Дело № 12-281/24
РЕШЕНИЕ
18 октября 2024 года Республика Коми, г. Ухта
Судья Ухтинского городского суда РК Сверчков И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Ухтинского городского суда РК (г. Ухта,
ул. Бушуева, д. 6, каб. 35) жалобу Кошкина А.М. на постановление мирового судьи Тиманского судебного участка г. Ухты РК от 27 августа 2024 года, в порядке исполнения обязанностей мирового судьи Водненского судебного участка г. Ухта, которым подателю жалобы назначено административное наказание по ч. 2 ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
Постановлением мирового судьи Тиманского судебного участка г. Ухты РК от 27.08.2024 Кошкину А.М. назначено административное наказание по ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ, в виде административного штрафа, в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Кошкин А.М. подал жалобу в Ухтинский городской суд РК с просьбой отменить указанное постановление.
Кошкин А.М. и его защитник Сидоренко Ю.А. доводы жалобы поддержали.
Потерпевшие Отверко И.Л., Отверко О.Н. и прокурор Гомонова А.В. просили оставить постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Заслушав подателя жалобы, его защитника, потерпевших, прокурора, изучив материалы дела, судья Ухтинского городского суда РК приходит к следующим выводам.
Из постановления следует, что 09.06.2024 Кошкин А.М., находясь на садовом участке, расположенном по адресу: ...., высказал оскорбления, в адрес потерпевших.
Согласно ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определённых, – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Оспаривая постановление, Кошкин А.М. приводит доводы о том, что собранные по делу доказательства не подтверждают обстоятельств указанных в постановлении. Кроме того, по месту работы он характеризуется хорошо, а это значит, что оскорбить потерпевших он не мог.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).
В качестве доказательств к материалам дела приложено электронное устройство (флэш-карта), на котором имеется видеозапись, произведённая потерпевшей Отверко И.Л., также работником прокуратуры составлен акт осмотра от 05.07.2024 (л.д. 27). Однако из этих доказательств следует лишь то, что женщина, запечатлённая на видеозаписи высказывается нецензурно в адрес Отверко И.Л. Слов оскорбительного характера, запечатлённый на видеозаписи Кошкин А.М., не высказывает.
В основу принятого постановления легли свидетельские показания Поташова В.С. и Орлинской В.В., объяснения потерпевших Отверко. А показания самого Кошкина А.М. и свидетельницы Мирчун Т.В. отклонены, как голословные, направленные на избежание ответственности подателем жалобы и оправдание его супругой Мирчун Т.В.
Между тем, допрошенные по делу свидетели Поташов В.С., Орлинская В.В., потерпевшие Отверко (л.д. 17-22), являются членами одной семьи, находятся в родстве, либо свойстве. У супруг Отверко, супруг Кошкина А.М. и Мирчун Т.В., приходящихся соседями по дачным участкам, имелся на дату указанных событий конфликт. Очевидно, что у этих семей также имеются основания для оговора друг друга, поэтому показания свидетелей Поташова В.С., Орлинской В.В., объяснений потерпевших Отверко, при отсутствии иных доказательств. Прямом противоречии их с показаниями Кошкина А.М. и Мирчун Т.В., как доказательства косвенные, не могут образовывать необходимой совокупности доказательств. Также не образуют они необходимой совокупности и с постановлением прокурора о возбуждении административного дела, т.к. иных доказательств, кроме указанных выше, должностное лицо не приискало.
При современном развитии техники все участники конфликта имели возможность фиксировать происходящее на свои записывающие устройства, однако в качестве доказательств была представлена лишь видеозапись на которой зафиксирована произнесённая нецензурная брань, но не подателем жалобы, а другим лицом.
Согласно общей норме закреплённой в ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (подсудимого) должны толковаться в его пользу.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.
Поскольку положение ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ освобождает лицо, привлекаемое к административной ответственности, от обязанности доказывать свою невиновность, то обязанность доказывания в этой части возлагается на органы и должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении и (или) вести административное расследование.
Таким образом, выводы о доказанности вины Кошкина А.М. в совершении административного правонарушения, установленного ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ, следует признать неверными, а оценка доказательствам дана в нарушение ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Отдельный довод подателя жалобы о том, что на работе он характеризуется положительно и представленные в обоснование этого характеристику, следует отклонить, поскольку такие качества, которые по мнению работников НПП «Яреганефть»
ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», как отзывчивость и доброжелательность, сами по себе ничего не говорят о том, что Кошкин А.М. не может совершать административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.61 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 5.61, 26.11, 29.10, 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление мирового судьи Тиманского судебного участка г. Ухты РК от 27 августа 2024 года о назначении Кошкину А.М. административного наказания по ч. 2 ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа, отменить.
Производство по административному делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано, посредством подачи жалобы в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
11MS0012-01-2024-004335-62