Дело № 2а-105/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
18 марта 2019 года п. Бреды
Брединский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Смирных Р.Р“.
При секретаре Платоновой Н.Г.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Межрайонной Рнспекции Федеральной налоговой службы в„– 19 РїРѕ Челябинской области Рє РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ Рђ.Рџ. Рѕ взыскании недоимки РїРѕ земельному налогу,
РЈ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Межрайонная Рнспекция Федеральной налоговой службы в„– 19 РїРѕ Челябинской области (РњРФНС в„– 19) обратилась СЃ РёСЃРєРѕРј РІ Брединский районный СЃСѓРґ Рє РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ Рђ.Рџ. Рѕ взыскании недоимки РїРѕ транспортному налогу Р·Р° 2015РіРѕРґ РІ размере 3160 рублей пени 15рублей 53 копейки, РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 3175 рублей 53 копейки, обосновав СЃРІРѕРё требования тем, что ответчик является плательщиком земельного налога, который РЅРµ был оплачен РІ полном объеме Рё РІ СЃСЂРѕРєРё, установленные налоговым законодательством, обязанности РїРѕ уплате налога РЅРµ исполняет, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РЅР° его РёРјСЏ направлялись требования РѕР± уплате налога Рё которые исполнены РЅРµ были.
Представитель истца Межрайонной РФНС в„– 19 РїРѕ Челябинской области РІ СЃСѓРґ РЅРµ явился, ходатайствовал Рѕ рассмотрении дела РІ СЃРІРѕРµ отсутствие, РЅР° удовлетворении РёСЃРєР° настаивал.
Административный ответчик Смирнов А.П. в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, направив документы об уплате налога.
Рсследовав материалы дела, имеющиеся РїРѕ делу доказательства РІ соответствии СЃ требованиями СЃС‚.84 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ полагает заявленные административным истцом требования необоснованными Рё подлежащими отклонению РІ силу следующих обстоятельств:
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоговое законодательство определяет, кто является плательщиком того или иного вида налога.
В силу ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания приведенных выше РЅРѕСЂРј права, заявление Рѕ выдаче судебного приказа Рѕ взыскании недоимки может быть подано налоговым органом РІ СЃСѓРґ РІ течение шести месяцев после истечения СЃСЂРѕРєР° исполнения требования РѕР± уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику РІ СЃСЂРѕРєРё, установленные РІ СЃС‚. 70 Налогового кодекса Р Р¤.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В целях исчисления земельного налога в соответствии со ст.390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно Решения Собрания депутатов Павловского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области от 03.11.2005 года N 8 " О земельном налоге" установлены налоговые ставки в следующих размерах:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Закона РФ от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (действовавшем на момент сложившихся правоотношений) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Как следует из представленных доказательств в собственности ответчика в 2015 году находился земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу <адрес> с кадастровым номером №, что следует из выписки ЕГРПН.
Как указано РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё N 19 РїРѕ Челябинской области ответчику был исчислен РІ 2016 земельный налог Р·Р° 2015 РіРѕРґ СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј его оплаты РґРѕ 1.10.2016 РіРѕРґР° РІ размере 3160 рублей (Р».Рґ.81)
В связи с неуплатой налога в установленные в уведомлении сроки в адрес ответчика направлено требование № от 6.02.2017 года об уплате недоимки по налогу в размере 3160 рублей в срок до 03.04.2017 года, которое направлялось заказным письмом 09.02.2017 года(л.д. 79-80).
25.10.2017 года налоговый орган обратился с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа, в том числе по земельному налогу на сумму 3160 рублей и пени 69,52 рубля (л.д. 87-90)
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Брединского района Челябинской области от 27.10.2017 года был взыскан земельный налог за 2015 год в размере 3160 рублей и пени 69 рублей 52 копейки(л.д. 91).
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Брединского района от 13.11.2017 года судебный приказ был отменен в связи с возражениями Смирнова А.П. (л.д.93)
Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
В силу ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
В ответе на вопрос 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011) указано, что п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, в том числе и для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, специальный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.
При этом необходимо иметь в виду, что в случае, когда физическое лицо не согласно с предъявляемыми требованиями налогового органа (таможенного органа), то есть имеется спор о праве, то в таком случае налоговый орган (таможенный орган) может обратиться в суд только в порядке искового производства.
Учитывая, что судебный приказ о взыскании налога за 2015 год на сумму 3160 рублей был отменен 13.11.2017 года, налоговый орган с иском о взыскании недоимки мог обратиться не позднее 13.05.2018 года, в то время как иск был подан в суд 23.01.2019 года то есть за пределами срока, установленного п. 2, п.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ. (л.д.4)
РР· представленных РІ СЃСѓРґ доказательств РЅРµ следует, что процедура принудительного взыскания СЃ ответчика недоимки РїРѕ земельному налогу Р·Р° 2015 РіРѕРґ налоговым органом была соблюдена.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом исковых требований у суда не имеется, поскольку истцом не были соблюдены положения налогового законодательства и требования КАС РФ об обращении в суд с иском после соблюдения порядка обращения приказного производства, а также ввиду пропуска срока на обращение в суд с исковым заявлением, доказательств уважительности причин пропуска которого в суде не установлено, административным истцом не представлено, в связи с чем в удовлетворении иска к Смирнову А.П. надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Межрайонной Рнспекции Федеральной налоговой службы в„– 19 РїРѕ Челябинской области Рє Алексею Петровичу Рѕ взыскании задолженности РїРѕ земельному налогу Р·Р° 2015 РіРѕРґ РІ размере 3160 рублей Рё пени 15 рублей 53 копейки, Р° всего РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 3175 рублей 53 копейки, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ Смирных Р.Р“.