УИД 10RS0010-01-2022-001111-59
Дело № 2-467/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2022 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., с использованием системы видеоконференц-связи, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика Сизовой И.С. гражданское дело по исковому заявлению Искендерова Багадура Шамил оглы к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об установлении факта принадлежности документа, признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления о назначении пенсии от хх.хх.хх г., возложении обязанности рассмотреть заявление от хх.хх.хх г.,
установил:
Искендеров В.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия (далее - ГУ-ОПФ РФ по РК) об установлении факта принадлежности документа, защите пенсионных прав.
В обоснование иска указал, что распиской в получении документов, необходимых для назначения пенсии, от хх.хх.хх г. ему установлена дата предполагаемого выхода на пенсию - хх.хх.хх г.. Впоследствии хх.хх.хх г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако ответом от хх.хх.хх г. №.... ответчик сообщил, что данные дубликата трудовой книжки № №, где указано имя «Багодур», не соответствуют паспорту, в котором указано имя «Багадур». Также ответчиком не включены в страховой стаж периоды его работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... заводе в должности электромонтера сушильно-очистительного цеха в связи с отсутствием ответа Государственного фонда социальной защиты .... .... Кроме того, в страховой стаж не включен период работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в шахте «....» в качестве ученика электромонтера, электрика 3-го разряда, электрослесаря 3-го разряда по причине отсутствия в ГКУ .... «Государственный архив документов по личному составу ....» данных на его имя. Не включен и период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. его работы в ..... «....» в качестве плотника-бетонщика 3-го разряда, так как в МУК ....» отсутствуют документы по .... на имя Искендеров Б.Ш. оглы. Период работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... не включен в страховой стаж в связи с отсутствием в ГОКУ «Государственный архив ....» сведений на имя Искендерова Багадура Шамил оглы. Между тем работа в данных организациях в указанные периоды времени подтверждается дубликатом трудовой книжки АТ-II № на имя Искендерова Багодура Шамиль оглы, справками ....». При демобилизации из ВС СССР истец имел на руках свидетельство о рождении и паспорт гражданина СССР, заполненные от руки на .... языке, которые при прочтении могли быть неверно прочитаны. При выдаче дубликата трудовой книжки были внесены неверные данные имени - «Багодур» вместо «Багадур» и «Шамиль оглы» вместо «Шамил оглы», что подтверждается паспортом и военным билетом.
С учетом изложенного, просил суд установить факт принадлежности Искендерову Багадуру Шамил оглы дубликата трудовой книжки № №, оформленной хх.хх.хх г. на имя Искендерова Багодура Шамиль оглы, включить в страховой стаж периоды его работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в шахте «....» в качестве ученика электромонтера, электрика 3-го разряда, электро-слесаря 4-го разряда, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... в должности электромонтера сушильно-очистительного цеха, включить в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в ....» в должности плотника-бетонщика 3-го разряда, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... в должности электро-слесаря 4-го разряда, назначить страховую пенсию по старости с хх.хх.хх г..
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты увеличенные исковые требования о признании незаконными действий ГУ-ОПФ РФ по РК по неразрешению заявления истца от хх.хх.хх г. о назначении пенсии в установленном законом порядке, возложении обязанности рассмотреть заявление истца от хх.хх.хх г. о назначении пенсии по существу.
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. принят отказ истца от иска в части требований о включении в страховой стаж периодов работы истца с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в шахте «....» в качестве ученика электромонтера, электрика 3-го разряда, электро-слесаря 4-го разряда, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... в должности электромонтера сушильно-очистительного цеха, в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы истца с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... в должности плотника-бетонщика 3-го разряда, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Оленегорском заводе железобетонных изделий в должности электро-слесаря 4-го разряда, возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с хх.хх.хх г.. Производство по делу в указанной части прекращено.
Истец Искендеров Б.Ш. оглы, надлежащим образом извещавшийся судом по всем указанным им в исковом заявлении адресам регистрации и проживания, судебные повестки не получил.
Представитель истца по доверенности Кунильский В.Е., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Сизова И.С. с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Из материалов дела следует, что хх.хх.хх г. Искендеров Б.Ш. оглы обратился в Пенсионный орган с заявлением о включении в страховой стаж периода работы, назначении страховой пенсии по старости.
Ответом от хх.хх.хх г. № истцу дан ответ о том, что в его страховой стаж не включены периоды работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в шахте «.... с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Алибайрамлинском хлопкоочистительном заводе, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в ....», с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в ...., так как в дубликате трудовой книжки серии № № указано имя «Багодур», что не совпадает с данными паспорта серии № №, выданном ОВД .... .... хх.хх.хх г., где значится фамилия «Багадур». Кроме того, согласно архивным справкам периоды работы истца, указанные в дубликате трудовой книжки, не подтверждаются. Таким образом, принадлежность дубликата трудовой книжки Багадуру Б.Ш. оглы не установлена.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, а также п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, п. 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим работу по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В свою очередь в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от дата № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы на адрес, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от дата № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Как усматривается из материалов дела, истец при обращении в Пенсионный орган представил дубликат трудовой книжки № № на имя Искендерова Багодура Шамиль оглы, хх.хх.хх г. года рождения, дата заполнения - хх.хх.хх г.. Записи в трудовой книжке внесены последовательно, без нарушения хронологии, исправлений не содержат.
Вместе с тем истец имеет паспорт гражданина Российской Федерации на имя Искендерова Багадура Шамил оглы, хх.хх.хх г. года рождения, выданный хх.хх.хх г. ОВД .... Республики Карелия, серия № №.
В соответствии с ответом миграционного пункта ОМВД России по .... от хх.хх.хх г. Искендеров Багадур Шамил оглы ранее был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии № № от хх.хх.хх г., выданным ОВД .... Республики Карелия, ранее паспортом гражданина Российской Федерации серии № № от хх.хх.хх г., выданным ОВД .... Республики Карелия, а до этого паспортом гражданина СССР серии № № от хх.хх.хх г., выданным ..... Сведений о том, что в указанных паспортах фамилия, имя или отчество имели различия, не имеется.
В представленном истцом свидетельстве о рождении от хх.хх.хх г. № № указано, что хх.хх.хх г. родился Искендеров Багадур Шамил оглы.
Согласно справке Военного комиссариата (....) от хх.хх.хх г. № и копии военного билета № № от хх.хх.хх г. в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. военную службу по призыву проходил Искендеров Багадур Шамил оглы, хх.хх.хх г. года рождения. Фотография в военном билете соответствует фотографии истца в паспорте гражданина Российской Федерации.
Таким образом, удостоверяющие личность истца документы, а также военный билет, выданные в разное время, полностью соответствуют друг другу.
В свою очередь из представленного дубликата трудовой книжки .... № на имя Искендерова Багодура Шамиль оглы, хх.хх.хх г. года рождения, следует, что она заполнена хх.хх.хх г. в отделе кадров шахта «....» производственного объединения ....» .... записью № указано принятие Искендерова Багодура Шамиль оглы на работу на шахту «....» на должность электромонтера по приказу от хх.хх.хх г. №к (запись №).
Также имеется запись № от хх.хх.хх г. о том, что Искендеров Б.Ш. оглы освобожден от работы в связи с призывом в ряды Советской Армии, а записи № от хх.хх.хх г. и № от хх.хх.хх г. свидетельствуют о службе Искендерова Б.Ш. оглы в рядах Советской Армии. Указанные записи соответствует сведениям военного билета.
Ответом от хх.хх.хх г. ГКУ «Государственный архив документов по личному составу Кузбасса в ....» сообщило, что документы по личному составу Государственного предприятия «....» на хранение не поступали, для наведения сведений необходимо обратиться в ГКУ «Государственный архив документов по личному составу».
Согласно ответу ГКУ «Государственный архив документов по личному составу Кузбасса» от хх.хх.хх г. имеется архивная копия личной карточки формы Т-2 на Искандерова Багадура Шамил оглы за период работы в Государственном предприятии «Шахта «....», архивная выписка из приказа от хх.хх.хх г. №-к, из которых следует, что Искандеров Багадур Шамил оглы был принят на работу в ....» плотником-бетонщиком четвертого разряда временно с хх.хх.хх г. и уволен с хх.хх.хх г. по окончании временных работ, при этом имеется запись в личной карточке от хх.хх.хх г. о том, что трудовую книжку получил.
Между тем представленный истцом дубликат трудовой книжки серии № № содержит в себе записи № от хх.хх.хх г. и № от хх.хх.хх г., согласно которым истец приказом № к от хх.хх.хх г. принят на работу в ....) и уволен из указанной организации приказом № к от хх.хх.хх г., в то время как фактически в указанный промежуток времени истец работал с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в ....» и трудовая книжка находилась в указанном предприятии.
Более того, по сведениям ГКУ «Государственный архив документов по личному составу Кузбасса» от хх.хх.хх г. в предусмотренных документах уволенных работников за .... г. Искендеров (Искандеров) Багадур (Багодур) Шамил (Шамиль) оглы не значится, приказы директора по личному составу №к от хх.хх.хх г., №к от хх.хх.хх г., №к от хх.хх.хх г., № от хх.хх.хх г., указанные в дубликате трудовой книжки серии № №, на государственное хранение не поступали.
Суд обращает внимание на то, что отсутствуют документы, подтверждающие как прием истца на работу в ....»хх.хх.хх г., так и подтверждающие факт его работы в указанном предприятии с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., при том дубликат трудовой книжки заполнен отделом кадров ....» хх.хх.хх г., то есть в период, когда согласно самому дубликату трудовой книжки Искендеров Б.Ш. оглы там уже не работал.
Не подтвержден в ходе рассмотрения дела и ни один из периодов работы истца в ....», ...., поскольку по архивным справкам МУК «Суоярвская централизованная библиотечная система» от хх.хх.хх г. № и от хх.хх.хх г. №, ГОКУ «Государственный архив ....» от хх.хх.хх г. в книгах приказов по личному составу за указанные в дубликате трудовой книжки периоды Искендеров (Искандеров) Багадур (Багодур) Шамил (Шамиль) оглы не значится.
Аналогичные ответы получены и Пенсионным органом в рамках проведения заблаговременной работы.
Оценивая представленную истцом копию архивной справка МУК «Суоярвская централизованная библиотечная система» от хх.хх.хх г. №, суд приходит к выводу, что она не может являться надлежащим доказательством по делу, поскольку указанным учреждением суду представлена архивная справка от хх.хх.хх г. № о том, что истец в книге приказов по личному составу не значится. Кроме того, учреждением представлена заверенная копия архивной справки от хх.хх.хх г. №, которая по своему содержанию отличается от представленной истцом справки с тем же номером и той же датой, в ней указано на отсутствие сведений в отношении истца.
По результатам оценки представленной истцом архивной справки ГОКУ «Государственный архив мурманской области» от хх.хх.хх г. № ...., суд исходит из следующего.
Согласно представленной справке в копиях архивных документов ....» в приказах по личному составу за .... гг. значился Искендеров Багодур Ш., .... года рождения, принятый на работы в качестве электро-слесаря 4 разряда (приказ № к от хх.хх.хх г.), уволенный приказом №к от хх.хх.хх г..
Между тем ГОКУ «Государственный архив мурманской области» ответом от хх.хх.хх г. № сообщило Пенсионному органу, что в документах архивного фонда ОАО «....» в имеющихся приказах по личному составу, лицевых счетах за .... гг., личных карточках уволенных работников за .... г. сведений о работе Искендерова Б.Ш. оглы не имеется, приказы о приеме № к от хх.хх.хх г. и об увольнении №к от хх.хх.хх г. отсутствуют.
Аналогичный ответ дан ГОКУ «Государственный архив мурманской области» хх.хх.хх г. № № на запрос суда, при этом в ответах разъяснено, что ОАО «....» создан в результате неоднократных реорганизаций .....
При таких обстоятельствах, поскольку иных доказательств, в том числе показаний свидетелей, истцом не представлено, а пенсионный орган возражает против установления факта принадлежности истцу дубликата трудовой книжки, оснований для установления факта принадлежности истцу дубликата трудовой книжки серии № № не имеется.
Само по себе верное указание в дубликате трудовой книжки периода службы истца в рядах Советской Армии, по мнению суда, не является достаточным основанием для установления юридического факта, заявленного Искендеровым Б.Ш. оглы.
Также заявлено требование о признании незаконным бездействия ответчика по нерассмотрению заявления от хх.хх.хх г. в части требования о назначении страховой пенсии по старости.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом № 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Частью 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями ст. 21, 22 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от хх.хх.хх г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от хх.хх.хх г. № 400-ФЗ, по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от хх.хх.хх г. №н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила, утратили силу с хх.хх.хх г.).
Пунктом 20 Правил было предусмотрено, что при приеме заявления об установле- нии пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяю-щему личность, и иным представленным документам (пп. «а»); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (пп. «г»).
Пунктом 22 Правил определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (пп. «а»); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (пп. «в»).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 23 Правил).
В пункте 31 Правил установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от хх.хх.хх г. №п (далее - Административный регламент)
В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе. Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из материалов дела следует, что истец первоначально обращался в пенсионный орган хх.хх.хх г. с заявлением о подсчете его трудового стажа, при этом пенсионный орган указал на необходимость предоставления недостающих для назначения пенсии документов не позднее хх.хх.хх г., не разъяснив о необходимости обращения с заявлением о назначении пенсии по установленной форме, то есть пенсионный орган не принял мер по оказанию содействия истцу в реализации его пенсионных прав.
Впоследствии истец заявлением от хх.хх.хх г. просил пенсионный орган назначить ему страховую пенсию по старости, включив при этом в стаж его работы период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в ..... Указанное заявление, согласно ответу от хх.хх.хх г. №/№ и пояснениям представителя пенсионного органа в ходе рассмотрения дела, рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от хх.хх.хх г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Заявление в части включения в стаж работы истца периода его работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... пенсионным органом фактически рассмотрено, поэтому в указанной части требований истцом не заявлено, о чем пояснил представитель истца в судебном заседании при подаче заявления об уточнении требований, истец оспаривает бездействие пенсионного органа лишь в части нерассмотрения заявления от хх.хх.хх г. о назначении пенсии.
Суд приходит к выводу, что заявление истца от хх.хх.хх г. о назначении страховой пенсии по старости содержит ясно выраженное требование, пенсионный орган проводил проверку документов, представленных истцом, направил запрос для проверки сведений по периоду работы истца в ...., а ранее в рамках заблаговременной работы направлял запросы иным работодателям истца.
При таких обстоятельствах пенсионный орган после получения заявления истца от хх.хх.хх г. имел реальную возможность принять решение о назначении или об отказе в назначении пенсии по старости, однако такое решение не принял и в своем ответе от хх.хх.хх г. вновь не указал, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости истцу необходимо обратиться по установленной Административным регламентом форме.
Доводы ответчика о том, что заявление истца о назначении страховой пенсии было подано не в соответствии с утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от хх.хх.хх г. №п формой к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, поэтому оно не могло быть рассмотрено как заявление о назначении пенсии, суд признает несостоятельными, так как отсутствие в поданном Искендеровым Б.Ш. оглы заявлении сведений, указанных в утвержденной форме заявления, могли быть дополнительно получены пенсионным органом как от самого заявителя, так и из находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций сведений.
С учетом изложенного, заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., в связи с чем указанные расходы подлежат возмещению с ответчика в пользу истца.
В свою очередь Искендеровым Б.Ш. оглы заявлено два требования, за каждое из которых в силу положений п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уплате государственная пошлина по 300 руб.
Так как Искендеровым Б.Ш. оглы при подаче иск уплачена государственная пошлина только в размере 300 руб., при этом требование об установлении юридического факта оставлено судом без удовлетворения, подлежит взысканию с Искендеровым Б.Ш. оглы в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Искендерова Багадура Шамил оглы (паспорт серии № №, выдан хх.хх.хх г. Отделом внутренних дел .... Республики Карелия) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по .... (....) об установлении факта принадлежности документа, признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления о назначении пенсии от хх.хх.хх г., возложении обязанности рассмотреть заявление от хх.хх.хх г. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие, обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по .... рассмотреть заявление Искендерова Багадура Шамил оглы от хх.хх.хх г. в качестве заявления о назначении страховой пенсии по старости в установленном законом порядке.
В удовлетворении требования Искендерова Багадура Шамил оглы к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по .... об установлении факта принадлежности дубликата трудовой книжки серии № № отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по .... в пользу Искендерова Багадура Шамил оглы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать Искендерова Багадура Шамил оглы в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелии в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.А. Курсов
....
....
Дело № 2-467/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2022 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., с использованием системы видеоконференц-связи, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика Сизовой И.С. гражданское дело по исковому заявлению Искендерова Багадура Шамил оглы к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об установлении факта принадлежности документа, признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления о назначении пенсии от хх.хх.хх г., возложении обязанности рассмотреть заявление от хх.хх.хх г.,
установил:
Искендеров В.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия (далее - ГУ-ОПФ РФ по РК) об установлении факта принадлежности документа, защите пенсионных прав.
В обоснование иска указал, что распиской в получении документов, необходимых для назначения пенсии, от хх.хх.хх г. ему установлена дата предполагаемого выхода на пенсию - хх.хх.хх г.. Впоследствии хх.хх.хх г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако ответом от хх.хх.хх г. №.... ответчик сообщил, что данные дубликата трудовой книжки № №, где указано имя «Багодур», не соответствуют паспорту, в котором указано имя «Багадур». Также ответчиком не включены в страховой стаж периоды его работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... заводе в должности электромонтера сушильно-очистительного цеха в связи с отсутствием ответа Государственного фонда социальной защиты .... .... Кроме того, в страховой стаж не включен период работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в шахте «....» в качестве ученика электромонтера, электрика 3-го разряда, электрослесаря 3-го разряда по причине отсутствия в ГКУ .... «Государственный архив документов по личному составу ....» данных на его имя. Не включен и период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. его работы в ..... «....» в качестве плотника-бетонщика 3-го разряда, так как в МУК ....» отсутствуют документы по .... на имя Искендеров Б.Ш. оглы. Период работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... не включен в страховой стаж в связи с отсутствием в ГОКУ «Государственный архив ....» сведений на имя Искендерова Багадура Шамил оглы. Между тем работа в данных организациях в указанные периоды времени подтверждается дубликатом трудовой книжки АТ-II № на имя Искендерова Багодура Шамиль оглы, справками ....». При демобилизации из ВС СССР истец имел на руках свидетельство о рождении и паспорт гражданина СССР, заполненные от руки на .... языке, которые при прочтении могли быть неверно прочитаны. При выдаче дубликата трудовой книжки были внесены неверные данные имени - «Багодур» вместо «Багадур» и «Шамиль оглы» вместо «Шамил оглы», что подтверждается паспортом и военным билетом.
С учетом изложенного, просил суд установить факт принадлежности Искендерову Багадуру Шамил оглы дубликата трудовой книжки № №, оформленной хх.хх.хх г. на имя Искендерова Багодура Шамиль оглы, включить в страховой стаж периоды его работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в шахте «....» в качестве ученика электромонтера, электрика 3-го разряда, электро-слесаря 4-го разряда, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... в должности электромонтера сушильно-очистительного цеха, включить в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в ....» в должности плотника-бетонщика 3-го разряда, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... в должности электро-слесаря 4-го разряда, назначить страховую пенсию по старости с хх.хх.хх г..
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты увеличенные исковые требования о признании незаконными действий ГУ-ОПФ РФ по РК по неразрешению заявления истца от хх.хх.хх г. о назначении пенсии в установленном законом порядке, возложении обязанности рассмотреть заявление истца от хх.хх.хх г. о назначении пенсии по существу.
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. принят отказ истца от иска в части требований о включении в страховой стаж периодов работы истца с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в шахте «....» в качестве ученика электромонтера, электрика 3-го разряда, электро-слесаря 4-го разряда, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... в должности электромонтера сушильно-очистительного цеха, в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы истца с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... в должности плотника-бетонщика 3-го разряда, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Оленегорском заводе железобетонных изделий в должности электро-слесаря 4-го разряда, возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с хх.хх.хх г.. Производство по делу в указанной части прекращено.
Истец Искендеров Б.Ш. оглы, надлежащим образом извещавшийся судом по всем указанным им в исковом заявлении адресам регистрации и проживания, судебные повестки не получил.
Представитель истца по доверенности Кунильский В.Е., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Сизова И.С. с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Из материалов дела следует, что хх.хх.хх г. Искендеров Б.Ш. оглы обратился в Пенсионный орган с заявлением о включении в страховой стаж периода работы, назначении страховой пенсии по старости.
Ответом от хх.хх.хх г. № истцу дан ответ о том, что в его страховой стаж не включены периоды работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в шахте «.... с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в Алибайрамлинском хлопкоочистительном заводе, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в ....», с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в ...., так как в дубликате трудовой книжки серии № № указано имя «Багодур», что не совпадает с данными паспорта серии № №, выданном ОВД .... .... хх.хх.хх г., где значится фамилия «Багадур». Кроме того, согласно архивным справкам периоды работы истца, указанные в дубликате трудовой книжки, не подтверждаются. Таким образом, принадлежность дубликата трудовой книжки Багадуру Б.Ш. оглы не установлена.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, а также п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, п. 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим работу по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В свою очередь в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от дата № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы на адрес, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от дата № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Как усматривается из материалов дела, истец при обращении в Пенсионный орган представил дубликат трудовой книжки № № на имя Искендерова Багодура Шамиль оглы, хх.хх.хх г. года рождения, дата заполнения - хх.хх.хх г.. Записи в трудовой книжке внесены последовательно, без нарушения хронологии, исправлений не содержат.
Вместе с тем истец имеет паспорт гражданина Российской Федерации на имя Искендерова Багадура Шамил оглы, хх.хх.хх г. года рождения, выданный хх.хх.хх г. ОВД .... Республики Карелия, серия № №.
В соответствии с ответом миграционного пункта ОМВД России по .... от хх.хх.хх г. Искендеров Багадур Шамил оглы ранее был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии № № от хх.хх.хх г., выданным ОВД .... Республики Карелия, ранее паспортом гражданина Российской Федерации серии № № от хх.хх.хх г., выданным ОВД .... Республики Карелия, а до этого паспортом гражданина СССР серии № № от хх.хх.хх г., выданным ..... Сведений о том, что в указанных паспортах фамилия, имя или отчество имели различия, не имеется.
В представленном истцом свидетельстве о рождении от хх.хх.хх г. № № указано, что хх.хх.хх г. родился Искендеров Багадур Шамил оглы.
Согласно справке Военного комиссариата (....) от хх.хх.хх г. № и копии военного билета № № от хх.хх.хх г. в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. военную службу по призыву проходил Искендеров Багадур Шамил оглы, хх.хх.хх г. года рождения. Фотография в военном билете соответствует фотографии истца в паспорте гражданина Российской Федерации.
Таким образом, удостоверяющие личность истца документы, а также военный билет, выданные в разное время, полностью соответствуют друг другу.
В свою очередь из представленного дубликата трудовой книжки .... № на имя Искендерова Багодура Шамиль оглы, хх.хх.хх г. года рождения, следует, что она заполнена хх.хх.хх г. в отделе кадров шахта «....» производственного объединения ....» .... записью № указано принятие Искендерова Багодура Шамиль оглы на работу на шахту «....» на должность электромонтера по приказу от хх.хх.хх г. №к (запись №).
Также имеется запись № от хх.хх.хх г. о том, что Искендеров Б.Ш. оглы освобожден от работы в связи с призывом в ряды Советской Армии, а записи № от хх.хх.хх г. и № от хх.хх.хх г. свидетельствуют о службе Искендерова Б.Ш. оглы в рядах Советской Армии. Указанные записи соответствует сведениям военного билета.
Ответом от хх.хх.хх г. ГКУ «Государственный архив документов по личному составу Кузбасса в ....» сообщило, что документы по личному составу Государственного предприятия «....» на хранение не поступали, для наведения сведений необходимо обратиться в ГКУ «Государственный архив документов по личному составу».
Согласно ответу ГКУ «Государственный архив документов по личному составу Кузбасса» от хх.хх.хх г. имеется архивная копия личной карточки формы Т-2 на Искандерова Багадура Шамил оглы за период работы в Государственном предприятии «Шахта «....», архивная выписка из приказа от хх.хх.хх г. №-к, из которых следует, что Искандеров Багадур Шамил оглы был принят на работу в ....» плотником-бетонщиком четвертого разряда временно с хх.хх.хх г. и уволен с хх.хх.хх г. по окончании временных работ, при этом имеется запись в личной карточке от хх.хх.хх г. о том, что трудовую книжку получил.
Между тем представленный истцом дубликат трудовой книжки серии № № содержит в себе записи № от хх.хх.хх г. и № от хх.хх.хх г., согласно которым истец приказом № к от хх.хх.хх г. принят на работу в ....) и уволен из указанной организации приказом № к от хх.хх.хх г., в то время как фактически в указанный промежуток времени истец работал с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в ....» и трудовая книжка находилась в указанном предприятии.
Более того, по сведениям ГКУ «Государственный архив документов по личному составу Кузбасса» от хх.хх.хх г. в предусмотренных документах уволенных работников за .... г. Искендеров (Искандеров) Багадур (Багодур) Шамил (Шамиль) оглы не значится, приказы директора по личному составу №к от хх.хх.хх г., №к от хх.хх.хх г., №к от хх.хх.хх г., № от хх.хх.хх г., указанные в дубликате трудовой книжки серии № №, на государственное хранение не поступали.
Суд обращает внимание на то, что отсутствуют документы, подтверждающие как прием истца на работу в ....»хх.хх.хх г., так и подтверждающие факт его работы в указанном предприятии с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., при том дубликат трудовой книжки заполнен отделом кадров ....» хх.хх.хх г., то есть в период, когда согласно самому дубликату трудовой книжки Искендеров Б.Ш. оглы там уже не работал.
Не подтвержден в ходе рассмотрения дела и ни один из периодов работы истца в ....», ...., поскольку по архивным справкам МУК «Суоярвская централизованная библиотечная система» от хх.хх.хх г. № и от хх.хх.хх г. №, ГОКУ «Государственный архив ....» от хх.хх.хх г. в книгах приказов по личному составу за указанные в дубликате трудовой книжки периоды Искендеров (Искандеров) Багадур (Багодур) Шамил (Шамиль) оглы не значится.
Аналогичные ответы получены и Пенсионным органом в рамках проведения заблаговременной работы.
Оценивая представленную истцом копию архивной справка МУК «Суоярвская централизованная библиотечная система» от хх.хх.хх г. №, суд приходит к выводу, что она не может являться надлежащим доказательством по делу, поскольку указанным учреждением суду представлена архивная справка от хх.хх.хх г. № о том, что истец в книге приказов по личному составу не значится. Кроме того, учреждением представлена заверенная копия архивной справки от хх.хх.хх г. №, которая по своему содержанию отличается от представленной истцом справки с тем же номером и той же датой, в ней указано на отсутствие сведений в отношении истца.
По результатам оценки представленной истцом архивной справки ГОКУ «Государственный архив мурманской области» от хх.хх.хх г. № ...., суд исходит из следующего.
Согласно представленной справке в копиях архивных документов ....» в приказах по личному составу за .... гг. значился Искендеров Багодур Ш., .... года рождения, принятый на работы в качестве электро-слесаря 4 разряда (приказ № к от хх.хх.хх г.), уволенный приказом №к от хх.хх.хх г..
Между тем ГОКУ «Государственный архив мурманской области» ответом от хх.хх.хх г. № сообщило Пенсионному органу, что в документах архивного фонда ОАО «....» в имеющихся приказах по личному составу, лицевых счетах за .... гг., личных карточках уволенных работников за .... г. сведений о работе Искендерова Б.Ш. оглы не имеется, приказы о приеме № к от хх.хх.хх г. и об увольнении №к от хх.хх.хх г. отсутствуют.
Аналогичный ответ дан ГОКУ «Государственный архив мурманской области» хх.хх.хх г. № № на запрос суда, при этом в ответах разъяснено, что ОАО «....» создан в результате неоднократных реорганизаций .....
При таких обстоятельствах, поскольку иных доказательств, в том числе показаний свидетелей, истцом не представлено, а пенсионный орган возражает против установления факта принадлежности истцу дубликата трудовой книжки, оснований для установления факта принадлежности истцу дубликата трудовой книжки серии № № не имеется.
Само по себе верное указание в дубликате трудовой книжки периода службы истца в рядах Советской Армии, по мнению суда, не является достаточным основанием для установления юридического факта, заявленного Искендеровым Б.Ш. оглы.
Также заявлено требование о признании незаконным бездействия ответчика по нерассмотрению заявления от хх.хх.хх г. в части требования о назначении страховой пенсии по старости.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом № 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Частью 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями ст. 21, 22 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от хх.хх.хх г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от хх.хх.хх г. № 400-ФЗ, по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от хх.хх.хх г. №н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила, утратили силу с хх.хх.хх г.).
Пунктом 20 Правил было предусмотрено, что при приеме заявления об установле- нии пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяю-щему личность, и иным представленным документам (пп. «а»); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (пп. «г»).
Пунктом 22 Правил определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (пп. «а»); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (пп. «в»).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 23 Правил).
В пункте 31 Правил установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от хх.хх.хх г. №п (далее - Административный регламент)
В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе. Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из материалов дела следует, что истец первоначально обращался в пенсионный орган хх.хх.хх г. с заявлением о подсчете его трудового стажа, при этом пенсионный орган указал на необходимость предоставления недостающих для назначения пенсии документов не позднее хх.хх.хх г., не разъяснив о необходимости обращения с заявлением о назначении пенсии по установленной форме, то есть пенсионный орган не принял мер по оказанию содействия истцу в реализации его пенсионных прав.
Впоследствии истец заявлением от хх.хх.хх г. просил пенсионный орган назначить ему страховую пенсию по старости, включив при этом в стаж его работы период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в ..... Указанное заявление, согласно ответу от хх.хх.хх г. №/№ и пояснениям представителя пенсионного органа в ходе рассмотрения дела, рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от хх.хх.хх г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Заявление в части включения в стаж работы истца периода его работы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в .... пенсионным органом фактически рассмотрено, поэтому в указанной части требований истцом не заявлено, о чем пояснил представитель истца в судебном заседании при подаче заявления об уточнении требований, истец оспаривает бездействие пенсионного органа лишь в части нерассмотрения заявления от хх.хх.хх г. о назначении пенсии.
Суд приходит к выводу, что заявление истца от хх.хх.хх г. о назначении страховой пенсии по старости содержит ясно выраженное требование, пенсионный орган проводил проверку документов, представленных истцом, направил запрос для проверки сведений по периоду работы истца в ...., а ранее в рамках заблаговременной работы направлял запросы иным работодателям истца.
При таких обстоятельствах пенсионный орган после получения заявления истца от хх.хх.хх г. имел реальную возможность принять решение о назначении или об отказе в назначении пенсии по старости, однако такое решение не принял и в своем ответе от хх.хх.хх г. вновь не указал, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости истцу необходимо обратиться по установленной Административным регламентом форме.
Доводы ответчика о том, что заявление истца о назначении страховой пенсии было подано не в соответствии с утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от хх.хх.хх г. №п формой к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, поэтому оно не могло быть рассмотрено как заявление о назначении пенсии, суд признает несостоятельными, так как отсутствие в поданном Искендеровым Б.Ш. оглы заявлении сведений, указанных в утвержденной форме заявления, могли быть дополнительно получены пенсионным органом как от самого заявителя, так и из находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций сведений.
С учетом изложенного, заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., в связи с чем указанные расходы подлежат возмещению с ответчика в пользу истца.
В свою очередь Искендеровым Б.Ш. оглы заявлено два требования, за каждое из которых в силу положений п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уплате государственная пошлина по 300 руб.
Так как Искендеровым Б.Ш. оглы при подаче иск уплачена государственная пошлина только в размере 300 руб., при этом требование об установлении юридического факта оставлено судом без удовлетворения, подлежит взысканию с Искендеровым Б.Ш. оглы в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Искендерова Багадура Шамил оглы (паспорт серии № №, выдан хх.хх.хх г. Отделом внутренних дел .... Республики Карелия) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по .... (....) об установлении факта принадлежности документа, признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления о назначении пенсии от хх.хх.хх г., возложении обязанности рассмотреть заявление от хх.хх.хх г. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие, обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по .... рассмотреть заявление Искендерова Багадура Шамил оглы от хх.хх.хх г. в качестве заявления о назначении страховой пенсии по старости в установленном законом порядке.
В удовлетворении требования Искендерова Багадура Шамил оглы к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по .... об установлении факта принадлежности дубликата трудовой книжки серии № № отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по .... в пользу Искендерова Багадура Шамил оглы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать Искендерова Багадура Шамил оглы в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелии в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.А. Курсов
....
....