РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    24 мая 2023 года                                  пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Поповой Е.В.,

при секретаре Антоновой Е.А.,

с участием

помощника прокурора г. Тулы ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-862/2023 (УИД 71RS0015-01-2023-000743-68) по исковому заявлению прокурора г. Тулы, действующего в интересах Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к администрации г. Тулы об истребовании из чужого незаконного владения, снятии с кадастрового учета земельного участка,

    установил:

прокурор <адрес>, действующий в интересах Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> обратился в суд с иском к администрации г. Тулы об истребовании из чужого незаконного владения администрации <адрес> земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и снятии вышеуказанного земельного участка с государственного кадастрового учета.

В обоснование заявленных требований указал, что следственным управлением УМВД России по г. Туле (отделом по расследованию преступлений на обслуживаемой территории, место дислокации ОП «Советский») ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. Согласно вышеуказанному постановлению, у неустановленного следствием лица возник преступный умысел, направленный на неправомерное завладение земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>. С этой целью неустановленным следствием лицом изготовлено несоответствующее действительности постановление главы Ильинской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Яновой Н.А. на праве собственности земельного участка в <адрес> для строительства на этом земельном участке индивидуального жилого дома с надворными постройками. Далее указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ за предоставлено в регистрирующий орган для внесения несоответствующих действительности сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен кадастровый . Вышеизложенное свидетельствует о том, что спорное имущество выбыло из владения собственника- уполномоченного органа на распоряжение данным земельным участком – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области. Таким образом. в результате действий неостановленного лица произошло незаконное отчуждение земельного участка с кадастровым номером в результате чего он выбыл из владения государства помимо его воли. Поскольку уполномоченным органом в установленном законом порядке Яновой Н.А. не предоставлялся. Согласно сведениям ЕГРН, в настоящее время право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за МО г. Тула.

Помощник прокурора г. Тулы ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

     Представитель ответчика администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Янова Н.А., Суров В.Н., Милоцкая Т.А.

Третьи лица Янова Н.А., Суров В.Н., Милоцкая Т.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.

    Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

        Выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Главы Ильинской сельской администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного Главой администрации Большаковой О.Н., Яновой Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

На основании указанного постановления право собственности Яновой Н.А. на данный земельный участок было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации.

Постановлением следователя-начальника отделения отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории (место дислокации ОП «Советский») СУ УМВД России по г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам составам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что в период времени, предшествующий ДД.ММ.ГГГГ, более точные дата и время следствием не установлены, у неустановленного следствием лица, возник корыстный преступный умысел, направленный на неправомерное завладение в <адрес>. С этой целью неустановленное следствием лицо, изготовило несоответствующее действительности постановление главы Ильинской сельской администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ на имя Яновой Н.А., согласно которому последней на праве собственности предоставлен земельный участок в д. Старое Басово Ильинская сельская администрация <адрес> для строительства индивидуального жилого дома с надворными постройками. После чего, в период времени, предшествующий ДД.ММ.ГГГГ, более точные дата и время следствием не установлены, неустановленное следствием лицо предоставило вышеуказанное постановление главы Ильинской сельской администрации Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующий орган для внесения несоответствующих действительности сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По указанному уголовному делу ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области признано потерпевшим.

Как усматривается из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ. Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ, а не по правилам главы 59 ГК РФ.

В силу пункта 36 Постановления Пленума 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу положений п.2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п.2 ст. 10, п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Статьей 10.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

20.11.2014 года Тульской областной Думой принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», согласно которому Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1, п.2 ст.5).

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником Министерства экономического развития Тульской области в связи с реорганизацией министерства экономического развития Тульской области путем выделения из него министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 23.09.2016 года №120 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области».

В соответствии с п.1, п.5 подп.49 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 года №452 Министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула.

В соответствии с ч. 1 ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В силу ст. 302 Гражданского кодекса РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

Как усматривается из разъяснений, содержащихся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии со статьей 302 ГК РФ ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель). Для целей применения пунктов 1 и 2 статьи 302 ГК РФ приобретатель не считается получившим имущество возмездно, если отчуждатель не получил в полном объеме плату или иное встречное предоставление за передачу спорного имущества к тому моменту, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неправомерности отчуждения. В то же время возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22.06.2017 № 16-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Н. Дубовца» указал, согласно пункту 1 статьи 302 ГК Российской Федерации если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, ее статьями 1, 8 (часть 2), 18, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 40 (часть 1), в Российской Федерации как правовом государстве каждый вправе иметь в собственности имущество, включая жилое помещение, владеть, пользоваться и распоряжаться им на основе принципов юридического равенства и справедливости, свободы экономической деятельности, в том числе свободы договора, защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; при этом право собственности и свобода договора как необходимые элементы конституционного статуса личности, наряду с другими непосредственно действующими правами и свободами, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно Конституции Российской Федерации право собственности и иные имущественные права гарантируются посредством права на судебную защиту (статья 46, часть 1), которая в силу ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) должна быть полной и эффективной, отвечать критериям пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников; возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, не иметь обратной силы и не затрагивать существо, основное содержание данных конституционных прав; сама же возможность ограничений и их характер должны обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей.

          В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что решение органа местного самоуправления о предоставлении в собственность Яновой Н.А. земельного участка не принималось, спорный земельный участок выбыл из владения органа местного самоуправления помимо его воли.

Согласно выписки из ЕГРН, собственником земельного участка с К является муниципальное образование город Тула.

Регистрация по недействительным основаниям права собственности               муниципального образования город Тула на земельный участок с К нарушает законные интересы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, осуществляющего полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Принимая во внимание вышеизложенное, проанализировав содержание приведенных правовых предписаний в системном единстве, учитывая, что земельный участок с К№ выбыл из владения собственника – уполномоченного органа на распоряжение, по мимо его воли, то являющиеся предметом спора земельный участок подлежат истребованию из незаконного владения муниципального образования город Тула.

Учитывая, что земельный участок с К из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в установленном порядке не формировался и не предоставлялся, постановка спорного земельного участка на кадастровый учет как ранее учтенного, а также кадастровые работы по уточнению его границ и площади являются недействительными, в связи с чем, названный земельный участок подлежат снятию с кадастрового учета.

Руководствуясь ст. ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

    решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 3000 +/- 19 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 3000 +/- 19 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

        ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░ 2023 ░░░░.

        ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2-862/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г.Тулы
Ответчики
Администрация г.Тулы
Другие
Блинова Татьяна Алексеевна
ФГБУ "ФКП Росреестра в лице филиала по Тульской области
Управление Росреестра по Тульской области
Янова Надежда Анатольевна
Милоцкая Татьяна Александровна
Суров Владимир Николаевич
Суд
Ленинский районный суд Тульской области
Судья
Попова Екатерина Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky.tula.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2023Передача материалов судье
03.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее