Дело № 2а-1652/2021 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кунгур Пермского края 23 июля 2021 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Третьяковой М.В.,
при секретаре Хасимовой Э.И.,
с участием представителя административного истца Заводчиковой С.Р.,
представителя административного ответчика Дунаевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Казанцевой Натальи Андреевны, действующей в интересах несовершеннолетнего Казанцева Юрия Ринатовича, к Управлению Росреестра по Пермскому краю, Кунгурскому межмуниципальному отделу Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании отказов в регистрации перехода права собственности недействительными, обязании произвести регистрацию перехода права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Казанцева Н.А., действующая в интересах несовершеннолетнего Казанцева Ю.Р. обратилась в суд с административным иском. С учетом уточнения административных исковых требований просит признать отказы Кунгурского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю от 10.12.2020 № КУВД-001/2020-130455473/3, № КУВД -001/2020-13045474/3 в регистрации перехода права собственности на жилой дом (кадастровый №) и земельный участок (кадастровый №) недействительными, обязать Кунгурский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Пермскому краю произвести регистрацию перехода права собственности жилого дома и земельного участка от умершей ФИО2 к ФИО1
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что 28.08.2020 она в интересах сына ФИО1 обратилась в ГБУ ПК «Пермский краевой МФЦ ПГМУ» ТОСП Сылва с заявлениями о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а именно на земельный участок, площадью 1500 кв.м., кадастровый № и жилой дом, площадью 54,7 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>. Основанием для обращения за регистрационным действием послужил договор дарения жилого дома и земельного участка от 21.05.220, согласно п.1 которого даритель ФИО2 безвозмездно передала в дар одаряемому ФИО1 недвижимое имущество в виде спорного земельного участка и жилого дома. Уведомлением от 10.09.2020 ответчиком было сообщено о приостановлении действий по государственной регистрации прав до 10.12.2020 в связи с тем, что истцом не предоставлено заявление дарителя ФИО2 о государственной регистрации права собственности. В связи с тем, что даритель ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, указанное заявление предоставлено быть не могло. Уведомлениями от 10.12.2020 было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок и жилой дом. В связи с Указом Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Пермском крае» и введением в крае режима повышенной готовности, а также болезнью дарителя, осуществить регистрацию договора дарения не представлялось возможным. Договор дарения является действительным, стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, даритель выразил свою волю на переход права собственности к одаряемому, но в силу состояния здоровья оформить необходимое заявление не успел. Имущество было передано одаряемому, что подтверждается п.1 договора, договор вступил в силу с момента его подписания. Поскольку даритель лично участвовала в заключении договора дарения и выразила свою волю на государственную регистрацию перехода права собственности по сделке к одаряемому истцу, то факт смерти дарителя не может являться основанием к отказу в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. О приостановлении государственной регистрации стороны сделки были уведомлены после смерти дарителя вследствие чего даритель не имел возможности явиться лично или подтвердить свою подпись в договоре. В связи с этим, отказ в государственной регистрации перехода права собственности в связи со смертью дарителя является неправомерным.
В судебном заседании административный истец не участвовал, извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю Заводчиковой С.Р., которая на административном иске настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Дунаева Н.В. с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения, доводы которых поддержала в судебном заседании (л.д.69-71).
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные документы, считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.ч. 8,9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 1 ст. 21, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав ( п.п.5).
Судом установлено:
ФИО2 являлась собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18,19,48-60).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (даритель) и Казанцева Н.А., действующая в интересах ФИО1, (одаряемый) заключили договор дарения вышеуказанного жилого дома и земельного участка.
28.08.2020 Казанцева Н.А., действующая в интересах ФИО1 обратилась в ГБУ ПК «Пермский краевой МФЦ ПГМУ» ТОСП Сылва с заявлением о регистрации перехода права собственности по заключенному договору (л.д.11,12).
10.09.2020 государственным регистратором принято решение о приостановлении, а 10.12.2020 - об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на основании ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (л.д.13,15,20,22).
26.10.2020 в Управление Росреестра заявителем Н.А.Казанцевой представлена копия свидетельства о смерти ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
Суд полагает возможным согласиться с подобной позицией регистрирующего органа исходя из следующего. На основании пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу пункта 3 статьи 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
На основании пунктов 2,3 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8.1 ГК РФ отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу п.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно статьям 17, 18 ГК РФ правоспособность гражданина заключается в возможности иметь имущество на праве собственности, а также совершать любые не противоречащие закону сделки, которая возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью.
Статьями 1112, 1113, 1114, 1152 ГК РФ предусмотрено, что наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку на момент разрешения вопроса о государственной регистрации перехода права собственности от ФИО2 к ФИО1 правоспособность дарителя ФИО2 прекратилась в связи с ее смертью, а принадлежавшее ей имущество, в том числе и спорное имущество, вошло в состав наследственной массы и переход права собственности на имущество ФИО2 стал возможен только в порядке наследования, суд приходит к выводу о том, что регистрирующий орган имел основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок к одаряемому ФИО1
Из объяснений представителя административного истца усматривается, что у ФИО2 имеются наследники – административный истец Казанцева Н.А., а также сын умершей ФИО3
Воля гражданина, отраженная в договоре, является основанием для проведения регистрационных действий, но, как уже было сказано выше, не является основанием перехода права собственности, поэтому в случае смерти гражданина все принадлежащее ему имущество становится наследственным в соответствии с пунктом 2 статьи 218, пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ.
Поскольку требование Казанцевой Н.А. об обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом и земельный участок является производным от первоначального требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, в удовлетворении которого судом отказано, требование заявителя о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности не подлежит удовлетворению.
Довод заявителя о том, что смерть гражданина-дарителя не может служить основанием для отказа в государственной регистрации сделки и соответствующих прав по ней, несостоятелен, поскольку в силу приведенных выше норм регистрации договора дарения не требуется, а прекращение правоспособности гражданина влечет, одновременно с прекращением права собственности на имущество, и право распоряжаться им. Заявитель не лишена возможности поставить вопрос о принятии наследства в порядке наследования по закону.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действиями административного ответчика права и свободы административного истца не нарушены, препятствия к осуществлению его прав и свобод не созданы, какая-либо обязанность на него незаконно не возложена; доказательств обратного суду не представлено; в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Казанцевой Наталье Андреевне, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Управлению Росреестра по Пермскому краю, Кунгурскому межмуниципальному отделу Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании отказов в регистрации перехода права собственности недействительными, обязании произвести регистрацию перехода права собственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись) М.В.Третьякова
Копия верна.Судья:
Подлинное решение подшито в дело № 2а-1652/2021 (59RS0027-01-2021-000791-41). Дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края.