Судья Голодова Е.В. Дело № 2-335/2023
УИД 35RS0022-01-2023-000359-03
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2024 года № 33-3990/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Образцова О.В., Махиной Е.С.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Момотовой А.В. на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 02 октября 2023 года по иску администрации Тотемского муниципального округа к Момотовой А.В. о взыскании денежных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., судебная коллегия
установила:
администрация Тотемского муниципального округа обратилась в суд с иском к Момотовой А.В., в котором просила взыскать с ответчика денежные средства социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сумме 1 486 800 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что Момотовой А.В. с составом семьи 4 человека, являвшейся участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «Молодая семья», выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №... на сумму 1 486 800 рублей, в том числе средства: федерального бюджета в сумме 529 975 рублей 97 копеек, областного бюджета в сумме 882 484 рублей 03 копеек, районного бюджета в сумме 74 340 рублей, указанные денежные средства перечислены ей на счет. Вместе с тем, ответчиком принято обязательство по осуществлению не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты трудовой или предпринимательской деятельности на сельской территории, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты, в связи чем 29 апреля 2019 года между администрацией Тотемского района, БУЗ ВО «Тотемский детский санаторий «Зеленый Бор» и Момотовой А.В. был заключен трехсторонний договор №... об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, по условиям которого Момотовой А.В. дано обязательство отработать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а в случае расторжения договора с работодателем она в течение 6 месяцев обязана заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать иную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности. В соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 27 декабря 2019 года № 1306 «О ликвидации бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Санаторий «Зеленый Бор» деятельность данного учреждения прекращена, трудовые отношения с работниками, в том числе с Момотовой А.В., прекращены. <адрес> в адрес ответчика неоднократно направлялись уведомления о необходимости выполнения условий трехстороннего договора, однако действия, направленные на исполнение договора, Момотовой А.В. не принимались.
Решением Тотемского районного суда Вологодской области от 02 октября 2023 года исковые требования администрации Тотемского муниципального округа Вологодской области удовлетворены.
С Момотовой А.В. в пользу администрации Тотемского муниципального округа Вологодской области взысканы денежные средства социальной выплаты, предоставленные на строительство (приобретение) жилья, в сумме 1 486 800 рублей.
С Момотовой А.В. в доход бюджета Тотемского муниципального округа взыскана государственная пошлина в сумме 15 634 рублей.
В апелляционной жалобе Момотова А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что при принятии решения судом не учтено материальное положение ответчика. Прекращение трудового договора инициировано не Момотовой А.В., а по объективным независящим от нее причинам. Судом не исследовался вопрос о регистрации обществ, в которых работает ответчик и её супруг, видах их деятельности, территориальной расположенности. Полагает неправомерным взыскивать всю сумму в пользу местного бюджета, поскольку денежные средства выделены из разных бюджетов, трехсторонний договор ничтожным не признан.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Тотемского муниципального округа Вологодской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 15 февраля 2024 года решение Тотемского районного суда Вологодской области от 02 октября 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Момотовой А.В. - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05 июня 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 15 февраля 2024 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При этом суд кассационной инстанции исходил из того, что судом первой инстанции не установлены юридически значимые обстоятельства по делу, а суд апелляционной инстанции при проверке законности решения суда согласился с выводами суда без установления данных обстоятельств по делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции при новом апелляционном рассмотрении, участники процесса не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика Момотовой А.В., возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 03 марта 2018 года Момотова А.В. работала в БУЗ ВО «Санаторий «Зеленый Бор» специалистом по закупкам.
Истец администрация Тотемского муниципального округа в соответствии с положениями Закона Вологодской области от 28 апреля 2022 г. №... является правопреемником администрации Тотемского муниципального района.
Постановлением администрации Тотемского муниципального района от 28 апреля 2018 года №... Момотова А.В. и члены её семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
16 мая 2018 года Момотовой А.В. в администрацию Тотемского муниципального района было подано заявление с необходимыми документами о включении её и членов семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодая семья» путём строительства жилого дома в СП «Пятовское».
Постановлением администрации Тотемского муниципального района от 14 июня 2018 года №... Момотова А.В. включена в указанный список участников мероприятий.
Уведомлением администрации Тотемского муниципального района от 18 марта 2019 года №... Момотовой А.В. сообщено, что в соответствии с протоколом заседания №... областной комиссии от 07 марта 2019 года она в составе семьи из четырёх человек признана участником направления подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий».
29 апреля 2019 года между администрацией Тотемского муниципального района, БУЗ ВО «Санаторий «Зеленый Бор» и Момотовой А.В. заключен трёхсторонний договор №..., по условиям которого Момотова А.В. обязалась использовать социальную выплату по целевому назначению на строительство жилья (пункты 2.2.2 договора), оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи в течение трёх лет с даты выдачи свидетельства (пункт 2.2.4 договора), отработать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства от 29 апреля 2019 года (пункт 2.2.6 договора), в случае расторжения договора с работодателем в течение 6 месяцев заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать иную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности (пункт 2.2.7 договора). Срок исполнения принятых 29 апреля 2018 года обязательств истекает 29 апреля 2024 года.
Денежные средства в размере 1 486 800 рублей (529 975 рулей 97 копеек - из федерального бюджета, 882 484 рубля 03 копейки - областного бюджета, 74 340 руб. - районного бюджета) на основании распоряжения администрации Тотемского муниципального района от 16 мая 2019 года №... перечислены на номер банковского счета Момотовой А.В., открытый в АО «Россельхозбанк», что подтверждается платежным поручением №... от 22 мая 2019 года.
Истцу ответчиком представлены копии договора аренды земельного участка от 04 апреля 2019 года №... в поселке <адрес>, разрешения на строительство, копии сметной документации, договора о предоставлении займа №... от 13 мая 2019 года на цели - строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 1868 кв.м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка №..., заключённого ею с СППК «Союз», а также справки о размере остатка основного долга по займу, остатка задолженности по выплате процентов за пользование займом и о том, что средства социальной выплаты, предоставленные Момотовой А.В., направлены на погашение займа, о чём свидетельствует платежное поручение от 31 мая 2019 года №....
Постановлением администрации Тотемского муниципального района от 31 августа 2021 года №... Момотова А.В. и члены её семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на строительство которого произведено перечисление социальной выплаты, находится с 13 апреля 2022 года в общей долевой совместной собственности Момотовой А.В. и её супруга Момотова Р.А. (1/2), их несовершеннолетних детей М.Е.Р. (1/4), М.Я.Р. (1/4).
Также судом установлено, что согласно постановлению Правительства Вологодской области от 27 декабря 2019 года № 1306 «О ликвидации бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Санаторий «Зеленый Бор» деятельность данного учреждения прекращена, трудовые договоры с работниками расторгнуты.
Трудовой договор с Момотовой А.В. расторгнут 27 декабря 2019 года по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с сокращением штата работников.
10 декабря 2021 года администрацией Тотемского муниципального района в адрес Момотовой А.В. было направлено уведомление о том, что в соответствии с трёхсторонним договором Момотовой А.В. приняты обязательства, в том числе в случае досрочного расторжения трудового договора по трудоустройству заключить трудовой договор в течение 6 месяцев с другим работодателем или организации предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, однако указанные выше обязательства ею не выполнены. Указанное уведомление содержало просьбы о принятии ответчиком мер по исполнению принятых обязательств. Также Момотовой А.В. в уведомлении разъяснено, что в случае невыполнения обязательств, предусмотренных трёхсторонним договором, администрацией Тотемского муниципального района будет направлен иск об истребовании денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты.
Аналогичное уведомление направлено истцом 30 мая 2022 года.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, учитывая, что Момотова А.В. в нарушение условий договора в течение 6 месяцев после расторжения трудового договора не заключила новый трудовой договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере, не организовала предпринимательскую деятельность в сельской местности, тем самым нарушив условия предоставления социальной выплаты, руководствуясь статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 года № 1222 в редакции, действовавшей по состоянию на 29 апреля 2019 года, удовлетворил иск о взыскании с ответчика денежных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сумме 1 486 800 рублей.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, при этом исходит из следующего.
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.?
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544. Реализация мероприятий данной программы в дальнейшем осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до2020 года» (приложение №... к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении №... к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты «а», «б», «г» названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту «а» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Под агропромышленным комплексом согласно пункту 36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Исходя из части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственные товаропроизводители - это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт «а» пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом «а» пункта 43 названного положения (пункт «б» пункта 43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.
Постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 года № 1222 утверждены Правила, приложением к которым является Положение о порядке формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий в сельской местности и порядке выдачи свидетельств в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Положение).
Определенные этим положением условия и порядок предоставления в Вологодской области молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего её члена молодой семьи.
Вместе с тем с учётом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путём предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора с членом молодой семьи - получателем социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учёта того, по чьей инициативе были прекращены трудовые отношения, и без учёта конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, в случае если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, не продолжил работу в сельской местности в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в том числе путем осуществления предпринимательской деятельности в названных сферах, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты.?
Следовательно, в случае досрочного прекращения трудовых отношений не по инициативе члена молодой семьи и по основаниям, не связанным с нарушением им норм трудового законодательства, а также при наличии уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи (например, изменения организационной структуры и системы работы предприятия работодателя, невыплаты работодателем заработной платы в срок, необходимости ухода за тяжелобольным членом семьи и др.), член молодой семьи, постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в этой местности трудовую деятельность, в том числе при отсутствии у него реальной (фактической) возможности трудоустроиться в течение 6 месяцев с момента прекращения трудовых отношений в организацию агропромышленного комплекса или социальной сферы, не может быть лишён права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
Однако суд первой инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права члена молодой семьи на предоставленную ему социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в случае увольнения из организации АПК или социальной сферы, в том числе по инициативе работодателя и по причинам, не связанным с нарушением членом молодой семьи норм трудового законодательства, пришёл к неправильному выводу о том, что Момотовой А.В. были нарушены условия трёхстороннего договора об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, поскольку она была уволена с работы до истечения пятилетнего срока и по истечении 6 месяцев со дня увольнения не заключила трудовой договор с другим работодателем или не организовала индивидуальную предпринимательскую деятельность в АПК или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, в связи с чем она обязана возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования. Данный вывод свидетельствует о формальном подходе суда к разрешению настоящего спора и противоречит сути государственной программы по улучшению жизненных условий молодых семей, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами для приобретения жилого помещения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 января 2020 года № 2-П, согласно которой гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей. Досрочное расторжение трудового договора по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) - получателя социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности - не может служить безусловным и достаточным основанием для истребования у него этой выплаты. При разрешении судом спора по требованию уполномоченного органа о взыскании с члена молодой семьи (молодого специалиста) денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности подлежат учёту как обстоятельства и причины, послужившие основанием к досрочному прекращению трудовых отношений лицом, которому такая социальная выплата предоставлена, так и иные обстоятельства, имеющие значение для дела: приобретение молодой семьей (молодым специалистом) за счет средств социальной выплаты жилого помещения в сельской местности, проживание получателя социальной выплаты и членов его семьи в этом жилом помещении в сельской местности, работа одного из членов молодой семьи (молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности и иные обстоятельства.
Судом первой инстанции не учтено, что досрочное расторжение трудового договора с Момотовой А.В. имело место по инициативе работодателя – БУЗ ВО «Санаторий «Зеленый Бор» и по причинам, не связанным с нарушением Момотовой А.В. трудового законодательства, а именно по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников организации).
По сведениям отделения занятости населения по Тотемскому муниципальному округу, представленным по запросу суда апелляционной инстанции, Момотова А.В. состояла на учете в качестве безработной в следующие периоды: 09.01.2020 признана безработной и поставлена на учет, 31.01.2020 снята с учета в связи с самостоятельным трудоустройством, 29.06.2020 признана безработной и поставлена на учет, 27.08.2020 снята с учета в качестве безработной по причине попытки получения пособия обманным путем.
В отделении занятости населения Тотемского муниципального округа в наличии имелись следующие вакансии на территории <адрес> за период с 27.12.2019 по 08.06.2021: агропромышленный комплекс - 0 вакансий, социальная сфера - 14 вакансий (Советская основная общеобразовательная школа, вакансии подсобного рабочего).
Согласно диплому о среднем профессиональном образовании от 28.06.2013, Момотовой А.В. присвоена квалификация «менеджер» по специальности «гостиничный сервис».
Таким образом, в период с 27.12.2019 по 08.06.2021 на территории <адрес> отсутствовала подходящая работа в соответствии со специальностью и образованием Момотовой А.В.
Согласно пояснениям, данным Момотовой А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, она была уволена из БУЗ ВО «Тотемский детский санаторий «Зеленый Бор» в связи с сокращением штата работников организации. После этого она трудоустроилась в ООО «Тотемский кондитер», где проработала кондитером около года, но с целью ухода от налогов общество было переименовано, у него изменился юридический адрес, и ей пришлось уволиться. Затем она трудоустроилась в ООО «Старт», которое торгует продукцией местных поставщиков и из других районов В другое место трудоустроиться у неё не было возможности, так как в районе нет работы. Она также пыталась трудоустроиться на маслозавод, но ей сказали, что нет вакансий. Она ходила в администрацию на приём, где ей обещали помочь, но так ничего и не сделали.
В соответствии с уставом ООО «Старт», целью деятельности общества является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получение прибыли. Общество осуществляет следующие виды деятельности: торгово-закупочная деятельность, в том числе: розничная торговля продовольственными товарами и непродовольственными товарами, розничная торговля алкогольной продукцией, открытие торговых точек; осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России.
Согласно срочному трудовому договору №... от 18.12.2023, заключенному между ООО «ЮниСинт» (Администрация) и Момотовым Р.А. (Работник), работник принят на работу оператором передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД.
В соответствии со справкой СБОУ «Советская ООШ», несовершеннолетний М.Я.Р. является обучающимся 1 «а» класса.
По сведениям ОМВД России по Тотемскому району, Момотова А.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с 21.04.2022 по настоящее время.
Согласно выписке ЕГРН, жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 101,3 кв.м. завершен строительством в 2020 году и его правообладателями являются Момотова А.В., Момотов Р.А., М.Е.Р., М.Я.Р.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что Момотова А.В. была уволена из БУЗ ВО «Тотемский детский санаторий «Зеленый Бор» не по своей инициативе, а по инициативе работодателя, то есть по обстоятельствам, от неё не зависящим, в то время как БУЗ ВО «Тотемский детский санаторий «Зеленый Бор» был участником Соглашения. После увольнения, оставаясь проживать вместе с семьей в <адрес>, на территории которого построила жилой дом с использованием взыскиваемых с нее истцом денежных средств, ответчик своевременно принимала меры к своему трудоустройству в сельской местности на территории Тотемского муниципального округа Вологодской области. Доказательств наличия в данной местности в период после увольнения Момотовой А.В. вакансий, подходящих для ее трудоустройства по трудовому договору, организации индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе (при полном соответствии работы требованиям части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства») или социальной сфере, и игнорирования Момотовой А.В. такого трудоустройства в деле нет.
Суд первой инстанции, не приняв во внимание вышеизложенные обстоятельства, в нарушение приведенных норм материального права взыскал с ответчика Момотовой А.В. денежные средства, предоставленные ей и её семье в качестве социальной выплаты, что противоречит основным целям и задачам, как федеральной целевой программы, так и региональной программы по созданию надлежащих условий для закрепления молодых семей в сельской местности, целевому назначению предоставленной Момотовой А.В. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения – об отказе в удовлетворении требований администрации Тотемского муниципального округа о взыскании с ответчика Момотовой А.В. социальной выплаты в размере 1 486 800 рублей.
Принимая во внимание отказ в удовлетворении основного искового требования администрации Тотемского муниципального округа о возврате социальной выплаты, не имеется оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход государства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тотемского районного суда Вологодской области от 02 октября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Администрации Тотемского муниципального округа в удовлетворении исковых требований к Момотовой А.В. о взыскании денежных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья отказать.
Председательствующий Л.В. Белозерова
Судьи: О.В. Образцов
Е.С. Махина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23.09.2024.