на 1-й этаж, которая оснащена оповещателем, а кладовые комнаты 1,2,3-го этажей стоят пустые, не используются в качестве кладовых, весь инвентарь из них перенесен в другое помещение.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит уточненные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания имущества возложено на собственника имущества.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которым разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

Кроме того требования противопожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.Согласно статье 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).

При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента).

Согласно п. 3 ст. 51 Технического регламента системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с п. 3 ст. 52 Технического регламента одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта (часть 1 статьи 54).

Имущество МБОУ СШ <адрес>, является муниципальной собственностью и находится в казне муниципального образования.

Согласно пункту 5 части 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с постановлением Администрации города Волгодонска от 03.05.2011 № 1051 «О передаче полномочий учредителя» Управление образования города Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, в том числе МБОУ СШ г. Волгодонска, которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.

Имущественный комплекс, расположенный по вышеуказанному адресу, находится в муниципальной собственности города и передан учреждению для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.

В соответствии с п. 3, 10, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обеспечивает безопасность обучающихся во время пребывания.

Согласно абз. 8 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Суд установил, что прокуратурой г. Волгодонска в защиту интересов неопределенного круга лиц сотрудников и несовершеннолетних обучающихся МБОУ СШ № 15 г. Волгодонска проведена проверка по соблюдению законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено нарушение пунктов 5, 23 срок годности плана эвакуации на основе фотолюминесцентных материалов истек, объект защиты не в полном объеме оборудован знаками ПБ направления движения к эвакуационным выходам, на объект защиты не предоставлен проект, не произведен расчет времени эвакуации людей из здания, не установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов, не обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы, не организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям, настенные речевые оповещатели в здании школы имеют недостаточный уровень громкости, система автоматической пожарной сигнализации настроена на срабатывание от одного пожарного извещателя, а не от двух пожарных извещателей, не обеспечивается питание пожарной сигнализации от резервных источников питания в течение 24 часов в дежурном режиме и 1 часа в тревожном, комната техперсонала, расположенная на 3-м этаже, а также кладовые комнаты техперсонала, предназначенные для складирования инвентаря, расположенные на 1-м, 2-м, и 3-м этажах здания школы не защищены автоматической пожарной сигнализацией.

Также в нарушении Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч.З ст.4, ст.4, ч.2 ст.82 срок знаков пожарной безопасности на основе фотолюминесцентных материалов истек, в одном кабель-канале, идущем к приемно-контрольному прибору проложены шлейфы пожарной сигнализации и соединительные линии других приборов управления сигнализацией, а также электрические кабели 220 В, не все кабельные линии системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей сохраняют работоспособность при пожаре, в течении времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.

В соответствии с п. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны обучающихся и работников образовательной организации, обеспечения безопасности обучающихся (воспитанников) во время их пребывания в образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Нарушения законодательства о пожарной безопасности в учреждениях образования, являющихся объектами с массовым пребыванием людей, преимущественно несовершеннолетнего возраста, подвергают опасности их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара, могут повлечь порчу имущества МБОУ СШ г. Волгодонска.

Поскольку здание МБОУ СШ г. Волгодонска по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности и передано учреждению для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, то в силу требований п.3, 10, 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 210 ГК РФ, на ответчиков возложена обязанность по обеспечению безопасности жизни, здоровья неопределенного круга лиц, а также имущественных интересов при использовании спорного объекта.

При таких обстоятельствах суд находит уточненные исковые требования прокурора г. Волгодонска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчиков о нецелесообразности установки оповещателей автоматической пожарной сигнализации в указанных прокурор помещениях школы, в связи с неиспользованием данных помещений для хранения инвентаря, с учетом вышеприведённых правовых норм признаются судом несостоятельными и подлежат отклонению.

В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

    Суд полагает необходимым установить ответчикам срок исполнения решения суда об устранении нарушений требований противопожарной безопасности в здании образовательной организации –МБОУ СШ г. Волгодонска в срок, не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Волгодонска в срок, не позднее 1 года с даты вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства на установку оповещателей автоматической пожарной сигнализации в комнате техперсонала, расположенной на 3-м этаже, а также кладовых, комнатах техперсонала, предназначенных для складирования инвентаря, расположенных на 1-м, 2-м и 3-м этажах здания МБОУ СШ <адрес> по адресу: <адрес>.

Обязать Управление образования г. Волгодонска, МБОУ СШ г. Волгодонска в срок, не позднее 1 года со дня вступления решения в законную силу, установить оповещатели автоматической пожарной сигнализации в комнате техперсонала, расположенной на 3-м этаже, а также кладовых, комнатах техперсонала, предназначенных для складирования инвентаря, расположенных на 1-м, 2-м и 3-м этажах здания МБОУ СШ <адрес> по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме.

Судья Савельева Л.В.

В окончательной форме решение изготовлено 16 июня 2023 года.

2-1753/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурора г.Волгодонска Ростовской области
Ответчики
Администрация г. Волгодонска
Управление образования г.Волгодонска
Другие
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №15
Суд
Волгодонской районный суд Ростовской области
Судья
Савельева Людмила Васильевна
Дело на странице суда
volgodonskoy.ros.sudrf.ru
31.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2023Подготовка дела (собеседование)
27.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее