Решение по делу № 2а-2621/2017 от 03.08.2017

Дело № 2а-2621/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 августа 2017 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Карапетян С.А., с участием ст.помощника Кстовского городского прокурора Пустоваловой С.Э., представителей административного истца Захаровой М.Ю. и Есиповой Е.М., административного ответчика Федотова Д.Е., его представителя Тон Е.С., специалиста Костюниной Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гришутиной Е. А. к Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области, Федотову Д. Е. о признании незаконным и отмене постановления о регистрации кандидата в депутаты,

У С Т А Н О В И Л:

Гришутина Е.А. обратилась в Кстовский городской суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области о признании незаконным и отмене постановления о регистрации кандидата в депутаты, ссылаясь на то, что Постановлением городской Думы города Кстово от 15.06.2017 г. № 907 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов городской Думы города Кстово четвертого созыва.

Решением городской Думы города Кстово от 22.02.2017 г. № 845 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов города Кстово для проведения выборов депутатов городской Думы города Кстово Нижегородской области и ее графическое изображение» утверждены схемы округов.

17.07.2017 г. Федотов Д. Е. представил в территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области документы, необходимые для выдвижения кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово по одномандатному избирательному округу № 5, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

19.07.2017 г. кандидат Федотов Д. Е. представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва.

25.07.2017 г. территориальная избирательная комиссия Кстовского района Нижегородской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 приняла решение № 85 «О регистрации Федотова Д. Е. кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5».

Полагает, что данное решение принято с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.

В нарушение требований статьи 27 Закона Нижегородской области от 06 сентября

2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области», статьи 33 Федерального закона № 67- ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться Федотов Д.Е. указал неполные, неверные и ненадлежащие сведения.

10.01.2012 г. № 019/261-5 Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования город Кстово Кстовского района Нижегородской области на территориальную избирательную комиссию Кстовского района» на основании решения городской Думы города Кстово Кстовского района Нижегородской области от 29.12.2011 года № 324 «Об обращении городской Думы города Кстово в избирательную комиссию Нижегородской области по вопросу передачи полномочий избирательной комиссии города Кстово» возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Кстово Кстовского района Нижегородской области на территориальную избирательную комиссию Кстовского района.

Территориальная избирательная комиссия Кстовского района Нижегородской области в действующем составе сформирована 05.05.2016 г. № 119/1872-5 Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области «О формировании территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области».

Согласно подпунктам 4, 11 п. 3 ст. 16 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» окружная избирательная комиссия регистрирует кандидатов по одномандатным избирательным округам, а также определяет результаты выборов на территории одномандатного избирательного округа.

Соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

27.06.2017 г. № 4 территориальная избирательная комиссия Кстовского района Нижегородской области своим постановлением возложила на себя полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1-20 по выборам депутатов городской Думы города Кстово, в том числе окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5.

Приложением 3 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (Постановление ЦИК РФ от 11 июня 2014 г. № 235/1486 - 6 в редакции постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 мая 2016 г. № 7/58-7) установлена форма заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, в соответствии с которым кандидат указывает наименование избирательной комиссии, в которую направляется указанное заявление.

Так, на основании выше изложенного, в случае Федотова Д. Е. - правильным является указание направления заявления о согласии баллотироваться кандидатом по соответствующую избирательному округу в территориальную избирательную Кстовского района Нижегородской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов городской Думы города Кстово четвертого созыва.

Однако, кандидат в депутаты городской Думы города Кстово 4 созыва Федотов Д. Е. направил свое заявление о согласии баллотироваться кандидатом «в ТИК Кстовского района, исполняющую полномочия ИКМО города Кстово № 5».

Избирательная комиссия «ИКМО города Кстово № 5» на территории города Кстово Нижегородской области не создавалась и ее полномочия на ТИК Кстовского района никогда не возлагались.

Также, в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу должно быть указанно обязательство кандидата в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. Несмотря на это, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом Федотов Д.Е. не принял на себя обязательство прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, указав вместо этого, что он обязуется сложить с себя обязанности несовместимые со статусом депутата, что не может свидетельствовать о выполнении им данного требования закона.

Вместе с тем, кандидат Федотов Д.Е. в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указал, что окончил ФГБОУ «ННГАСУ», 2016 г. В подтверждение указанных в заявлении сведений о профессиональном образовании представил копию документа об образовании и о квалификации - диплома 105224 2495376, регистрационный номер 02893.

Наименование учебного учреждения в соответствии с представленной копией документа об образовании и о квалификации - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно - строительный университет».

В соответствии с уставом образовательного учреждения, размещенного в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» в открытом доступе на сайте: http://www.nnRasu.ru/about/ustav.pdf предусматриваются следующие сокращенные наименования: ННГАСУ или ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно - строительный университет».

Ни одно из выше перечисленных наименований, предусмотренных уставом образовательного учреждения, а также указанного в представленной Федотовым Д.Е. копии документа об образовании и о квалификации не совпадает с указанной аббревиатурой наименования учебного учреждения в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом.

Таким образом, на день предшествующий дню заседания избирательной комиссии, у территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области отсутствовало заявление кандидата Федотова Д.Е. о согласии баллотироваться, направленного в соответствующую окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 5, а представленный документ оформлен с нарушением требований федеральных законов, настоящих законов.

В соответствии с пунктом 3, 4 части 8 статьи 34 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108 - 3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области», подпунктами «в», «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67 - ФЗ, данные обстоятельства являются безусловными основаниями для отказа в регистрации кандидата Федотова Д. Е. на выборах депутатов городской Думы города Кстово четвертого созыва.

Для регистрации кандидатом на должность депутата городской Думы города Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу необходимо представить 15 действительных и достоверных подписей избирателей, Федотовым Д. Е. представлено на проверку - 18 подписей.

Рабочей группой по проверке подписей избирателей, представленных для регистрации кандидатов в территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области, проведена проверка подписей избирателей, оформления подписных листов, в результате которой все подписи в подписном листе в количестве 18 штук признаны действительными и достоверными.

Проверка с помощью использования ГАС «Выборы», включающая регистр избирателей не проводилась, осуществлялась только путем визуального осмотра подписных листов. Эксперт из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции - не привлекался.

Согласно Уставу муниципального образования - городское поселение город Кстово Кстовского района Нижегородской области наименование представительного органа указано как: городская Дума, тождественно: городская Дума города Кстово (Преамбула, статья 11, часть 1 статьи 22, статьи 23-27 Устава).

В представленном Федотовым Д. Е. подписном листе в графе «наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования» указано: выборы депутатов «Муниципального образования городское поселение город Кстово Кстовского района Нижегородской области», в то время как действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены выборы в муниципальное образование и указанное наименование относится к наименованию административно-территориального деления.

Наименование представительного органа муниципального образования в подписном листе Федотова Д. Е. - отсутствует.

Таким образом, нельзя признать форму подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты городской Думы города Кстово по одномандатному округу № 5 Федотовым Д.Е. соответствующей закону, если в нем отсутствуют предусмотренные федеральным законом сведения, поскольку формой в данном случае является установленный законом образец - носитель всех установленных сведений. Приложение к Федеральному закону № 67 - ФЗ является неотъемлемой частью закона, предусмотренные требования которого подлежат неукоснительному соблюдению всеми субъектами избирательных правоотношений, включая кандидата, как лица, претендующего на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе местного самоуправления.

Кроме того, в подписном листе в строке № 9 Папки № 1 содержится подпись избирателя 1998 г.р. без указания даты рождения.

Недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей. Строка № 11 Папки № 1 в адресе места жительства избирателя имеется исправление, специально не оговоренное сборщиком подписей; строка № 14 Папки № 1 в адресе места жительства избирателя имеется исправление, специально не оговоренное сборщиком подписей; строка 16 Папки № 1 в годе рождения избирателя имеет исправление, специально не оговоренное сборщиком подписей.

Недействительными и недостоверными признаются подписи избирателей, выполненные от имени одного лица другим лицом, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно - на основании заключения эксперта.

Так, есть основания полагать, что даты внесения подписей избиратели в строках № 1,2,3 Папки № 1 выполнены избирателями несобственноручно, а также то, что подписи избирателей выполнены от имени одного лица другим лицом.

Таким образом, при надлежащей проверке территориальной избирательной комиссией Кстовского района Нижегородской области подписей избирателей Федотова Д. Е. недействительными и недостоверными могли быть признаны 6 подписей избирателей, что является недостаточным для регистрации кандидата Федотова Д. Е.

Несмотря на то, что каждое из вышеперечисленных оснований должно было послужить поводом для отказа Федотову Д.Е в регистрации его кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва - территориальная избирательная комиссия Кстовского района Нижегородской области зарегистрировала Федотова Д. Е. кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово по одномандатному избирательному округу № 5, что привело к нарушению основополагающего принципа избирательного права - равенства кандидатов.

Административный истец просит признать незаконным и отменить

Постановление территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области от 25 июля 2017 г. № 85 «О регистрации Федотова Д. Е. кандидатом в депутаты городской Думы г. Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5».

Определением Кстовского городского суда от 7 августа 2017 года Федотов Д. Е. привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.

В судебное заседание административный истец Гришутина Е.А. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители административного истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Административный ответчик Федотов Д.Е. и его представитель Тон Е.С. в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме, пояснив, что считают доводы иска несостоятельными, противоречивыми, не подтвержденными материалами дела и противоречащими закону.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области № 4 от 27 июня 2017 года возложены полномочия окружных избирательных комиссий № 1-20 на Территориальную избирательную комиссии Кстовского района Нижегородской области, исполняющую полномочия ИКМО г. Кстово по подготовке и проведении выборов депутатов городской Думы г. Кстово Нижегородской области четвертого созыва.

Таким образом, в материалах дела имеется правовой акт, подтверждающий создание такого органа как Территориальная избирательная комиссия Кстовского района, исполняющую полномочия ИКМО города Кстово № 5.

Применение Федотовым Д.Е. при написании заявления аббревиатуры «ТИК» для обозначения Территориальной избирательной комиссии, не лишает заявления сведений об органе, в который оно направляется. Кроме того, это заявление принято органом, в который направлялось, а именно Территориальной избирательной комиссией, о чем имеется отметка. Такая аббревиатура (ТИК) используется в документообороте Территориальной избирательной комиссии, и не вызывает сомнений в наименовании органа, принявшего заявление Федотова Д.Е. В частности, на имеющихся в материалах дела заявлении Федотова Д.Е., а также на Подписных листах, Протоколе имеется отметка о принятии этих документов, сделанная должностным лицом - зам. председателя ТИК.

Истец указывает, что на официальном сайте образовательного учреждения

предусмотрено следующее сокращенное наименование ННГАСУ или ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». Федотов Д.Е. же при подаче заявления о согласии баллотироваться указал, что окончил ФГБОУ «ННГАСУ». По мнению истца, несоответствие в наименовании образовательного учреждения, указанного Федотовым Д.Е. официальному сокращенному наименованию, является предоставлением неполных и недостоверных сведений.

С данным доводом истца они не согласны, поскольку приложением к заявлению (что подтверждается распиской о принятии документов) является диплом о высшем образовании кандидата, содержащий полные сведения об учебном заведении.

В силу закона, избирательная комиссия при наличии сомнений в правомерности сведений, представленных кандидатом вправе сделать запрос в образовательное учреждение, и получить сведения, подтверждающий те, что представлены заявителем. Поскольку сведения о высшем образовании, сообщенные Федотовым Д.Е. не вызвали сомнений у Территориальной избирательной комиссии, то указание в тексте заявления сокращенного наименования образовательного учреждения отличного от официально принятого, не влечет за собой признание сведений об образовании недостоверными.

В отношении довода административного истца об отсутствии в составе документов сведений о сложении Федотовым Д.Е. с себя полномочий, несовместимых с деятельностью кандидата в депутаты органов местного самоуправления не основано на законе. Такого требования закон к лицу, обращающиеся с заявлением о согласии баллотироваться не выдвигает. Данное требование относиться к другой стадии избирательного процесса, о котором спора в настоящем деле нет. Закон содержит исчерпывающий перечень документов, полагающихся к приобщению к заявлению о согласии баллотироваться, среди которых нет требования о предоставлении документа, подтверждающего прекращение таких полномочий.

В силу требований Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обязанность проверки сведений, сообщенных кандидатом, возложена на избирательные комиссии. При наличии недостатков избирательная комиссия в установленный законом срок уведомляет заявителя о недостатках документов, либо отказывает в их принятии.

В рассматриваемом случае такого сообщения от избирательной комиссии Федотов Д.Е. не получил, что подтверждает подачу им заявления по установленному образцу в соответствующий орган без недостатков в сообщенных сведениях и в прилагаемых документах.

Правоприменительная практика рассмотрения аналогичных споров, в том числе между кандидатами и избирательными комиссиями относительно порядка оформления документов, трактует любые сомнения в пользу кандидата.

В соответствии с Уставом муниципального образования города Кстово, оно имеет один представительный орган, в который проводятся выборы - городская Дума. В соответствии с информацией, размещенной в сети Интернет, в СМИ, и подтверждённой материалами дела решением Городской Думы города Кстово Нижегородской области № 97 от 15 июня 2017 года) в данном муниципальном образовании проводятся только одни выборы. Граждане, поставившие свои подписи в подписной лист, зарегистрированы по месту жительства в городе Кстово, и имеют право направлять своего кандидата в представительный орган по своему месту жительства. Таким образом, граждане, поставившие подпись в листах, однозначно выражали волю на поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты по избирательному округу № 5 в депутаты Городской думы города Кстово.

Кроме того, Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения в кандидаты в депутаты городской Думы города Кстово по одномандатному избирательному округу № 4 Федотова Д. Е. явно свидетельствует о том, что подписи граждан собраны именно в отношении выборов в городскую Думу города Кстово.

В случае наличия у избирательной комиссии сомнений в правомерности и достоверности сведений, изложенных в подписных листах, она вправе привлечь экспертов для разрешения этого вопроса. По мнению ответчика, помарки, содержащиеся в подписных листах, не отставляют сомнений в трактовке написанного - номера домов, год рождения и наименования населенного пункта позволяют однозначно понять, о чем идет речь. Кроме того, в качестве самостоятельного искового требования истец не указал просьбу к суду о проведении проверки подписных листов.

Таким образом, административный ответчик считает требования истца необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что Территориальная избирательная комиссия Кстовского района Нижегородской области, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 5 при вынесении постановления от 25 июля 2017 года № 85 «О регистрации Федотова Д. Е. кандидатом в депутаты городской Думы г. Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5» руководствовалась нормами действующего законодательства «О выборах».

При проведении проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах визуально у членов рабочей группы не возникло вопросов о недостоверности и (или) недействительности указанных сведений, подписей.

Специалист Костюнина Р.С., исследовав подлинник подписного листа Федотова Д.Е. в судебном заседании пояснила, что в строках 1,2,3 в графе «дата внесения подписи» – дата внесения подписи выполнена одним лицом; в строках 4,5,6 даты внесения подписи вероятно выполнены одним лицом, выполнены ли и подписи одним и тем же лицом ответить не представляется возможным; в строке 6 в графе место жительства – в записи номера квартиры имеется исправление цифры 3, в этой же строке имеется помарка в написании номера паспорта в цифре «5»; в строке 11 в графе «адрес места жительства» в слове «Нижегородская» буква «а» выполнена с исправлением путем двойной обводки, в букве «д» в слове «город» имеется помарка; в строке 14 в графе «адрес места жительства» в номере дома в цифре «3» помарка; в строке 16 в графе «фамилия, имя, отчество» в отчестве имеется помарка в букве «е» и в графе год рождения – в цифре «9».

По заключению старшего помощника Кстовского городского прокурора Пустоваловой С.Э. административный иск подлежит удовлетворению.

Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, проверив материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии со ст. 239 ч. 2 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

В силу п.2 и 2.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

В соответствии с ч.2, ч.3.1 ст.27 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего

К заявлению, предусмотренному частью 2 настоящей статьи, прилагаются: 1) заверенная кандидатом копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина; 2) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

В силу ч.2 ст.32 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» для регистрации кандидата на основании собранных в поддержку его выдвижения подписей избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде; 3) сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате; 4) уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда в соответствии с частью 1 статьи 53 настоящего Закона, либо уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Закона.

В соответствии с ч.1 ст.54 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда после уведомления соответствующей избирательной комиссии о его выдвижении, но до представления документов в соответствующую окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата. На выборах в сельских поселениях в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пяти тысяч рублей, избирательный фонд кандидата может создаваться без открытия специального избирательного счета. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата. Кандидат одновременно с представлением документов на регистрацию уведомляет избирательную комиссию о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета.

В силу ст.35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.

Согласно ч.3 ст.29 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не может составлять менее 10 подписей. Если количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составит не целое число, то дробная часть этого числа округляется до единицы в большую сторону. Окружная избирательная комиссия обязана проинформировать кандидата об общем числе избирателей в округе при получении уведомления о выдвижении кандидата, указав это число в письменном подтверждении получения документов о выдвижении кандидата. Максимальное число представляемых подписей определяется с учетом требования части 8 статьи 31 настоящего Закона.

Согласно подпунктам в и в.1 п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

Аналогичные положения содержат п.3,4 ч.8 ст.34 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области», согласно которым основаниями отказа в регистрации кандидата являются: 1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; 2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований части 2 статьи 22 настоящего Закона; 3) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; 4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований федеральных законов, настоящего Закона.

В силу п.3, 3.1, подпунктов «е», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.

Недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Как установлено судом, 15.06.2017 г. Решением городской Думы города Кстово № 907 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов городской Думы города Кстово четвертого созыва.

Территориальная избирательная комиссия Кстовского района Нижегородской области своим постановлением от 27 июня 2017 г. № 4 возложила на себя полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1-20 по выборам депутатов городской Думы города Кстово, в том числе окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5.

17.07.2017 г. Федотов Д. Е. представил в территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области документы, необходимые для выдвижения кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово по одномандатному избирательному округу № 5, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

19.07.2017 г. кандидат Федотов Д. Е. представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты городской Думы (адрес обезличен) четвертого созыва.

25.07.2017 г. территориальная избирательная комиссия Кстовского района Нижегородской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 приняла решение № 85 «О регистрации Федотова Д. Е. кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5».

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области № 37 от 20.07.2017 года кандидатом в депутаты городской Думы г.Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 зарегистрирована Гришутина Е.А.

Как усматривается из материалов дела, 17.07.2017 года Федотов Д.Е. обратился в «ТИК Кстовского района, исполняющую полномочия ИКМО города Кстово № 5» с заявлением о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово Нижегородской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, указав при этом в заявлении, что в случае избрания депутатом обязуется в пятидневный срок с момента извещения его об избрании депутатом сложить с себя обязанности, несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, и представить в избирательную комиссию муниципального образования копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Подтвердил также, что он не давал согласия никакому избирательному объединению на выдвижение его кандидатом в депутаты городской Думы.

Содержащееся в заявлении Федотова Д.Е. о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу обязательство в случае избрания его депутатом в пятидневный срок со дня извещения об этом представить в избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный срок заявления об освобождении его от указанных обязанностей, по своему смысловому содержанию аналогично обязательству прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В связи с чем, судом отклоняются доводы административного истца о том, что в заявлении не содержится обязательство кандидата в случае его избрания депутатом прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.

Судом также отклоняются доводы о том, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, у территориальной избирательной комиссии Кстовского района отсутствовало заявление Федотова Д.Е. о согласии баллотироваться, поскольку ИКМО города Кстово № 5 на территории города Кстово Нижегородской области не создавалась и ее полномочия на ТИК Кстовского района никогда не возлагались.

Согласно заявлению о согласии баллотироваться Федотов Д.Е. обратился именно в ТИК Кстовского района.

Доводы о том, что в заявлении о согласии баллотироваться указанные Федотовым Д.Е. сведения об образовании не совпадают с наименованием учебного учреждения, предусмотренным уставом, судом также отклоняются, поскольку использованная Федотовым Д.Е. при указании названия образовательного учреждения аббревиатуры ФГБОУ «ННГАСУ» является понятным, общепринятым сокращением и не способно ввести в заблуждение участников избирательных правоотношений относительно места учебы кандидата.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами административного истца о нарушении Федотовым Д.Е. формы подписного листа. Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.

П. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.02 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлена форма подписного листа в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, согласно которой форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов и выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к настоящему Федеральному закону. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 10 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Приложением 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлена форма подписного листа, где наименование представительного органа муниципального образования воспроизводится в соответствии с уставом муниципального образования.

Федотовым Д.Е. представлен в избирательную комиссию подписной лист, в котором отсутствует наименование представительного органа муниципального образования в соответствие с уставом муниципального образования (указано только наименование муниципального образования городское поселение город Кстово Кстовского района Нижегородской области), что не соответствует форме подписных лисов и является существенным нарушением форм избирательного права, в связи с чем, все 18 подписей избирателей являются недействительными.

Кроме того, специалист Костюнина Р.С., исследовав подлинник подписного листа Федотова Д.Е. в судебном заседании, пояснила, что в строках 1,2,3 в графе «дата внесения подписи» – дата внесения подписи выполнена одним лицом; в строках 4,5,6 даты внесения подписи вероятно выполнены одним лицом, выполнены ли и подписи одним и тем же лицом ответить не представляется возможным; в строке 6 в графе место жительства – в записи номера квартиры имеется исправление цифры 3, в этой же строке имеется помарка в написании номера паспорта в цифре «5»; в строке 11 в графе «адрес места жительства» в слове «Нижегородская» буква «а» выполнена с исправлением путем двойной обводки, в букве «д» в слове «город» имеется помарка; в строке 14 в графе «адрес места жительства» в номере дома в цифре «3» помарка; в строке 16 в графе «фамилия, имя, отчество» в отчестве имеется помарка в букве «е» и в графе год рождения – в цифре «9».

В соответствии с ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отмене постановления ТИК Кстовского района Нижегородской области от 25 июля 2017 года № 85 «О регистрации Федотова Д. Е. кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5», поскольку имеющиеся в материалах дела сведения свидетельствуют о нарушении кандидатом в депутаты формы подписного листа, влекущем в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительность всех подписей избирателей в представленных вышеуказанным кандидатом подписных листах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Гришутиной Е. А. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области № 85 от 25 июля 2017 года «О регистрации Федотова Д. Е. кандидатом в депутаты городской Думы города Кстово четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5».

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 5 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: (подпись) А.Х. Водяницкая

Копия верна:

Судья:

Секретарь:

2а-2621/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гришутина Е.А.
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Кстовского района
Другие
Есипова Е.М.
Федотов Д.Е.
Суд
Кстовский городской суд Нижегородской области
Дело на сайте суда
kstovsky.nnov.sudrf.ru
03.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.08.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
07.08.2017[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
07.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2017[Адм.] Судебное заседание
10.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее