Решение по делу № 2-5528/2022 от 05.08.2022

Дело № 2-5528/2022

УИД 22RS0068-01-2022-005604-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2022г. г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего            Щиголевой Ю.В.,

при секретаре                ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, КГКУ «Региональное жилищное управление» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края с иском о защите жилищных прав.

В обоснование заявленных требований истец указала, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ, воспитывался в <данные изъяты>, в <данные изъяты> году переведен в <данные изъяты>, после <данные изъяты> поступил в <данные изъяты>, после окончания <данные изъяты> обратился в районную администрацию по месту жительства о постановке на учет на получение жилья, на что получил ответ о том, что он уже состоит в очереди. До настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением.

На основании изложенного, истец просил возложить на ответчика обязанность предоставить ему жилое помещение в границах муниципального образования г.Барнаула.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено КГКУ «Региональное жилищное управление».

На рассмотрение дела истец не явился, уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика КГКУ «Региональное жилищное управление» в судебном заседании возражал против иска, указывая, что в список детей-сирот для обеспечения жилым помещение не включен и в уполномоченный орган с заявлением о включении в соответствующий список не обращался.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в суд не явился, уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать, указывая, что для возможности использования права на получение жилого помещения истец должен обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о включении его в список детей-сирот; поскольку такого обращения не поступало, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать лишена родительских прав на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, отец ограничен в родительских правах на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поступил в государственное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ переведен в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ выбыл на учебу в <данные изъяты>.

На основании распоряжения администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 постановлен на регистрационный учет по внеочередному получению жилой площади в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ.

Из обстоятельств дела следует, что ФИО1 жилым помещением не обеспечен.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 4 закона Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (в редакциях, действовавших до 01.01.2013) дети-сироты, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы закона Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Абзац четвертый статьи первой Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Данной нормой законодатель в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью, предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По смыслу действовавшего до 01.01.2013 правового регулирования право на предоставление дополнительных гарантий имели лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 1, 3 Федерального закона от 29.02.2012 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.01.2013 утратил силу, а статья 8 Закона N 159-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Статьей 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.    

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 01.01.2013) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Согласно п. 5.1 действовавшего ранее Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 27.12.2012 N 736 (вступившим в силу с 01.01.2013), органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 01.01.2013 и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.

Таким образом, согласно вышеназванным нормам право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01.01.2013, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.

Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В настоящее время Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 Формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Согласно п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, определен перечень лиц, которые включаются в список.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Как следует из материалов дела ФИО1 не имеет закрепленного жилья. На основании распоряжения администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он постановлен на регистрационный учет по внеочередному получению жилой площади.

Согласно ответам <данные изъяты>, архивного отдела администрации ...., <данные изъяты> сведениями об обеспечении жилищных прав ФИО1 указанные учреждения не располагают.

Из ответа администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 жилым помещение не обеспечен, сведения в органы государственной власти Алтайского края для включения в очередь на получение жилья не переданы.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 постановлением администрации <данные изъяты> был принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет и добросовестно полагал, что поставлен на такой учет органами местного самоуправления.

При этом в силу вышеприведенных нормативных положений сведения о нем подлежали передаче органом местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однако этого не было сделано.

В соответствии с п.2.2 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства формирует список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (далее - список), принимает решение о включении их в список или об отказе во включении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким органом на территории Алтайского края является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.

Согласно п.1 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС жилые помещения предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства через уполномоченное краевое учреждение – КГКУ «Региональное жилищное управление».

В соответствии с п. 1.2, 1.6, 1.7 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае их смерти - их несовершеннолетним детям и (или) супругу (супруге), утв. Постановлением Правительства Алтайского края от 10.04.2020 N 157, уполномоченное краевое государственное казенное учреждение "Региональное жилищное управление" (далее - "уполномоченное учреждение") в течение 3 рабочих дней с даты принятия Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее - "Министерство") решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду исходя из количества таких жилых помещений определяет количество включенных в список детей-сирот, достигших возраста 18 лет (а также не достигших 18 лет в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия) в целях направления уведомления о намерении уполномоченного учреждения заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края (далее - "уведомление") с учетом следующих критериев: дата включения в список (более ранняя); место жительства в том муниципальном образовании, где находится приобретенное жилое помещение. В течение 5 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 1.5 настоящего Порядка, уполномоченное учреждение принимает одно из следующих решений: о заключении договора найма специализированного жилого помещения; об отказе в заключении договора найма специализированного жилого помещения. Решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается при наличии оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Таким образом, для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения истец должен обратиться в уполномоченный орган (Минстрой Алтайского края) с соответствующим заявлением о включении его в список детей-сирот. При получении отказа во включении в список, такой отказ также может быть обжалован в судебном порядке. Однако данный вопрос не является предметом настоящего спора.

Поскольку такого обращения от него не поступало, оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении жилого помещения не имеется. Данные требования истцом заявлены преждевременно без соблюдения процедуры включения его в список детей-сирот для обеспечения жилым помещением.

При установленных обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, КГКУ «Региональное жилищное управление» о предоставлении жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

            

Судья Ю.В. Щиголева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-5528/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Емельянов Андрей Борисович
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства АК
КГКУ "Региональное жилищное управление"
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Щиголева Юлия Викторовна
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
05.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2022Передача материалов судье
10.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.10.2022Предварительное судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
15.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2023Дело оформлено
08.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее