Судья Т.Л.Шишелова Дело № 33-5209/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Орловой И.А., Захваткина И.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.
рассмотрела в судебном заседании 6 сентября 2018 г. дело по апелляционной жалобе Жабинца М.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 июля 2018 г., по которому
оставлено без удовлетворения исковое заявление Жабинца М.В. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения Жабинца М.В. и представителя УФСИН России по Республике Коми Мартыновой Л.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Жабинец М.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности № 55-к от 07.05.2018, полагая, что оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности у ответчика не имелось, поскольку виновных действий не совершал.
Ответчик иск не признал. Представитель третьего лица УФСИН России по РК, с иском не согласенелся.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как принятого с нарушениями норм материального и процессуального права, просит в апелляционной жалобе истец.
Стороны о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено при имеющейся явке в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что с 22 ноября 2011 года Жабинец М.В. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, в должности старшего юрисконсульта юридической группы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК.
Приказом врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК от 07.05.2018 № 55-к, Жабинцу М.В. объявлено замечание за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований ч. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части несвоевременного, не в установленный законом срок, перенаправления обращения Р.А.Н. в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Обращение Р.А.Н. о предоставлении сведений в отношении содержащегося под стражей Р.А.В., в котором, в т.ч. просила предоставить ей медицинскую справку о состоянии его здоровья, поступило в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК 23.01.2018. Обращение Р.А.В. в части выдачи медицинской документации перенаправлено в адрес ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по РК 31 января 2018 года.
Основанием к изданию приказа послужило заключение служебной проверки, утвержденное 24 апреля 2018 г., которым установлено, что 03.04.2018 начальнику УФСИН по РК поступило представление прокуратуры РК от 30.03.2018 № 17-12-2018/26148 «Об устранении нарушений законодательства о содержании под стражей и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации», в котором указано на установление в ходе прокурорской проверки факт несоблюдения положений Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрения обращения Р.А.Н. со стороны должностных лиц ФКУ СИЗО-1.
Приказом УФСИН России по РК от 06.04.2018 № 175 назначена служебная проверка, в ходе проведения которой 10.04.2018 Жабинец М.В. представил письменное объяснение, где указал, что обращение Р.А.В. зарегистрировано канцелярией учреждения 23.01.2018, отписано к исполнению начальнику отдела специального учета следственного изолятора. Правовая экспертиза подготовленного ответа на указанное обращение проведена им 30.01.2018, т.е. в установленный законом 7-дневный срок. Причины направления ответа в адрес Р.А.В. 31.01.2018 пояснить не может.
Согласно заключению служебной поверки Жабинец М.В. допустил нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований ч. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части несвоевременного, не в установленный законом срок, перенаправления обращения гражданки Раткановой А.Н. в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении требований о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, суд первой инстанции, признал, что факт совершения истцом дисциплинарного проступка, установленный служебной проверкой, имел место, что подтверждается представленными в дело доказательствами.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно частям 1 и 3 статьи 8 Закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона.
В пункте 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ закреплено право гражданина получать уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с п. 4 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463, особенности работы по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждениях и органах УИС регламентируются Федеральным законом от <Дата обезличена> № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и ведомственными нормативными правовыми актами.
Федеральный закон положений о порядке исчисления указанного срока не содержат. Суд первой инстанции правомерно признал возможным применение порядка исчисления срока установленного статье 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым предусмотрена административная ответственность должностное лицо за нарушение срока рассмотрения письменного обращения гражданина (статье 5.59).
Таким образом, уведомление Р.А.В. о перенаправлении обращения зарегистрированное у ответчика 23 января 2018 года подлежало направлению не позднее 30 января 2018 года.
Согласно материалам дела уведомление заявителя о перенаправлении обращения согласовано истцом после проведения правовой экспертизы в установленный законом срок 30.01.2018. Уведомление о переадресации обращения направлено в адрес Р.А.В. с пропуском установленного семидневного срока 31.01.2018.
В соответствии с должностной инструкцией истец несет ответственность и за своевременное предоставление государственной услуги по обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан в установленный срок.
Установив, что семидневный срок, предусмотренный ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ при направлении обращения Р.А.Н. от 23.01.2018 для рассмотрения по существу в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России был нарушен, суд первой инстанции признал, что у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела то обстоятельство, что 30 января 2018 года обращение Р.А.Н. возвращено Жабинцом М.В. исполнителю начальнику отдела специального учета СИЗО-1 С.Л.В., которой после поступления для исполнения передано обращение Р.А.Н. На письменном обращении Р.А.Н. имеется отметка С.Л.В. об исполнении и передаче обращения в дело. Из объяснения С.Л.В. в связи с проведением служебной проверки следует о том, что полученный с визой Жабинца М.В. подготовленный ответ Р.А.Н. о перенаправлении обращения 30 января 2018 года передан для отправки.
Ответчиком также не представлено доказательств того, что после проведения правовой экспертизы обращение в данном случае Р.А.Н. подлежало дальнейшему исполнению другим лицом, а не тем кому изначально передано для исполнения.
Исходя из указанных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что у ответчика не имелось оснований для вывода о нарушении срока рассмотрения обращения Р.А.Н. истцом, привлечение к дисциплинарной ответственности осуществлено без достаточных оснований и исковые требования подлежат удовлетворению. В связи с этим решение суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 июля 2018 г. отменить. Вынести по делу новое решение, которым исковые требования Жабинца М.В. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми удовлетворить: признать незаконным и отменить приказ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми № 55-к от 07.05.2018 в части привлечения к дисциплинарной ответственности Жабинца М.В..
Председательствующий-
Судьи-