Дело № 2а-700/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2017 года с. Ермекеево
Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Багаутдинова М.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан к Клочков В.Е. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> (далее – ИФНС №) обратилась в суд с иском к Клочков В.Е. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу на общую сумму <данные изъяты>, в том числе: недоимка по транспортному налогу со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, из них налог в размере <данные изъяты> пени в размере <данные изъяты> со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, из них пени <данные изъяты>, со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, из них налог в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, из них налог в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, указав в обоснование требований, что в собственности административного ответчика имеется имущество, облагаемое налогом, вместе с тем до настоящего времени налоги на указанную сумму ответчиком не уплачены. Одновременно истец просил суд восстановить срок на подачу административного искового заявления.
Административный истец, надлежаще извещенный о месте и времени проведении судебного заседания, на него не явился, просил рассмотреть административный иск в свое отсутствие.
Административный ответчик Клочков В.Е. неоднократно извещался судом о времени и месте судебных заседаний судебными повестками, направленными по известным суду адресам места жительства Клочков В.Е., однако судебные извещения возвращены без вручения за истечением срока. Суд считает, что обязанность по извещению административного ответчика о дате и времени судебного разбирательства исполнена судом надлежащим образом, в связи с этим риск последствий неполучения судебных извещений несет сам административный ответчик.
Явка лиц, участвующих в деле, по данной категории споров обязательной не является, судом обязательной не признавалась.
Изучив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В силу требований ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (п. 2 ст. 52 НК РФ).
Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Как следует из представленных материалов, Клочков В.Е. является плательщиком транспортного налога со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС № обратилась в суд с административным исковым заявлением к Клочков В.Е. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, на общую сумму 29957,66 рублей, с нарушением процессуального срока.
Инспекцией в суд первой инстанции представлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления.
Учитывая приведенные обстоятельства и нормы права, принимая во внимание, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, в заявлении не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
В свою очередь, как уже указывалось выше, сроки направления требования об уплате налога определены в ст. 70 НК РФ. По общему правилу этой статьи требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Следовательно, в случае не направления в установленный срок требования на уплату соответствующих сумм налогов и пеней возможность принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням утрачивается при истечении совокупности сроков, установленных ст. 70, п. 2 ст. 48 НК РФ. В случае его пропуска при отсутствии уважительных причин суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по налогу и пени. Не направление инспекцией требований об уплате налогов, пени и штрафов в установленный законом срок с момента выявления задолженности является нарушением принудительной процедуры взыскания налогов, пени и штрафов, установленной вышеозначенными нормами Налогового кодекса РФ.
Согласно имеющимся в материалах дела требованиям об уплате налогов срок обращения за их принудительным взысканием налоговым органом пропущен, так как требования о взыскании указанных в них сумм предъявлены за пределами срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ. Сведений о направлении налогоплательщику требований об уплате вышеуказанных налогов в срок, установленный налоговым законодательством, в материалах дела не имеется.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Исходя из того, что соответствующих Налоговому кодексу РФ процедур взыскания указанной задолженности налоговым органом своевременно не производилось, суд полагает, что действия инспекции по взысканию с ответчика задолженности по транспортному налогу, по земельному налогу, срок взыскания которой налоговым органом пропущен, незаконны, не соответствуют ст. 32 НК РФ и нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований налогового органа, так как им утрачена возможность взыскания пени, поскольку на налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, в связи с чем, указанная задолженность в соответствии со ст. 59 НК РФ признается судом безнадежной ко взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Клочков В.Е. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Бижбулякский межрайонный суд постоянное судебное присутствие в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья Бижбулякского межрайонного
суда Республики Башкортостан М.А. Багаутдинов