Дело № 2-2384/20
УИД 52RS0012-01-2020-002378-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Веселовой Т.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Забелиной М.В., с участием представителя истца по доверенности ГЮВ, представителя ответчика по доверенности СМВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Червяковой Н.Н. к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Червякова Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о признании права собственности на жилой дом. В обоснование иска указала следующее.
Червяковой Н.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок, кадастровый №, общей площадью 300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 30 декабря 2013 года.
В 2014 году истцом построен одноэтажный дом общей площадью 50,1 кв.м., назначение – жилое, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 ноября 2015 года.
Указанный дом построен как капитальное строение. Данное жилое помещение имеет все необходимые условия для постоянного проживания в нем. В доме имеется: электричество, отопление, вода, канализация.
В 2019 году истцом построен одноэтажный пристрой к дому, в результате чего дом стал общей площадью 69,9 кв.м., с учетом требований приказа Минэкономразвития России № 90 от 01 марта 2016 года, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается техническим планом здания на жилой дом, выданным 23 марта 2020 года ООО <данные изъяты>.
Обратившись за выдачей уведомления о планируемом строительстве в департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Бор Нижегородской области, последней выдано истцу уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта ИЖС в связи с тем, что истцом не соблюден отступ 3 м от границы соседнего земельного участка, о чем свидетельствует уведомление о несоответствии № от 31 марта 2020 года.
При указанных обстоятельствах истец обратилась в суд и просила признать за Червяковой Н.Н. право собственности на одноэтажный жилой дом общей площадью 69,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Червякова Н.Н. не явилась, извещена надлежащим образом, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца по доверенности ГЮВ исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности СМВ возражала против удовлетворения иска в связи с несоблюдением при строительстве дома отступа от границы с муниципальным земельным участком.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Частью 1 ст. 218 ГК РФ установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Частью 3 ст. 222 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что требование лица, осуществившего самовольную постройку, может быть удовлетворено только в случае, если суду будут представлены документы, подтверждающие наличие у лица права собственности на земельный участок, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором возведено строение.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 3 ст. 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Червякова Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 30 декабря 2013 года (л.д. 8).
Также Червякова Н.Н. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, площадью 50,1 кв.м., количество этажей: 1, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 9).
Истец своими силами и за счет собственных средств произвела реконструкцию указанного жилого дома, возвела пристрой к жилому дому.
Согласно Техническому паспорту от 21 февраля 2020 года на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, изготовленному <данные изъяты>, указанный объект имеет жилое назначение, построен в 2014 году, фактически используется по назначению. Общая площадь жилого дома составляет 58,7 кв.м., жилая площадь жилого дома составляет 28,3 кв.м., число этажей надземной части: 1. Площадь дома изменилась с 50,1 кв.м. на 58,7 кв.м. в связи с реконструкцией (л.д. 11-17).
В соответствии с техническим планом здания от 23 марта 2020 года, составленным ООО <данные изъяты>, жилой дом расположен в границах земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес>. Общая площадь садового дома изменилась с 50,1 кв.м. на 69,9 кв.м. в результате строительства пристроя и с учетом требований приказа Минэкономразвития России от 01 марта 2016 года № 90 (л.д. 18-23).
27 марта 2020 года истец обратилась в администрацию городского округа город Бор Нижегородской области с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уведомлением от 31 марта 2020 года № администрация городского округа город Бор Нижегородской области сообщила истцу о несоответствии реконструированного жилого дома, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке №, адрес: <адрес>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям. Реконструкция жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № заключалась в возведении пристроя в сторону улицы, что не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки городского округа город Бор Нижегородской области. Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета депутатов № 114 от 25 декабря 2012 года, за пределы линий застройки в сторону улицы здания не должны выступать (л.д. 10).
Согласно экспертному заключению № от 09 октября 2020 года, составленному ООО <данные изъяты>, индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, соответствует строительным, санитарно-бытовым, градостроительным и противопожарным нормам и правилам, построенным на приоритетной концепции безопасности объектов строительства для жизни и здоровья граждан. Жилой дом пригоден для эксплуатации.
В исследовательской части экспертного заключения также указано, что жило дом фактически расположен на расстоянии более 3 метров от границ со смежными земельными участками, что соответствует нормативам расположения. Тамбур входа в жилой дом (литера «а» - «коридор») фактически расположен с недостаточным отступом от линии регулирования застройки. Исследуемый земельный участок имеет малый размер (300 кв.м.) и неудобную конфигурацию (не прямоугольный), поэтому вышеуказанное отклонение при устройстве входного тамбура, согласно «Правилам землепользования и застройки…», допустимо.
У суда не имеется оснований не доверять заключению, выполненному ООО <данные изъяты>, поскольку заключение составлено в результате натурного обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, квалифицированным специалистом, с выполнением необходимых замеров и использованием фотофиксации, неоднозначного толкования не допущено.
При таких данных, учитывая, что объект недвижимости – жилой дом в реконструированном состоянии правомерно используется истцом в настоящее время, доказательств наличия правопритязаний со стороны третьих лиц на спорный жилой дом материалы дела не содержат, спорный жилой дом по своей конструкции и примененным для его изготовления материалам отвечает предъявляемым к таким сооружениям требованиям, может эксплуатироваться по назначению, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических норм к жилым строениям, требованиям пожарных норм и электротехнической безопасности, существенных нарушений градостроительных норм не допущено, не угрожает здоровью и жизни граждан, суд приходит к выводу о признании за Червяковой Н.Н. права собственности на жилой дом в реконструированном состоянии.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 69,9 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░