Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>, Чеченская Республика
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующей– судьи Бошаевой Л.Л., с участием:
представителя органа опеки и попечительства администрации Гудермесского муниципального района Чеченской Республики – ФИО9,
истца – ФИО7,
при секретаре – Лёвкиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №, возбужденное по исковому заявлению ФИО7 к ФИО4 об определении места жительства несовершеннолетних детей при раздельном проживании родителей и взыскании алиментов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратилась в суд с иском к ФИО4 об определении места жительства несовершеннолетних детей при раздельном проживании родителей и взыскании алиментов.
Из представленного в суд заявления следует, что истец состояла с ответчиком в фактических брачных отношениях, от совместной жизни они имеют детей – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В настоящее время брачные отношения между ними прекращены, дети со дня рождения находятся с истцом (матерью), ответчик должным образом не исполняет своих родительских обязанностей, не проявляет надлежащей заботы о нравственном и физическом развитии своих детей, не занимается их материально-бытовым обеспечением и не заботится о состоянии их здоровья. Истец считает, что у нее имеются все необходимые условия для воспитания и содержания детей и просит суд определить место жительства детей с ней и взыскать с ответчика алименты на содержание детей, до достижения ими совершеннолетия в размере ? части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с даты подачи искового заявления.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, об уважительности причин неявки суд не известил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не обращался.
Из ответа заместителя главы администрации Гудермесского муниципального района Чеченской Республики ФИО8 от 21.12.2020г. за № по запросу суда усматривается, что ответчик ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по адресу: ЧР, <адрес>, не проживает.
Из ответа главы Энгель-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики Абуева М-А.А. за № от 18.12.2020г. усматривается, что ответчик ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на территории сельского поселения не проживает.
В связи с изложенным, принимая во внимание положения ст. ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по имеющимся материалам дела.
Представитель третьего лица по делу без самостоятельных требований по предмету спора - Органа опеки и попечительства администрации Гудермесского муниципального района Чеченской Республики ФИО9 суду пояснил, что у истца имеются все условия для надлежащего воспитания и развития своих несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и с учетом интересов детей, их привязанности к каждому из родителей, данных, характеризующих истца, считает возможным определить место жительство детей по месту жительства их матери.
Изучив доводы искового заявления, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования ФИО7 подлежащими частичному удовлетворению.
п. 1 ст.3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В силу п. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.
Таким образом, по данному делу по требованиям родителей об определении места жительства ребенка одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию, с учетом подлежащих применению норм материального права, является выяснение вопроса о том, проживание с кем из родителей (матерью или отцом) наиболее полно будет соответствовать интересам ребенка.
Как достоверно установлено в судебном заседании, истец и ответчик проживают раздельно, соглашение о месте жительства их несовершеннолетнего несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. родителями не достигнуто.
Определяя место жительства несовершеннолетних детей с матерью, суд учитывает заключение органа опеки и попечительства, полагавшего необходимым определить место жительства несовершеннолетних детей с матерью, которая на учете у врача нарколога и психиатра не состоит, по месту жительства характеризуется исключительно положительно, у которой в соответствии с актом обследования жилищно-бытовых условий имеются все необходимые условия для проживания детей.
По требованиям родителей об определении места жительства ребенка юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является выяснение вопроса о том, проживание с кем из родителей (матерью или отцом) наиболее полно будет соответствовать интересам ребенка.
Из материалов дела следует, что стороны состояли в фактических брачных отношениях и они являются родителями несовершеннолетних несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес>, что фактические брачные отношения между сторонами прекращены.
Судом установлено также, что истец проживает в частном доме, расположенном по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, по месту жительства характеризуется с положительной стороны, имеет стабильный заработок.
В соответствии со свидетельством о рождении III -ОЖ № ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Чеченской Республики, в качестве отца указан – ФИО6, в качестве матери – ФИО7, со свидетельством о рождении III -ОЖ № ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Чеченской Республики, в качестве отца указан – ФИО6, в качестве матери – ФИО7, со свидетельством о рождении III -ОЖ № ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Чеченской Республики, в качестве отца указан – ФИО6, в качестве матери – ФИО7.
В соответствии с актом обследования жилищно-бытовых условий по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, истец проживает в частном доме, жилищно-бытовые условия соответствуют всем нормам проживания несовершеннолетних детей, имеется мебель, приборы и оборудование для обеспечения комфортного проживания, отдельная комната со всей необходимой мебелью для занятий и отдыха детей. В семье ФИО7 присутствуют добропорядочные отношения и взаимопонимание, присутствуют все условия для проживания малолетних детей.
Исходя из интересов несовершеннолетних детей, с учетом их возраста, привязанности к каждому из родителей, а также личных качеств матери детей, ее возможности создать надлежащие условия для воспитания и развития детей, а также с учетом мнения представителя органа опеки и попечительства, суд считает возможным удовлетворить иск ФИО7 и определить местом жительства несовершеннолетних детей - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. место жительство их матери ФИО7.
Обстоятельств, ставящих под сомнение возможность проживания несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с матерью по делу не установлено и ответчиком не доказано.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. постоянно проживают с матерью и оснований определять им иное место жительства не имеется. Существующий порядок проживания ребенка никем в установленном порядке не оспорен.
Материалами дела установлено, что у истицы имеются необходимые условия для полноценного развития, воспитания и образования детей. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о необходимости проживания детей исключительно с матерью по делу не установлено и ответчиком в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, материалами дела не опровергается, что ответчик создал надлежащие условия для развития и воспитания несовершеннолетних детей, которые постоянно проживают с ней.
При таких обстоятельствах нет оснований для вывода о том, что проживание с отцом в большей степени соответствует интересам ребенка, чем проживание с матерью.
В силу ст. ст. 54 и 55 Семейного кодекса Российской Федерации, каждый ребенок имеет право знать своих родителей, право на их заботу, право на общение с обоими родителями. Раздельное проживание родителей не влияет на права ребенка.
Суд считает, что право ребенка на заботу со стороны родителей служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботой понимаются все виды помощи ребенку (обеспечение питанием, лечением, одеждой, учебными пособиями и т.п.).
В соответствии со ст. ст. 61 и 63 Семейного кодекса Российской Федерации, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В силу ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
В соответствии со ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации, родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
В то же время, указание конкретного адреса места жительства детей, как об этом просит истица, является излишним, поскольку ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность определения места жительства ребенка с одним из родителей, а не по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего одному из родителей. Кроме того, указание конкретного адреса места жительства детей с отцом нарушит права истицы на свободу передвижения и выбор места жительства.
В этой связи, в резолютивной части решения следует указать, что место жительства несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. определено с истицей ФИО7 без ссылки на конкретный адрес.
В соответствии со ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 Семейного кодекса Российской Федерации.
В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
В соответствии с ч.1 ст. 83 Семейного кодекса Российской Федерации при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со статьей 81 СК РФ) и в твердой денежной сумме.
В соответствии с ч.2 ст.83 Семейного кодекса Российской Федерации размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В данном случае между сторонами нет соглашения об уплате алиментов.
В интересах детей, суд полагает необходимым взыскать с ответчика на их содержание алименты в твердой денежной сумме, в размере половины величины прожиточного минимума, определенного для детей в Чеченской Республике полагая, что данный способ будет наибольшим образом способствовать защите интересов несовершеннолетних, учитывая, что ответчик не трудоустроена, не имеет стабильного источника дохода, на учете по безработице не состоит.
В соответствии со ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном ч. 1 ст. 9 ФЗ Российской Федерации № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве», производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
В соответствии со ст. 107 Семейного кодекса Российской Федерации алименты взыскиваются с момента обращения в суд.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального Российской Федерации с ответчика взыскивается госпошлина в доход бюджета в размере 450 рублей (300 рублей по требованию неимущественного характера и 150 рублей по требованию о взыскании алиментов).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО7 к ФИО4 об определении места жительства несовершеннолетних детей при раздельном проживании родителей и взыскании алиментов, удовлетворить в полном объеме.
Признать местом жительства ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место жительства матери – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> Чечено-Ингушской АССР, гражданки Российской Федерации.
Взыскивать с ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> ЧИАССР в пользу ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> Гудермесского ра-на ЧИАССР алименты на содержание несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в твердой денежной сумме в размере 1/2 доли величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины - пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации ежемесячно, с последующей индексацией, начиная с 20.04.2020г. до совершеннолетия детей.
Взыскать с ФИО4,ДД.ММ.ГГГГ г.р., государственную пошлину в доход государства в размере 450 (четырехсот пятидесяти) руб. 00 коп.
Решение в части взыскания алиментов подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Гудермесский городской суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.Л. Бошаева
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Л.Л. Бошаева