Дело №12-153/2024 (12-1219/2023;)
РЕШЕНИЕ
1 февраля 2024 года город Кызыл
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Монгуш Р.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Стыкут А.С. на постановления государственного инспектора России в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях №РТ-З-680в от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Артели старателей «Ойна», ОГРН №,
установил:
постановлением государственного инспектора России в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №РТ-З-680в от ДД.ММ.ГГГГ Артели старателей «Ойна» (далее- А/С «Ойна») признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наказание назначено в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Стыкут А.С., действующий по доверенности, в интересах А/С «Ойна» подал в суд жалобу, указав, что актом проверки специалистами экспертной организации отобраны 2 пробы почвы методами конверта и проведен анализ, который сделан некорректно, так как не прослеживается на основании каких- нормативно-правовых актом или проектных решений были выбраны точки для оценки состояния окружающей среды, тем самым считают, что анализируемые точки определены случайным выбором. По поводу привлечения по ст.8.5 КоАП РФ, то согласно информации из личного кабинета природопользователя статотчет по приказу Росстата от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до 01 февраля был направлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает факт направления отчета в срок. Просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание защитник Стыкут А.С. не явилась, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, внесено ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое судом отклонено в виду необоснованности.
Изучив материалы дела об административных правонарушениях, судья приходит к следующему.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса.
Юридические лица, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют форму N 2-ТП (рекультивация) и представляют ее до 1 февраля после отчетного периода в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения (пункт 1 Приказа Росстата от ДД.ММ.ГГГГ N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы").
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дела, на основании требования заместителя прокурора Республики Тыва М. от ДД.ММ.ГГГГ №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках осуществления федерального государственного земельного надзора в отношении А/С «Ойна» проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в области землепользования, в ходе которого выявлены два нарушения обязательных требований природоохранного законодательства, а именно: допущено загрязнение почвы (порча земель) опасным для здоровья людей и окружающей среды загрязняющими веществами и тяжелыми металлами (ртуть общая, хром, алюминий) на месторождении «Билелиг», а также отчет по форме 2-ТП (рекультивация) за 2022 год по месторождениям россыпного золота в бассейнах рек Эми, Черная, Билелиг в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора в установленные сроки (до ДД.ММ.ГГГГ) не предоставлен (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №РТ-З-680в, КНМ 24№).
Решением руководителя Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №-ре на основании требования заместителя прокурора Республики Тыва М. от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Артели старателей «Ойна» по соблюдению обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в области землепользования на месторождениях россыпного золота в бассейне рек Эми, Билелиг, Черная, находящихся в Тере-Хольском и <адрес>х Республики Тыва, в период времени с 18 по ДД.ММ.ГГГГ.
Из требования заместителя прокурора Республики Тыва М. от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении внеплановой проверки следует, что во исполнения задания Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки исполнения законодательства по добыче и обороте драгоценных металлов, руководителю Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поручено проведение указанной проверки в отношении А/С «Ойна» на месторождениях россыпного золота в бассейнах рек Эми, Черная, Билелиг.
В рамках указанной проверки были осмотрены месторождения россыпного золота в бассейнах рек Черная, Билелиг, находящихся в <адрес> Республики Тыва и были отобраны пробы почвы выше жилого поселка, за столовой (фоновая проба), а также ниже жилого поселка, за домиком № (контрольная проба) в месторождении <адрес>, о чем составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № РТ-З-680в с фототаблицей.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ №г по результатам отбора проб по протоколам отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ № РХ18г-П, протоколов испытаний от 28.082023 №№РХ74г-П, РХ75г-П филиалом ФГБУ ЦЛАТИ по СФО - ЦЛАТИ по Енисейскому региону установлены превышения концентрации загрязняющих веществ в почве на месторождении «Билелиг», а именно: ртути общей, хрома и алюминия.
Кроме этого, в ходе проверки также установлено, что А/С «Ойна» в нарушение требований приказа Росстата от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы», в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора в установленные сроки (до ДД.ММ.ГГГГ) не предоставил отчет по форме 2-ТП (рекультивация) за 2022 год по месторождениям россыпного золота в бассейнах рек Эми, Черная, Билелиг.
На указанных месторождениях в бассейнах рек Эми, Черная, Билелиг, находящихся по адресу: <адрес>, на праве аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ №№, 62, 64, 73, 186, 18 с Министерством лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва и на основании лицензий на пользование недрами КЗЛ 11583 БР, КЗЛ 00117БЭ, КЗЛ 13171 БР А/С «Ойна» ведет добычу россыпного золота открытым способом.
Таким образом, А/С «Ойна» допущена порча земель путем загрязнения почвы опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и тяжелыми металлами, а также не предоставлен отчет по форме 2-ТП (рекультивация) за 2022 год по месторождениям россыпного золота в бассейнах рек Эми, Черная, Билелиг в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора в установленные сроки (до ДД.ММ.ГГГГ).
По факту выявленных нарушений комиссией Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ составлен акт внеплановой выездной проверки №РТ-З-680в и должностным лицом административного органа в отношении А/С «Ойна» составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением государственного инспектора России в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №РТ-З-680в от ДД.ММ.ГГГГ Артели старателей «Ойна» признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наказание назначено в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, а именно актом внеплановой выездной проверки А/С «Ойна» от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ №г с протоколами испытаний, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №РТ-З-680в/1 по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №РТ-З-680в/2 по ст.8.5 КоАП РФ, решением руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ №-ре о проведении внеплановой выездной проверки, требованием заместителя прокурора Республики Тыва М. от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки, которым должностным лицом - государственным инспектором Оюн А.А. дана оценка в совокупности с другими материалами дел на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных административных правонарушений.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Как установлено судом и усматривается из материалов дела об административных правонарушениях, нарушения требований законодательства были допущены А/С «Ойна» в отношении единого родового объекта посягательства, в результате совершения единого, совершенного в форме действия, правонарушения. Рассмотрение возбужденных в отношении А/С «Ойна» дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственно одному органу - Енисейскому межрегиональному управлению Росприроднадзора.
Доводы жалобы о том, что 2 пробы почвы отобранные методами конверта и по которым проведен анализ, сделан некорректно, поскольку не прослеживается на основании каких- нормативно-правовых актом или проектных решений были выбраны точки для оценки состояния окружающей среды, несостоятельны и направлены на переоценку установленных обстоятельств, и не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях А/С «Ойна» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждение заявителя, что отчет формы 2-ТП (рекультивация) за 2022 год по месторождениям россыпного золота в бассейнах рек Эми, Черная, Билелиг, согласно информации из личного кабинета природопользователя, направлен в Управление ДД.ММ.ГГГГ, опровергается скринштом сайта https://ksv.rpn.gov.ru/, из которого видно, что статус отчета № - «На доработке» по причине «В отчете не соответствуют данные, предоставленные за 2021 год», то есть А/С «Ойна» сведения в отчете за 2022 год не скорректированы, информация о необходимости доработки не принята к сведению, при этом сведений о принятии отчета отсутствует, о чем дана соответствующая оценка в оспариваемом постановлении должностного лица.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что административным органом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что должностным лицом контролирующего органа сделан правильный вывод о наличии в действиях А/С «Ойна» состава административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, учитывая установленные обстоятельства совершения правонарушений, суд считает, что жалоба защитника на постановление по делу об административном правонарушении необоснованна и не подлежит удовлетворению.
Порядок и срок давности привлечения Артели старателей «Ойна» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание Артели старателей «Ойна» назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановления государственного инспектора России в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях №РТ-З-680в от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Артели старателей «Ойна», оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение подлежит обжалованию в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.С.Монгуш