Каякентский районный суд РД
Судья Магомедов А. Ю. Дело № 2а-661/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2020 года, по делу № 33а-4151/2020, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А.-Н.К.,
судей Гончарова И.А. и Хаваева А.Г.,
при секретаре Шахбанове М. М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску участковой избирательной комиссии № <адрес> РД к ФИО4 об отмене регистрации кандидатом в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, по апелляционной жалобе председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> РД на решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от <дата>,
Заслушав доклад судьи Гончарова И. А., судебная коллегия
установила:
решением Участковой избирательной комиссии № <адрес> РД от <дата> ФИО4 зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан на выборах депутатов Собрания депутатов МО Республики Дагестан.
УИК № <адрес> Республики Дагестан обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО4 об отмене регистрации кандидата в депутаты, на основании положений Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Закон о выборах).
Обращение в суд мотивировано тем, что ФИО4 в заявлении о выдвижении себя кандидатом в депутаты представительного органа не указал сведения о наличии судимости и ее погашении. Данное обстоятельство является основанием для отмены судом регистрации в качестве кандидата в депутаты представительного органа.
Решением Каякентского районного суда РД от <дата> в удовлетворении административного иска отказано.
Представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес> РД ФИО5 в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Представитель территориальной избирательной комиссии <адрес> РД ФИО6 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Прокурор ФИО7 просит судебную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Административный ответчик ФИО4 просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель УИК № <адрес> РД, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о необходимости рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии со ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон о выборах) о выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление в порядке, установленном законом (п.1).
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (п.2).
В силу п. 2.1 указанной статьи, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном п. 2 этой же статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст.37 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан».
Как следует из положений подпункта 58 статьи 2 Закона о выборах, сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат, если кандидат был осужден за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом РФ.
Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата (п. 9 ст. 37 Закона о выборах).
Согласно подп. «б» п. 26 ст. 38 Закона о выборах основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с п. 2.1 ст.33 данного Федерального закона.
Регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости (подп. «а», «з» п.7, п. 9, п. 12 ст. 76 Закона о выборах).
Судом первой инстанции установлено, что ФИО4 имеет погашенную судимость. В своем заявлении о согласии баллотироваться он указал сведения о судимости, но не расшифровал наименования преступления, за которое был осужден. В связи с этим суд пришел к выводу, что участковой избирательной комиссии было известно о его судимости, и вновь открывшимся обстоятельством указание на то, что им не приведено наименование статьи УК РФ, нельзя признать.
Указание кандидатом сведений о наличии судимости необходимо как для решения вопроса о наличии у него пассивного избирательного права, поскольку пунктами 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 статьи 4 Закона о выборах предусмотрено в каком случае осужденные лица не имеют права быть избранными, а также необходимо для того, чтобы избирательная комиссия могла довести такие сведения о кандидате до сведения избирателей (пункт 7 статьи 33 указанного Федерального закона); в целях способствования осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов сведения о судимости кандидата указываются в тексте бюллетеня для голосования (пункт 7 статьи 65 указанного Федерального закона), а также в оборудованном в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением информационном стенде, в котором размещается информация о всех кандидатах, внесенных в бюллетень (пункт 4 статьи 61 указанного Федерального закона).
Судимость, как указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, в первую очередь уголовно-правовой институт, имеющий значение для целей реализации уголовной ответственности, однако за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом РФ, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера. В том числе такая позиция выражена и в Определении Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 450-О.
В соответствии с ч. 6 ст. 305 КАС РФ апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования. В случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд апелляционные жалоба, представление на указанное решение суда, поступившие в период избирательной кампании до первого дня голосования, рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего первому дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до первого дня голосования.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 267-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
В соответствии с ч. 1 ст. 10 этого закона выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
В соответствии со ст. 12 Закон Республики Дагестан от <дата> N 50 (ред. от <дата>) "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД <дата>)
1. Выборы депутатов представительного органа муниципального образования, выборы главы муниципального образования назначаются представительным органом муниципального образования.
2. Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекает установленный уставом муниципального образования срок полномочий, на который избирался представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, а если сроки полномочий представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи.
(в ред. Законов Республики Дагестан от 09.01.2013 N 2, от 12.05.2014 N 37) Закон Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 (ред. от 13.07.2020) "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 26.06.2009).
Выборы, назначенные на второе воскресенье сентября 2020 года, а именно на <дата> в соответствии с нормами ст. 12.1 этого закона Республики Дагестан проводятся досрочно по решению Собрания депутатов СП «<адрес>» <адрес> 11 и <дата>.
Таким образом, первым днем голосования на выборах депутатов Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан является <дата> и в силу ч. 6 ст. 305 КАС РФ за два дня до начала голосования выборы кандидата в депутаты отменены быть не могут. В связи с этим судебная коллегия не может отменить регистрацию кандидата в депутаты этого собрания депутатов позднее <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308 - 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Дагестан – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной формулировке вынесено 16 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи