УИД 45RS0004-01-2021-001130-11
Дело № 2а-557/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Далматово Курганской области 23 декабря 2021 г.
Далматовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьиКарелина А.В.,
при секретаре судебного заседанияЗадориной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Курганской области к Трухиной Любови Викторовне о взыскании обязательных платежей и санкций,
Установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Курганской области (далее - МИФНС России № 1 по Курганской области) обратилась в суд с административным иском к Трухиной Л.В. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование иска указано, что ответчик состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области в качестве индивидуального предпринимателя, 06.05.2020 прекратила деятельность. Предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию. Исходя из сумм начисленных страховых взносов, недоимка у должника составляет 14 283 руб. 92 коп., из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – страховая часть 11339 руб. 35 коп., взносы на обязательное медицинское страхование – 2944 руб. 57 коп. За несвоевременную уплату страховых взносов налоговым органом Трухиной Л.В. начислена пеня на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3 руб. 49 коп. Также Трухина Л.В. привлечена к ответственности за совершениеналогового правонарушения (п. 1 ст. 119 НК) с назначением административного наказания (штрафа) в размере 1000 руб. В связи с отсутствием уплаты недоимки Трухиной Л.В. были направлены требования № 41592 от 21.10.2020, № 22768 от 25.06.2020, которые не были исполнены. Определением мирового судьи от 26.04.2021 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Трухиной Л.В. Просит взыскать с административного ответчика вышеуказанную задолженности по страховым взносам, пени и штраф.
Также административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с административным исковым заявлением. В обоснование ходатайства административный истец указывает, что установленный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд МИФНС России № 1 по Курганской области пропущен в виду того, что налоговый орган не успел своевременно принять все меры для взыскания.
Представитель административного истца - МИФНС России № 1 по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежащим образом и своевременно извещён, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Трухина Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по адресу регистрации по месту жительства, от получения почтовой корреспонденции уклонилась.
Исходя из положений ст.ст. 150, 289 КАС РФ, суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Нормами Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (часть 5 статьи 432 НК РФ).
В силу части 3 статьи 430 НК РФ, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, то в соответствии с частью 5 статьи 430 НК РФ соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налоговой декларации налогоплательщика в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
В случае выявления недоимки налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ направляет должнику требование.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
С 23.05.2019 по 06.05.2020 Трухина Л.В. являлась индивидуальным предпринимателем (выписка из ЕГРИП от 16.12.2021).
Решением налогового органа от 12.10.2020 № 278 административный ответчик привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ - несвоевременное предоставление налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2019 г.).
Ввиду неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа по состоянию на 21.10.2020 Трухиной Л.В. выставлено требование №41592, согласно которому налогоплательщику предписано в срок до 01.12.2020 оплатить штраф в сумме 1000 руб.
Налоговым органом к уплате Трухиной Л.В., осуществлявшей свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, начислена задолженность по страховым взносам, а затем и пени, о чем налогоплательщику направлено требование № 22768 от 25.06.2020 об уплате в срок до 04.08.2020 недоимки и пени в общем размере 14371 руб. 54 коп.
26.04.2021 определением мирового судьи судебного участка № 4 Далматовского судебного района Курганской области МИФНС России № 1 по Курганской области возвращено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Трухиной Л.В. задолженности по страховым взносам, пени, штрафу в связи с пропуском шестимесячного срока и отсутствием ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
В силу положений абз. 2 пункта 2 и пункта 9 статьи 45 НК РФ взыскание налога и страховых взносов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (прекратившего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3).
Статьей 17.1 КАС РФ установлено, что мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса, в соответствии с которой приказное административное производство представляет собой упрощенное, основанное на письменных доказательствах производство в суде первой инстанции с целью обеспечения возможности принудительного исполнения обязательства в сокращенные по сравнению с исковым производством сроки.
Частью 1 статьи 123.1 главы 11.1 КАС РФ определено, что судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций. В силу разъяснений, содержащихся в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Бесспорность заявленных требований - условие, соблюдение которого в соответствии с нормами процессуального законодательства является обязательным при вынесении судебного приказа.
Таким образом, по смыслу приведенных положений законодательства, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным, соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ мировой судья должен отказать в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Определением мирового судьи, как было указано выше, истцу было возвращено заявление о взыскании с Трухиной Л.В. задолженности по страховым взносам, пени и штрафа. Несогласие истца с данным определением не может быть принято во внимание, поскольку определение мирового судьи вступило в законную силу, препятствий к обжалованию у налоговой инспекции не имелось.
Обращение к мировому судье за выдачей судебного приказа на исчисление шестимесячного срока не влияет, поскольку судебный приказ не был вынесен и, соответственно, не принималось определение об отмене судебного приказа.
Требованиями № 22768 от 25.06.2020 и № 41592 от 21.10.2020 были установлены сроки для их исполнения до 04.08.2020 и 01.12.2020 соответственно. Шестимесячный срок для обращения в суд истек 04.02.2021 и 01.06.2021. Обращаясь в Далматовский районный суд с административным иском 23.11.2021 (дата направления), а также с ходатайством о восстановлении пропущенного срока налоговой инспекцией не приведено доказательств, объективно препятствовавших налоговому органу на протяжении установленного законом срока, обратиться в суд с административным исковым заявлением. При этом пропуск срока в рассматриваемом деле не может считаться незначительным и, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет не выплаченных налогоплательщиком налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При подаче административного искового заявления в суд налоговым органом представлено письменное ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления.
В обоснование уважительности причин пропуска срока налоговый орган указал, что налоговый орган не успел своевременно принять меры для взыскания.
В соответствии с п.3 ст. 46 НК РФ, ст. 95 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Так как законодатель не установил критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, данный вопрос решается судом с учетом обстоятельств дела.
Доказательств уважительности причин пропуска срока для подачи заявления налоговый орган не представил.
Отсутствие у налогового органа времени для принятия мер для взыскания задолженности само по себе уважительной причиной пропуска срока, по мнению суда, не является. В связи с чем, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленного ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд, что влечет отказ в удовлетворении заявленного требования, так как истечение срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░