Решение по делу № 2-2856/2020 от 27.08.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иркутск                         07 октября 2020г.

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Тымцивой В.Я.,

с участием представителя истца ФИО8, действующей на основании доверенности, представителя ответчика ФИО7, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 об обязании осуществить перерасчет размера пенсии, возмещении денежных средств невыплаченных ранее на счет пенсионных поступлений, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Иркутской области № 1 об обязании осуществить перерасчет размера пенсии, возмещении денежных средств невыплаченных ранее на счет пенсионных поступлений, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в качестве получателя пенсии по старости она состоит в УПФР в Свердловском районе г. Иркутска. К настоящему времени она достигла возраста 69 лет и до сих пор осуществляет трудовую деятельность. В стаж не включен период по уходу за детьми. Согласно п.5 ст. 167 КЗоТ РСФСР в стаж засчитывается отпуск по уходу за детьми. Согласно данным УПФ РФ на 30.04.2020г., страховой стаж составляет 34 года 08 месяцев 22 дня. В настоящий момент, считает, что предоставленные расчеты трудового стажа при назначении ей страховой пенсии по старости произведены некорректно, с нарушением закона и ущемления ее прав и законных интересов. Считает, что расчеты её пенсии по старости должны производиться следующим образом. Расчет величины расчетного пенсионного капитала, на основании п.1 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом «конвертации» - преобразования пенсионных прав граждан, приобретенных застрахованными лицами до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом которого производится расчет трудовой пенсии, должен производится по формуле: ПК = ( РП - 450) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьёй; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Далее РП так же имеет определенный порядок расчетов по определенной формуле: РП = СК X ЗР/ЗП X СЗП, где СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20. Или из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27-28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20. Расчетный период пенсии истца должен быть исчислен с учетом общего трудового стажа 34 года, что выше требуемого на 19 лет, поэтому стажевый коэффициент составил 0,74 (0,55+0,19), ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается. ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 рубль 00 копеек). ЗР/ЗП - отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитывается в размере не свыше 1,2. При расчете пенсии должно быть учтено отношение заработков в размере 1,2. Далее итоговое расчетное вычисление должно соответствовать по состоянию на 01.01.2002г. ПК = (( СК х ЗР/ЗП х СЗП) - 450) х Т, ПК=(0,74 х 1,2 х 1671) - 450) х 168 = 173 686,464. Где Т (количество месяцев) нужно считать, как срок ожидаемого периода выплат трудовой пенсии по старости, с учетом условий досрочного назначения пенсии по состоянию на 01.01.2002г., т.е. интервал времени от вступления в силу закона -Ф3 до момента выхода 228 месяцев на 2014г. Далее определяет сумму пенсионного капитала, с учетом индексации 547 911 х 5,6148 = 975 214,758. То есть данным расчетом определяет размер страховой составляющей пенсии на момент назначения - на 31.12.2008г., т.е. сумма расчетного пенсионного капитала увеличивается на коэффициент индексации страховой пенсии, который составил с 01.01.2002г. по 31.12.2014г. 5,6148. 975 214,758 и делит на количество месяцев ожидаемого периода выплат, срок дожития в 2001 году это 144 месяцев 975 214,758; 144 = 6 772,32 рублей - размер страховой составляющей пенсии. Далее определяет размер суммы валоризации 975 214,758 х 33% = 321 820,87: 144 = 2 234,86715 рублей. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица, составила 0 рублей. Ожидаемый период выплаты пенсии по состоянию на 2001 год составлял 144 месяца, для определения пенсионного капитала после 01.01.2002г., 0 : 228 = 0 рублей. Итого размер пенсии составил: 2 234,86715 рублей + 6 772,32 рублей + 0 = 9007,18 рублей (без учета фиксированной выплаты). Стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 64 руб.10 коп. Расчет для установления ИПК на ДД.ММ.ГГГГ; 9007,18 : 64,10 = 140.51. Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов по данным индивидуального лицевого счета на 2019 г. составила 248,184. С ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от 19.12.2016 года № 416-ФЗ установлена стоимость одного пенсионного коэффициента для определения размера страховой пенсии, установлена в размере, равном 93 рубля. Размер фиксированной (базовой части) выплаты к страховой части пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составлял 5 686,25 рубля. Итого сумма ИПК на 2020 г. составила 248.184 х 93 = 23 081,112 рублей. Размер фиксированный выплаты 5 686,25 руб. 23 081,112 + 5 686,25 руб. = 28 767,362. Общий размер пенсии должен был составить 28 767,362 вместо указанных 22 106,41 рублей. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П исследовал вопросы соответствия норм Конституции Российской Федерации, вступивших в силу с 1 января 2002 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые напрямую не предусматривали возможности льготного исчисления некоторых периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж (к примеру, периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также не позволяли учитывать в стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, которые ранее, до введения в действие Закона № 173-ФЗ, в него включались (в частности, речь идет о периодах подготовки к профессиональной деятельности: обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре). В результате КС РФ признал нормы Закона N 173-ФЗ в той части, в какой они при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключали льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяли учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Основанием для такого решения явилась выработанная Судом правовая позиция, исключительно важная для пенсионного правоприменения, о том, что соответствующие нормы Закона № 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Тем самым эти нормы не препятствуют гражданину исчислить стаж по нормам ранее действовавшего законодательства. При этом КС РФ установил, что конституционно-правовой смысл рассмотренных норм Закона № 173-ФЗ, выявленный в Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике. Согласно подпунктов 1- 10, 12 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста при наличии соответствующего стажа работы во вредных, тяжелых и опасных условиях.

Основной контингент получателей пенсионных льгот содержится в Списках № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 №10. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 указанные Списки продолжают действовать в настоящее время. Данным Постановлением также предусмотрено, что периоды работы, выполнявшиеся до 1 января 1992 работ, предусмотренные Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, наравне с работами, предусмотренными Списками № 1,2 (1991). В этой связи, фактически во исполнение рассмотренной выше правовой позиции Суда, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, в письме от 4 июня 2004 г. № M3-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004г. N 2- П» сообщило в адрес органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о том, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Закона № 173-ФЗ, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). В связи с этим, просит произвести надлежащий перерасчет пенсии, так как представленные расчеты отделения не соответствуют надлежащим законным требованиям действующего пенсионного законодательства, являются некорректными и нарушающими её право на законное пенсионное обеспечение. Также истец обращалась в отделение пенсионного фонда Иркутской области с заявлением о перерасчете, ответ был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, для защиты своих прав она была вынуждена обратиться за квалифицированной юридической помощью. В связи с чем, был заключен договор об оказании юридических услуг. Она ранее обращалась в пенсионный фонд с запросами о предоставлении информации, выдачи выплатного дела для ознакомления и заявлением о перерасчете. Требует возмещение морального вреда в размере 100 000 рублей.

Просит суд обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 произвести перерасчет размера пенсии, исходя из факта получения заработной платы; обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 возместить денежные средства, не выплаченные ранее на счет пенсионных поступлений, с учетом задолженности за истекший период, в виду указанной разницы по представленным расчетам в размере 239 794 рублей 27 копеек за последние три года; обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 возместить моральный вред в размере 100 000 рублей; взыскать с Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 расходы на юридические услуги в размере 36 100 рублей; расходы на нотариальную доверенность в сумме 1 900 рублей.

В судебное заседание истец ФИО4 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в своё отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО8, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила в их удовлетворении отказать.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие истца.

    Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

    Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 была назначена досрочная пенсия по старости в соответствии со ст. 12 «а» Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

    Истец, обращаясь с иском в суд, полагает, что расчёт размера пенсии произведён ответчиком с нарушением требований пенсионного законодательства, что нарушает её права.

    В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия устанавливалась в размере 55% заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона).

Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливался на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт "а" статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров. Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

С 01.01.2002г. вступил в действие Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, 01.01.2002г. был произведен переход на новый закон с учетом имеющихся в базе данных пенсионного органа сведений о трудовом стаже и заработке пенсионеров.

С 01.01.2015г. пенсии в РФ назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, приведены формулы расчета.

В силу ч. 10 ст. 15 указанного закона, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется по формуле:

где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи;

К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1;

КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1;

СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равная 64 рублям 10 копейкам.

Статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установлен порядок определения размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), основания перерасчета размера страховой пенсии.

В силу части первой указанной статьи, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу п. 1 части второй указанной статьи перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 г., определяются по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых силу п. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи.

В силу п. п. 3 и 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В названных пунктах приведены перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации принято Постановление N 16/19па "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными Законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действовало до 01 января 2015 года).

Согласно п. 26 указанного Перечня, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными органами) на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Согласно пп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.

Приказом Минтруда России от 28.11.2014г. № 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" предусмотрено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (п. 15).

Истец, указывает на то, что ответчиком не был включен в стаж период ухода за детьми (дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Сведений о периодах нахождения в отпуске по уходу за детьми, суду не представлено.

Вместе с тем, согласно данным о стаже, Пенсионным фондом учтены следующие периоды трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (обычные условия); с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (обычные условия); с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (обычные условия); с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (подземные работы, вредные условия труда, в горяч.цехах (Список 1) п.1.ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (обычные условия).

Из пояснений стороны ответчика и представленного с его стороны расчёта следует, что оценка пенсионных прав ФИО4 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. осуществлена с применением пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ (по наиболее выгодному варианту). Стажевый коэффициент, который для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 15 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 на каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. страховой стаж ФИО4 для расчёта размера пенсии в соответствии с п.3 ст. 30 Закона составляет 34 года 8 месяцев 22 дня. Среднемесячный заработок учтен за 24 месяца работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. по справке о заработной плате за период работы в Госпредприятии Аэропорт Иркутск, среднемесячный заработок равен – 3574,41 руб., средняя заработная плата по стране за этот период составляет 1 279,83 руб., отношение заработка истца к средней заработной плате по стране ЗР/ЗП составило 2,793. Однако отношение заработков для расчета пенсии в соответствии с п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ учитывается в размере не свыше 1,2. Начальный пенсионный капитал истца на ДД.ММ.ГГГГ. определяется по формуле: НПК = (СК*ЗР/ЗП*1671-450) * Т = (0,74*1,2*1671–450) * 144 = 148874,11, где 1483,85 = 0,74 * 1,2 * 1671 – расчетный размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГ.; 0,74 – СК стажевый коэффициент в размере 0,55 за 15 лет стажа для женщин и добавляется 0,01 за каждый год сверх 25 лет, но не более 0,2; ЗР/ЗП = 1,2 – отношение среднего заработка пенсионера к среднему заработку по стране, 1671 – средняя заработная плата по стране за 2000г.-2001г.; 450,00 – размер базовой части пенсии на ДД.ММ.ГГГГ.; Т = 144 – ожидаемый период выплаты для пенсии по старости. Согласно пп.1 п.2 ст. 9 Федерального закона № 1730ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются дети, не достигшие возраста 18 лет, а также обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Надбавка за нетрудоспособного члена семьи на период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. за ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. БЧ/З=450,00 руб. (450,00/3=150,00 руб.). Размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. составляет 1633,85 = 450,00+150,00+1033,85 (СЧ). С учётом всех индексаций за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., в силу п.6 ст. 17 ФЗ № 173-ФЗ, размер пенсии истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составлял: 9151,05 руб. = 2562 + 6589,05, где 2562 – базовая часть пенсии на ДД.ММ.ГГГГ.; 6589,05 – страховая часть на ДД.ММ.ГГГГ. Работа после 31.12.2001г. в расчет трудовой пенсии по старости учитывается в виде суммы начисленных страховых взносов. На основании заявлений истца были произведены перерасчеты пенсии за работу после ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии со статьей 30.1 ФЗ № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав по статье 30 ФЗ, подлежит валоризации. Сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала, исчисляемого в соответствии со статьей 30 ФЗ, и сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до ДД.ММ.ГГГГ. Размер суммы валоризации следующий: СВ = (НПК * СК вал.) : Т * К инд., где НПК – начисленный пенсионный капитал, учтенный при назначении пенсии на ДД.ММ.ГГГГ. СК вал. – стажевый коэффициент для валоризации. До 01.01.1991г. истец отработала 23 года 08 месяцев 22 дня в календарном исчислении, что составляет 23 % плюс дополнительно 10 %, всего 33 % для валоризации СК вал. – 0,33. Т – ожидаемый период выплаты пенсии на дату назначения пенсии = 144; К инд. – коэффициенты индексации трудовой пенсии за период с 01.01.2002г. по 31.12.2009г., К инд. Равен – 3,6784. НПК = (РП – БЧ) * Т, где РП – расчетный размер пенсии на 01.01.2002г., для истца равен 1483,85 рублей. БЧ – базовая часть трудовой пенсии на 01.01.2002г. равна 450,00 руб. Т – количество месяцев ожидаемого периоды выплаты трудовой пенсии по старости Т=144; НПК = (1483,85 – 450) * 144 = 148874,40 руб. Сумма валоризации с ДД.ММ.ГГГГ. равна: СВ = (148874,40 * 0,33) : 144 * 3,678412555 = 1254,98 руб., где 3,678412555 общий коэффициент индексации СЧ с 01.12.2009г. С ДД.ММ.ГГГГ. пенсии ФИО4 увеличилась на 1254,98 руб. и размер пенсии составлял: 2562,00 + 7844,07 = 10406,07 руб. (2562 руб. – базовая часть пенсии, 7844,07 руб. – страховая часть пенсии). С ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии был увеличен по постановлению Правительства РФ на 6,3 %. С 01.02.2011г. размер пенсии был увеличен на 8,8 %. В дальнейшем размер пенсии увеличивался по постановлению Правительства РФ. Коэффициент индексации пенсионного капитала на 31.12.2014г. составляет 5,6148. СЧ = ((148874,40+49128,55) * 5,6148 + 1111746,97 руб. (сумма страховых взносов учтенных на индивидуальном лицевом счете с учетом индексации пенсионного капитала)) / 144 мес. = 15 139,39 руб. Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 01.01.2015г. ((ИПКс) = 15139,39 руб. / 64,10 руб. стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015г.) = 236,184. Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ. (ИПКн) на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15,0 (по 3,0 за 2016,2017,2018 и 2019г.г.). Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) = 236,184 + 15,00 = 251,184. Размер страховой пенсии составит 251,184 * 93,0 руб. (стоимость пенсионного коэффициента на ДД.ММ.ГГГГ.) = 23360,11 руб., общий размер пенсии 23360,11 руб. (страховая пенсия) + 5686,25 руб. (фиксированная выплата) = 29046,36 руб. ФИО4 на сегодняшний день осуществляет трудовую деятельность, в связи с чем, размер пенсии выплачивается с учётом нормы статьи 26.1 Закона от 28.12.2013г. без учета индексации. Размер страховой пенсии к выплате 251,184*71,41 руб. (стоимость одного пенсионного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ.) = 17937,05 руб., фиксированная выплата – 4 383,59 руб., итого к выплате 22 320,64 руб.

Таким образом, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, расчёт ответчика, суд приходит к выводу о том, что расчёт пенсии ФИО4 произведен ответчиком в установленном законом порядке и в интересах истца. Пенсионным фондом при определении размера пенсии ФИО4 на момент назначения пенсии и далее при перерасчёте была произведена оценка пенсионных прав путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который формируется из пенсионных прав в виде стажа и заработка в денежном выражении до ДД.ММ.ГГГГ, общей суммы страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Нарушений прав истца со стороны ответчика допущено не было.

При этом расчёт истца, приведенный в исковом заявлении, суд не принимает во внимание, поскольку он произведён с нарушением требований закона, не конкретизирован, без чёткого указания на периоды трудовой деятельности истца, размеров заработка и т.д.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО4 к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 об обязании осуществить перерасчет размера пенсии, возмещении денежных средств невыплаченных ранее на счет пенсионных поступлений, у суда не имеется.

Суд также не усматривает оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, поскольку нарушений прав истца со стороны ответчика допущено не было. Кроме того, в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1099 Гражданского кодекса РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Правовое регулирование отношений, связанных с основаниями возникновения и порядка реализации прав граждан на пенсионное обеспечение осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", нормами которых ответственность пенсионного органа в виде компенсации морального вреда за несвоевременную выплату пенсии (либо невыплату в полном объеме) не предусмотрена.

Из разъяснений, данных в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

В связи с чем, требования истца о взыскании компенсации морального вреда являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что исковые требования ФИО4 к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 об обязании осуществить перерасчет размера пенсии, возмещении денежных средств невыплаченных ранее на счет пенсионных поступлений, взыскании компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению, оснований для взыскания расходов на оплату услуг представителя, расходов на нотариальную доверенность, также не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 об обязании осуществить перерасчет размера пенсии, возмещении денежных средств невыплаченных ранее на счет пенсионных поступлений, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья                                              О.В. Луст

Мотивированный текст решения изготовлен 19.10.2020г.

Судья                                             О.В. Луст

2-2856/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокопьева Светлана Анатольевна
Ответчики
Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Иркутской области № 1 - Государственное учреждение
Другие
Смирнова Ольга Глебовна
Суд
Кировский районный суд г. Иркутск
Судья
Луст Ольга Викторовна
Дело на странице суда
kirovsky.irk.sudrf.ru
27.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2020Передача материалов судье
28.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2020Судебное заседание
07.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее