Дело № 2а-4148/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2018 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Жуковой Н.О., при секретаре судебного заседания Захаровой Я.И.,
с участием административного истца Панькова О.Г., представителя административного ответчика Пырьковой О.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панькова О. Г. о признании незаконными отказы начальника (адрес) администрации (адрес) в предоставлении помещения для встречи с избирателями от (дата) (№), (№), (№),
УСТАНОВИЛ:
Паньков О.Г. обратился в суд с названными требованиями, указывая на то, что, являясь действующим депутатом Комсомольской-на-Амуре городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу (№), подал (дата) три заявления о предоставлении помещения для проведения встреч с избирателями в соответствии с п. 5.3 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в помещении МОУ СОШ (№) по адресу (адрес), запланированных на (дата),(дата),(дата) в 16-00 часов. Между тем, письмами заместителя главы администрации города-начальника (адрес) В.С. Рулева от (дата) исх. (№), (№), (№) в предоставлении помещения в указанное время отказано со ссылкой на ч. 1 ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» и п. 6 Пленума ВС РФ от (дата) (№) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с проведением законодательства о публичных мероприятиях». Полагает, в данном случае административный ответчик применил федеральный закон, не подлежащий применению, что, в свою очередь, ведет к нарушению его прав как депутата на встречи с избирателями, в связи с чем, обратился в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседаним административный истец настаивал на удовлетворении иска, подтвердил обстоятельства, изложенные в нем. Дополнил, что в случае проведения встреч с населением в закрытом помещении, должны руководствоваться Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а в случае проведения встреч на дворовой территории, руководствоваться необходимо ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях». В данном случае ответчик руководствовался законом, которым не применим в его случае. Кроме того, изменения в Порядок предоставления помещений для проведения встреч с депутатами, были внесены (дата), тогда как отказы датированы (дата). На тот момент действия ответчика были незаконны.
В судебном заседании представитель административного ответчика Пырькова О.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Представила суду письменный отзыв и дополнила, что административному истцу не было отказано в проведении встреч с избирателями, а в ответах было дано указание на то, что уведомления Паньковым О.Г. были поданы за пределами периода, установленного ч. 1 ст. на ч. 1 ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» и п. 6 Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с проведением законодательства о публичных мероприятиях», что не лишает права на повторное обращение в пределах установленного срока. Изменения, внесенные в 2017 году ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях», предписывают депутатам всех уровней соблюдать порядок проведения публичных мероприятий при организации встреч с избирателями. В связи с изложенным органом местного самоуправления был утвержден Порядок предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями и определены специально отведенные места. В указанном Порядке период подачи заявления указан не позднее чем, за 10 дней до даты проведения встречи. Вместе с тем, в данной части Перечень противоречил действующему законодательству. В связи с чем, в него были внесены изменения. При дачи ответа истцу, администрация руководствовалась федеральным законодательством.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:
Положениями ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…., если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из анализа указанной нормы права следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела установлено, что Паньков О.Г. является депутатом Комсомольской-на-Амуре городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу (№).
(дата) Паньков О.Г. подал в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре три заявления о предоставлении помещения для встречи с избирателями в помещении МОУ СОШ (№) по адресу (адрес), запланированных на (дата),(дата),(дата) в 16-00 часов, в соответствии с п. 5.3 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с распоряжением и.о. главы администрации (адрес) от (дата) (№)-ра заместитель главы (адрес) Рулев В.С. определен осуществлять действия по организации приема и рассмотрения уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории муниципального образования городской округ «(адрес)».
(дата) административному истцу направлены письма за подписью заместителя главы (адрес) Рулева В.С. о рассмотрении уведомления о предоставлении нежилого помещения для встреч с избирателями (№), (№), (№) в которых указано, что уведомления о предоставлении помещения для проведения встреч с избирателями, запланированные на (дата),(дата), (дата) соответственно поданы за пределами периода, установленного ч. 1 ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» и п. 6 Пленума ВС РФ от (дата) (№) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с проведением законодательства о публичных мероприятиях». При этом заявителю указано, что уведомление, поданное ранее установленного срока, не лишает организатора публичного мероприятия права на повторное обращение с подобным уведомлением в пределах установленного срока.
Рассматривая законность действий административного ответчика, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями п.п. 5.2, 5.3, 5.4 Закона РФ от (дата) № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения. 5.3. Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления. 5.4. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
В соответствии с положениями ст.ст. 2,7 Закона РФ от (дата) № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Как разъяснено в п. 3.2 постановлении Конституционного Суда РФ от (дата) (№)-П "По делу о проверке конституционности положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", по буквальному смыслу пункта 6 статьи 1, пункта 3 статьи 2 и пункта 3 статьи 3 данного Федерального закона, встречи депутатов с избирателями не отождествляются с публичными мероприятиями, которые признаются лишь как возможная форма их проведения. Следовательно, допуская такую возможность, федеральный законодатель исходил из того, что именно совпадение внешних признаков и последствия проведения соответствующих мероприятий, выходящие за рамки правоотношений между избирателями и депутатом и соотносимые с последствиями проведения публичных мероприятий в иных случаях, обусловливают обоснованность использования тех же в своей основе правил, какие предусмотрены законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, поскольку - учитывая, что по своей природе депутатская деятельность имеет публично-политический характер, - проводимые депутатом встречи с избирателями за пределами внутридворовых территорий и специально отведенных мест и помещений могут сопровождаться неконтролируемым скоплением значительного числа граждан, служить источником затруднений в реализации прав и законных интересов граждан и организаций, а также поводом для конфликтных ситуаций, преодоление которых может потребовать дополнительных сил и средств со стороны органов охраны правопорядка.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что встреча истца как депутата со своими избирателями является одной из форм публичного мероприятия, в связи с чем, к возникшим спорным правоотношениям применим Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
На основании вышеизложенного, суд не принимает во внимание доводы истца о том, что к организации встреч депутата с избирателями не применимы положения ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» и п. 6 Пленума ВС РФ от (дата) (№).
В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях и исчисляемые в календарных днях, не включают дни направления уведомления и проведения публичных мероприятий. Соответственно, уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено органом публичной власти не ранее дня, после которого остается 15 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия. Аналогичным образом исчисляются сроки, предусмотренные для подачи уведомления о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями и о проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств.
Пунктом 3 постановления Администрации (адрес) от (дата) N (№)-па (ред. от (дата)) «Об утверждении Порядка предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями и определения специально отведенных мест, перечня помещений для проведения встреч депутатов с избирателями на территории муниципального образования городского округа "(адрес)» определено, что нежилое помещение для встреч депутата с избирателями предоставляется на территории избирательного округа безвозмездно на основании письменного заявления депутата по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Письменное заявление депутата направляется в уполномоченный орган администрации (адрес) - Центральный или (адрес) администрации (адрес) (далее - уполномоченный орган) не позднее чем за 10 дней до даты проведения встречи.
Вместе с тем, как пояснила представитель административного ответчика, при дачи ответа административному истцу они руководствовались действующим федеральным законодательством, поскольку п. 3 постановления Администрации (адрес) от (дата) N (№)-па противоречил Закону РФ.
Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№)-па внесены изменения в пункт 3 постановления Администрации (адрес) от (дата) N (№)-па, в котором указано следующее: нежилые помещения для проведения встреч депутата с избирателями предоставляются на территории муниципального образования городского округа «(адрес)» безвозмездно на основании письменного заявления депутата. Письменное заявление депутата направляется в уполномоченный орган администрации г. Комсомольска-на-Амуре не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения встречи.
Таким образом, при дачи ответа и направлении административному истцу сообщений о рассмотрении уведомлений, административный ответчик руководствовался действующим законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом сообщения о нарушении порядка подачи уведомления не является отказом на проведение публичного мероприятия, поскольку организатору публичного мероприятия предложено повторно обратиться с аналогичным уведомлением, но иные сроки, в связи с чем, со стороны административного ответчика прав истца не нарушены.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу требований п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку административным ответчиком уведомление истца рассмотрено, решение принято в установленные сроки, содержит обоснование и предложение вновь обратиться с заявлением.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ (░░░░) (№), (№), (№), - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░░░)░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░