Решение по делу № 33-2492/2022 от 28.07.2022

    Судья Романов С.А.                                                        Дело № 2-808/2021

    (первая инстанция)

    № 33-2492/2022

      (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи    - Балацкого Е.В.,

судей                     - Савиной О.В., Герасименко Е.В.,

при секретаре                - Бабийчук Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Департамента капитального строительства города Севастополя к фио1, фио2, фио3 об изъятии имущества для государственных нужд, взыскании разницы в стоимости имущества, прекращении права собственности, признании права собственности, возложении обязанности освободить жилое помещение,

заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,

установила:

Департамент капитального строительства города Севастополя обратился с иском к фио1, фио2, фио3, в котором, с учетом уточнений, просил принудительно изъять для государственных нужд <адрес> у фио1, принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение (двухкомнатную квартиру), общей площадью 38,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, включая долю на общее имущество жильцов многоквартирного дома, в том числе, долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по вышеуказанному адресу, со встречным предоставлением фио1 в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 60,4 кв.м. с зачетом его стоимости в размер возмещения за изымаемое жилое помещение; взыскать с фио1 доплату за разницу стоимости жилых помещений в размере 1864100 руб. в пользу Департамента капитального строительства города Севастополя; прекратить право собственности фио1 на принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение по вышеуказанному адресу, включая долю на общее имущество жильцов многоквартирного дома, в том числе, долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом <адрес>; признать право государственной собственности города Севастополя на жилое помещение (двухкомнатную квартиру), общей площадью 38,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, включая долю на общее имущество жильцов многоквартирного дома, в том числе, долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по вышеуказанному адресу; признать фио1, фио2, фио3 утратившими право пользования жилым помещением (двухкомнатной квартирой), общей площадью 38,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>; обязать фио1, фио2, фио3 освободить жилое помещение (двухкомнатную квартиру), общей площадью 38,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Иск мотивирован тем, что согласно распоряжения Севастопольской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014–2016 годы на территории города федерального значения Севастополя (далее – Программа).

В соответствии с Программой жилой дом , расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими расселению.

Жилое помещение (двухкомнатная квартира), общей площадью 38,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности фио1 Ответчики фио2, фио3 вселены собственником в вышеуказанное жилое помещение.

В рамках реализации Программы ответчикам предложено для переселения жилое помещение государственного жилищного фонда города Севастополя, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,4 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ с фио1 заключен договор найма жилого помещения для временного поселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде.

Ответчик фио1 от подписания проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд отказалась.

Согласно отчету /КП24-84 от ДД.ММ.ГГГГ об оценке недвижимого имущества, стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установлена в размере 4416400 руб.

Стоимость жилого помещения (двухкомнатной квартиры), общей площадью 38,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, установлена в размере 2552300 руб. в соответствии с отчетом /Б66-4 от ДД.ММ.ГГГГ об оценке недвижимого имущества.

Исходя из положений ч. 1 ст. 16 Закона 137-ЗС, размер доплаты, возмещаемой ответчиком фио1 Департаменту составляет 1864100 руб., из расчета 4415400-2552300=1864100.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Департамента капитального строительства города Севастополя удовлетворены частично.

Принудительно изъято для государственных нужд города Севастополя у фио1, принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение (двухкомнатная квартира), общей площадью 38,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, включая долю на общее имущество жильцов многоквартирного дома, в том числе, доля в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по вышеуказанному адресу, со встречным предоставлением фио1 в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 60,4 кв.м., с зачетом его стоимости в размер возмещения за изымаемое жилое помещение.

Прекращено право собственности фио1 на принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение (двухкомнатную квартиру), общей площадью 38,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, включая долю на общее имущество жильцов многоквартирного дома, в том числе, долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом <адрес>

Признано право государственной собственности города Севастополя на жилое помещение (двухкомнатную квартиру), общей площадью 38,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, включая долю на общее имущество жильцов многоквартирного дома, в том числе, долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом <адрес>.

фио1, фио2, фио3 признаны утратившими право пользования жилым помещением (двухкомнатной квартирой), общей площадью 38,4 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.

На фио1, фио2, фио3 возложена обязанность освободить жилое помещение (двухкомнатную квартиру), общей площадью 38,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В остальной части иска отказано.

Не согласившись в решением суда Департамент капитального строительства города Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить в части, удовлетворив требования истца о взыскании с фио1 доплаты за разницу стоимости жилых помещений в размере 1864100 руб. В остальной части решение суда оставить без изменения.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что действующим законодательство предусмотрена обязанность собственника изымаемого жилого помещения по оплате разницы между стоимостью предоставляемого жилого и изымаемого жилых помещений, в случае, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной. Разница между рыночными оценками объектов недвижимости установлена экспертизой и составляет 1864100 руб. Также отмечает, что суд при вынесении решения не учел положения п. 7 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ.

Прокурором Нахимовского района города Севастополя, а также ответчиками фио1, фио2, фио3 поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик фио1, прокурор фио4, каждый в отдельности, против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Поскольку законность решения в части принудительного изъятия для государственных нужд города Севастополя у фио1, принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения (двухкомнатной квартиры), общей площадью 38,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, включая долю на общее имущество жильцов многоквартирного дома, в том числе, долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по вышеуказанному адресу, со встречным предоставлением фио1 в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 60,4 кв.м., с зачетом его стоимости в размер возмещения за изымаемое жилое помещение; прекращении права собственности фио1 на принадлежащее ей вышеуказанное имущество и признании права государственной собственности города Севастополя на это имущество, а также в части признания фио1, фио2, фио3 утратившими право пользования жилым помещением (двухкомнатной квартирой), общей площадью 38,4 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, и возложении на указанных граждан обязанности освободить жилое помещение (двухкомнатную квартиру), не оспаривается, то в этой части решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ.

Заслушав судью-докладчика, пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014–2016 годы на территории города федерального значения Севастополя (далее – Программа).

В соответствии с Программой жилой дом , расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими расселению.

Распоряжением Департамента капитального строительства г.Севастополя -р от ДД.ММ.ГГГГ постановлено изъять для государственных нужд земельный участок по адресу: <адрес>ю 731 кв.м., кадастровый квартал , находящийся под жилым домом по адресу: <адрес>, и жилые помещения в нем, в том числе, квартиру , общей площадью 38,4 кв.м.

Жилое помещение (двухкомнатная квартира), расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности фио1 Ответчики фио2, фио3 вселены собственником в вышеуказанное жилое помещение и состоят на регистрационном учете в нем.

В рамках реализации Программы ответчикам предложено для переселения жилое помещение государственного жилищного фонда города Севастополя, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,4 кв.м.

В отношении указанного жилого помещения между Департаментом капитального строительства Севастополя и фио1 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения для временного поселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде.

От подписания проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд фио1 отказалась, что ею не оспаривалось в суде первой и апелляционной инстанций.

Также ответчиками фио1, фио2, фио3 до судебного заседания суда первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о признании исковых требований в части, в котором она указала, что возражает лишь против взыскания с нее разницы стоимости между предоставляемым и изымаемым жилыми помещениями.

Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции, установив вышеприведенные обстоятельства, приняв признание иска ответчиками в части, руководствуясь положениями действующего законодательства, согласно которым в случае если дом признан аварийным и подлежащим сносу, то собственник помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилья в собственность или его выкуп, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в части взыскания с фио1 доплаты за разницу стоимости жилых помещений в размере 1864100 руб. в пользу Департамента капитального строительства города Севастополя.

С выводами суда первой инстанции в обжалуемой части судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Положениями ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что настоящий закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 2 вышеуказанного закона, переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 ЖК РФ.

Пунктом 3 ст. 16 вышеуказанного закона также определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Положениями раздела 4 Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории города федерального значения Севастополь, утвержденной Постановление Правительства Севастополя от 28 августа 2014 года № 248, определено, что финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, формируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации путем предоставления субсидии на основании соглашения (договора) между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также средств бюджета города Севастополя.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме, в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, законодателем определены альтернативные способы обеспечения граждан, проживающих в аварийных домах, жилищными правами. При этом, каждый из способов является самостоятельным и избрание того или иного способа не находится в зависимой последовательности друг от друга.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Таким образом, апеллянт, ссылаясь на указанные нормы закона, считает, что законом урегулирован вопрос, что если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Однако, в данном случае, ответчикам предложено Департаментом капитального строительства города Севастополя именно соглашение об изъятии недвижимости.

Правоотношения по мене или выкупу жилого помещения между сторонами не возникали, заключение таких сделок в данном случае отсутствовало.

Возникшие между сторонами правоотношения регулируются как нормами гражданского законодательства, так и нормами специального жилищного законодательства, которыми в целом закреплено, что жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, не могут быть у них изъяты, собственники не могут быть лишены права пользования ими, кроме случаев, установленных законом.

Правовая позиция Департамента капитального строительства города Севастополя о том, что в случае, если предоставляемая взамен изъятой    квартира будет большей по площади, то за это собственник должен доплатить разницу, не основана на нормах действующего законодательства, поскольку при сносе дома в связи с его аварийностью по сути нарушаются законные права собственников квартир и членов их семей, и последние вправе требовать устранения нарушения их жилищных прав и их восстановление в полном объеме путем предоставления равноценного жилья.

При этом, какие-либо встречные обязательства собственников перед органами власти, обязанными восстановить их жилищные права, по возникшим правоотношениям как в данном случае, законом не установлены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ни федеральным законодательством, ни адресной программой г. Севастополя не установлена обязанность по доплате гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, а также возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья.

Положения п. 7 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ и ч. 3 ст. 27 Закона № 137-3C «О жилищной политике города Севастополя», согласно которым в случае мены жилого помещения превышающего по площади норму предоставления, гражданами оплачивается разница в стоимости передаваемых по договору мены жилых помещений, не могут быть применены, поскольку включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а исключение жилого помещения их указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

Указанная выше позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2019 года по делу № 1-КГ/19-9, от 25 июня 2019 года № 1-КГ19-10.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

С учетом изложенного, проверив решение суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в обжалуемой части судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                     Е.В. Балацкий

Судьи                                 О.В. Савина

                                    Е.В. Герасименко

33-2492/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура города Севастополя
Департамент капитального стороительства города Севастополя
Ответчики
Флис Виктор Владимирович
Цуркан Евгений Валентинович
Поляковская Людмила Николаевна
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Балацкий Евгений Васильевич
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
28.07.2022Передача дела судье
05.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2022Передано в экспедицию
05.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее