Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Немцовой Н.Д., при секретаре Кользиной А.Г., с участием старшего помощника прокурора Кузюкова М.С., главы КФХ Иванова В.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в селе Большие Уки
2 сентября 2015 года
гражданское дело № 2-462 по иску прокурора Большеуковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову В.В. о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда на рабочих местах.
У с т а н о в и л:
Прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Иванов В.А. является главой КФХ. Согласно штатному расписанию в хозяйстве создано 3 рабочих мест. Однако в нарушение ст.ст. 2, 22, 212 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» до настоящего времени не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест.
В судебном заседании старший помощник прокурора района Кузюков М.С. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Глава КФХ Иванов В.А. заявленные исковые требования признал. Пояснил, что 06.08.2015 им заключен договор с ООО «Ми-Транс» на проведение специальной оценки труда на трех рабочих местах. В ближайшее время работы должны быть выполнены, и им будет получено заключение. Просил с учетом финансового положения освободить его от уплаты государственной пошлины.
Выслушав участником процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов трудового законодательства является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Из положений статьи 212 ТК РФ следует, что на работодателя возлагается обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426 –ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих места.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Такая методика утверждена Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 24.01.2014 г. № 33н.
Из материалов дела следует, что в КФХ Иванова В.А. создано 3 рабочих мест. Специальная оценка по условиям труда на них не проводилась (л.д.5-7).
В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец (к числу которых п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК отнесен прокурор, обращающийся в суд в защиту прав неопределенного круга лиц) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ч.2 ст.333.20 НК РФ суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами.
В связи с чем, суд считает возможным освободить главу КФХ Иванова В.А. от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Большеуковского района Омской области удовлетворить в полном объеме.
Возложить на главу крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова В.В. обязанность провести специальную оценку условий труда на рабочих местах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня его вынесения, путем подачи жалобы через Большеуковский районный суд Омской области.
Судья Н.Д. Немцова