Решение по делу № 2-3905/2021 от 11.05.2021

Дело № 2-3905/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2021 года г. Калининград

ул. К. Леонова, дом 31

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мамичевой В.В.,

при секретаре Кузякиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Калининградской области к судебному приставу-исполнителю Отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области Далакян М.А., Отделение по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области, УФССП России по Калининградской области, 3-и лица Агентство по имуществу Калининградской области, Министерство социальной политики Калининградской области, Архипов В.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Правительство Калининградской области обратилось в суд с вышеуказанным иском к судебному приставу-исполнителю Отделения по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области Далакян М.А., 3-е лицо Архипов В.Ю., указывая, что постановлением судебного пристава-исполнителя с Правительства Калининградской области взыскан исполнительский сбор в размере < ИЗЪЯТО > руб. в рамках исполнительного производства от < Дата >, предметом которого является исполнение решения Центрального районного суда г. Калининграда от 28.07.2020 г. по делу № 2-1513/2020 г. по обеспечению Архипова В.Ю. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако с данным постановлением Правительство Калининградской области не согласно, поскольку им производились все необходимые и систематические добровольные действия по исполнению указанного решения суда. С учетом изложенного, ссылаясь на специфику предмета исполнения, необходимость соблюдения требований бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе, требующего проведения определенных процедур, в рамках которых происходит исполнение судебного решения, истец полагает, что его действия не содержат признаков вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки, и просит освободить его от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от < Дата >

Определением суда от < Дата > к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Отделение по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области, УФССП России по Калининградской области, в качестве 3-их лиц привлечены Агентство по имуществу Калининградской области, Министерство социальной политики Калининградской области.

В судебное заседание представитель истца Правительства Калининградской области Котельников К.А., действующий на основании доверенности от < Дата > (сроком по < Дата >), не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных пояснениях по иску указал, что у Правительства Калининградской области отсутствовала реальная и объективная возможность исполнить требования судебного пристава-исполнителя в срок для добровольного исполнения, то есть в течение 5 дней с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку в соответствии с действующим законодательством предоставление жилых помещений гражданам категории «дети-сироты» осуществляется после их приобретения в собственность Калининградской области и отнесения к специализированному жилищному фонду Калининградской области, Агентство по имуществу Калининградской области осуществляет приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Законом Калининградской области от 02.12.2020 г. № 486 «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в 2021 году на предоставление жилых помещений гражданам категории «дети-сироты» предусмотрены денежные средства в размере < ИЗЪЯТО > руб., в том числе < ИЗЪЯТО > руб. – субсидия из федерального бюджета. Также Правительством Калининградской области введена дополнительная разовая мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата гражданам, ранее относившимся к категории «дети-сироты», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. Агентством по имуществу Калининградской области в течение 2021 года регулярно проводились электронные аукционы на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот. Размещено 133 аукциона в электронной форме на приобретение благоустроенных жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственную собственность Калининградской области на территории Калининградской области. Однако в связи с отсутствием участников аукционы признаны несостоявшимися. Таким образом, вина Правительства Калининградской области в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные законом сроки отсутствует.

Ответчик судебный пристав-исполнитель Отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области Далакян М.А., представители ответчиков Отделения по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области, УФССП России по Калининградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представители 3-их лиц Агентства по имуществу Калининградской области, Министерства социальной политики Калининградской области, 3-е лицо Архипов В.Ю. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав собранные по делу доказательства и оценив их в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Калининграда от 28.07.2020 г. по делу № 2-1513/2020 г., вступившим в законную силу 18.11.2020 г., исковые требования прокурора Центрального района г. Калининграда в интересах Архипова В.Ю. удовлетворены, на Правительство Калининградской области возложена обязанность предоставить Архипову В.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам за счет средств бюджета Калининградской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения по особым исполнительным производствам Далакян М.А. от < Дата > на основании исполнительного листа от < Дата >, выданного судом по вышеуказанному гражданскому делу, в отношении Правительства Калининградской области возбуждено исполнительное производство , должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, < Дата > судебным приставом-исполнителем Далакян М.А. вынесено постановление о взыскании с Правительства Калининградской области исполнительского сбора в размере < ИЗЪЯТО > руб.

Заявляя исковые требования об освобождении от уплаты взысканного судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора, Правительство Калининградской области ссылается на наличие объективных обстоятельств и отсутствие его вины в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.

Изучив доводы истца, суд полагает их обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч.3).

В силу ч.6, ч.7 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Как следует из пункта 1 статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Калининградской области осуществляется в соответствии Законом Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».

Статьей 5 Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» установлены полномочия специально уполномоченного органа государственной власти в сфере имущественных отношений – Агентства по имуществу Калининградской области, к которым относится приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и заключение договоров найма жилых помещений для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области.

Приобретение жилых помещений осуществляется Агентством по имуществу Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 05.03.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в течение 2021 года Агентством по имуществу Калининградской области регулярно проводились электронные аукционы на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот. В связи с отсутствием участников аукционы признаны несостоявшимися.

Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с имеющимися полномочиями Правительством Калининградской области принято постановление от 12.04.2021 № 189, которым введена дополнительная разовая мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата.

Редакцией от 07.06.2021 постановления Правительства Калининградской области от 12.04.2021 № 189 установлена возможность выдачи жилищных сертификатов в случае изменения судом способа исполнения решения суда с предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата.

Таким образом, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исполнение такого судебного решения связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, соблюдения требований бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе, суд приходит к выводу, что у Правительства Калининградской области отсутствовала объективная возможность исполнить требования исполнительного документа в установленный 5-дневный срок с момента получения копии постановления, вина Правительства Калининградской области в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленный срок отсутствует. При этом суд учитывает, что Правительством Калининградской области принимались все необходимые и реально возможные меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению, Правительство Калининградской области подлежит освобождению от уплаты взысканного с него исполнительного сбора.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Правительства Калининградской области удовлетворить.

Освободить Правительство Калининградской области от уплаты взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области Далакян М.А. от < Дата > в рамках исполнительного производства от < Дата > исполнительского сбора в размере < ИЗЪЯТО > рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11.10.2021 г.

Судья В. В. Мамичева

2-3905/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Правительство Калининградской области
Ответчики
СПИ Отделения по особым исполнительным производствам Далакян Марина Александровна
Другие
Архипов Виктор Юрьевич
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Мамичева Виктория Вячеславовна
Дело на странице суда
centralny.kln.sudrf.ru
11.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.07.2021Предварительное судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
11.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее