Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ивдель 29 июня 2021 года
Ивдельский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего: судьи Михеля А.А.,
с участием истца Калинина С.Н.,
представителя ответчика ФСИН России – Эйлехановой Е.Ю.,
при секретаре Гамаюновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи административное дело №2а-183/2021 по исковому заявлению Калинина С.Н. к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области о признании бездействия за ненадлежащее обеспечение помывок незаконным и взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
У С Т А Н О В И Л:
Калинин С.Н. обратился в Ивдельский городской суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области о признании бездействия за ненадлежащее обеспечение помывок незаконным и взыскании компенсации вреда в сумме 280000руб. по тем основаниям, что с 26.12.2016 года по ноябрь 2017 года он был обеспечен только одной помывкой в неделю, а в августе - сентябре 2017 года вообще не обеспечивался помывками.
В судебном заседании административный истец Калинин С.Н. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика ФСИН России Эйлеханова Е.Ю., считает исковые требования Калинина С.Н. не подлежащими удовлетворению, поскольку факт нарушения его прав не подтвержден, административным истцом пропущен срок подачи административного искового заявления.
Административные ответчики ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области своего представителя в судебное заседание не направили.
Свидетели С.В.А. и Ч.П.С. в судебном заседании пояснили, что в 2017 году они отбывали наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, при этом помывка осужденным предоставлялась 1 раз в 7-10 дней, в июле-августе помывка не предоставлялась в течение 3 недель.
Выслушав мнение участвующих лиц, свидетелей, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно справке Калинин С.Н. отбывал наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг.
Согласно графика помывки осужденных содержащихся в ОСУС ПКТ ФКУ ИК-56, утвержденного 09.01.2017 года помывка осужденных первого этажа установлена в субботу и среду, второго этажа в четверг и воскресенье.
Согласно актов котельно-печное оборудование в 2017 году не работало в связи с профилактическим ремонтом с 20.08.2017 года по 25.08.2017 года.
В соответствии с ч.1, 1.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» от 25.12.2018 года №47 административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов; нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер поэтому административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
На основании ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
При этом в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 27.12.2019 года №494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы, в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно информации Минюста России и формуляра жалобы Калинина С.Н. в Европейский Суд по правам человека он обращался с жалобой № о признании действий по не соблюдению надлежащих условий в местах отбывания наказания за период отбывания наказания в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, в том числе за посещение душа не чаще одного раза в неделю, указанных в административном исковом заявлении; решением ЕСПЧ от дд.мм.гггг жалоба признана неприемлемой, поэтому оснований для признания срока предъявления административного иска пропущенным не имеется.
Решениями Ивдельского городского суда Свердловской области от дд.мм.гггг (измененного апелляционным определением Свердловского областного суда от дд.мм.гггг) и от дд.мм.гггг (измененного апелляционным определением Свердловского областного суда от дд.мм.гггг) установлено, что осужденным С.В.А., К.Р.С. отбывавшим наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области в 2017 году помывки 2 раза в течение 7 дней не предоставлялись, а в августе-сентябре 2017 года помывка не предоставлялась в течение 3 недель (л.д.21-23).
В соответствии со ч.3 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
На основании п.21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 года №295, введенных в действие с 07.01.2017 года, помывка осужденных обеспечивается не менее двух раз в семь дней.
Поскольку само по себе утверждение графика помывок осужденных не свидетельствует о его исполнении, а показания свидетелей, подтверждающие доводы истца ответчиками не опровергнуты, суд считает что в судебном заседании подтверждено, что в 2017 году в нарушение установленных требований Калинину С.Н. не было обеспечено проведение 2 помывок в бане в течение 7 дней с 09.01.2017 года по ноябрь 2017 года.
В ст.3, 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 года, никто не должен подвергаться унижающему достоинство обращению или наказанию.
На основании Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30.03.1998 года №54-ФЗ Российская Федерация признает без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.
Поскольку, в судебном заседании установлен факт незаконного бездействия должностных лиц ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившихся в не обеспечении надлежащих условий содержания истца с 09.01.2017 года по ноябрь 2017 года не обеспечении помывок в бане в количестве 2 раз в течение 7 дней, поэтому в этой части требования Калинина С.Н. подлежат удовлетворению.
На основании ч.4 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с подп.6 п.7 раздела II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года №1314 осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, возложено на Федеральную службу исполнения наказаний.
При определении размера компенсации суд учитывает характер и продолжительность выявленного нарушения, а также то, что, каких-либо существенных нарушений прав истца не возникло, его состояние здоровья за указанный период вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей не ухудшилось, суд полагает необходимым определить размер компенсации за указанное нарушение в сумме 30000руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Калинина С.Н. удовлетворить частично.
Признать бездействие ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области по не надлежащему предоставлению Калинину С.Н. помывок с 09.01.2017 года по ноябрь 2017 года незаконными.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Калинина С.Н. компенсацию в размере 30000 руб. (Тридцать тысяч рублей).
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Лицевой счет Калинина С.Н. <данные изъяты>
Решение суда в части удовлетворения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ивдельский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2021 года в совещательной комнате
Председательствующий подпись А.А. Михель