Решение
Именем Российской Федерации
01 февраля 2013 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего федерального судьи Иванова Д.М. при секретаре Боджгуа М.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-957/2013 по иску Домрачевой Л. В. к Министерству регионального развития РФ, Правительству РФ об обязании обеспечить жилищной субсидией,
Установил:
Домрачева Л.В. обратилась в суд с указанным иском к Министерству регионального развития РФ, Правительству РФ, ссылаясь на то, что с 02.10.1972 г. проживала с дочерью и внучкой в районах Крайнего Севера в Чукотском автономном округе в городе Билибино и работала воспитателем в муниципальном детском учреждении «Сказка». Общий стаж работы в районах Крайнего Севера истца составляет 26 лет 6 месяцев. В июне 1999 г. из-за болезни внучки истец была вынуждена переехать на постоянное место жительство в Республику Башкортостан. Поскольку истец собственной жилой площади не имела, она была вынуждена заключить договор № 31-03/211 от 29.09.1999 г. с Потребительским кооперативом «Своими руками» о долевом участии в строительстве жилья, однако суммарный доход семьи истца не позволяет своевременно и в полном объеме выплачивать предусмотренные договором взносы, в связи с чем истцу, ее дочери и внучке постоянно грозит выселение. С 24.05.2001г. истец состоит на очереди на получение жилищной субсидии, однако до настоящего времени субсидия истцу предоставлена. В связи с вышеизложенным, истец просит обязать ответчиков обеспечить ее жилищной субсидией в размере <данные изъяты> как лица, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В судебном заседании истец не участвует, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Министерства регионального развития РФ и Правительства РФ Султанова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения на иск.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Выслушав объяснения представителя Минрегионразвития РФ и Правительства РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Домрачева Л.В. с 2001 г. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении как лицо, выехавшее из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
По состоянию на 1 января 2011г. в республиканском списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат, зарегистрировано 290 человек, в котором заявление Домрачевой Л.В. зарегистрировано под номером 193 в соответствии с датой постановки на учет в администрации Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статьей 2 указанного Федерального закона установлена очередность предоставления жилищных субсидий, в соответствии с которой жилищные субсидии предоставляются: в первую очередь гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Согласно ст. 7 Федерального закона средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 125-ФЗ порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно пп. «в» п. 18. выдачу сертификатов осуществляют гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей" утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879.
Анализ изложенных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленной очередности по дате постановки граждан на учет и по мере поступления средств из федерального бюджета, не очередное предоставление жилищной субсидии условиями подпрограммы «Жилище» не предусмотрено.
Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из ст.ст. 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.
Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для возложения обязанности по обеспечению истца жилищной субсидией на Правительство РФ, Министерство регионального развития РФ, в связи с чем исковые требования Домрачевой Л.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Домрачевой Л. В. к Министерству регионального развития РФ, Правительству РФ об обязании обеспечить жилищной субсидией отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Тверской районный суд г. Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: