Дело № 2а-3300/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Армавир 05 июля 2019 г.
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Клюшиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в упрощенном (письменном) порядке административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Краснодарскому краю к Шеховцову С.Н. о взыскании задолженности по налогам и пеням,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №13 по Краснодарскому краю обратился в суд с административными исковыми требованиями к Шеховцову С.Н., в которых просил восстановить срок на подачу административного искового заявления в соответствии со ст. 95 НК РФ; взыскать недоимку по страховым взносам в общей сумме 3461 руб. 45 коп., из них: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. – пени в размере 1 руб. 85 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г.) пени в сумме 3459 руб. 60 коп. Свои требования мотивирует тем, что Шеховцов С.Н. являлся индивидуальным предпринимателем и <...> прекратил предпринимательскую деятельность на основании собственного решения. До момента прекращения предпринимательской деятельности Шеховцов С.Н. являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В рамках передачи полномочий по администрированию страховых взносов, УПФР в г. Армавире передало МИФНС России №13 по Краснодарскому краю информацию о числящейся задолженности за Шеховцовым С.Н. На основании представленных сведений о задолженности, в соответствии со ст. 69 НК РФ, в адрес Шеховцова С.Н. было выставлено требование об уплате пени по страховым взносам <...> Данные требования оставлены налогоплательщиком без исполнения, в соответствии со справкой о состоянии расчетов, задолженность по пени не погашена. МИФНС №13 обратилась к мировому судье судебного участка №10 г. Армавира с заявлением на выдачу судебного приказа, который был вынесен <...>, однако, определением мирового судьи от <...> судебный приказ был отменен.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 13 по Краснодарскому краю письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ему направлялась копия административного искового заявления, одновременно предлагалось высказать свое отношение относительно применения упрощенного (письменного) производства, и в десятидневный срок представить в суд возражения относительно применения этого порядка. В установленный срок, возражения административного ответчика не поступили.
Представитель заинтересованного лица ГУ Управление Пенсионного Фонда России в г. Армавире Краснодарского края (Межрайонное) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом.
Явка участников процесса не является по данному делу обязательной и не признана судом обязательной, в связи с чем, в соответствии с ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд посчитал возможным рассмотреть дело в порядке гл. 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства.
Как достоверно установлено, Шеховцов С.Н. (<...>) в период с <...> являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается Выпиской и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от <...> тем самым являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от 24.09.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма содержится в пункте 3.4 ст. 23 НК РФ, согласно которому плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные страховые взносы.
В силу положений Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федерального закона от 03.07.2016 № 250 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 полномочия по администрирования страховых взносов переданы в налоговые органы.
До 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Статья 46 Налогового кодекса РФ предусматривает, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из административного искового заявления в рамках передачи полномочий по администрированию страховых взносов, УПФР в г. Армавире передало в Межрайонную ИФНС России №13 по Краснодарскому краю информацию о числящейся задолженности за Шеховцовым С.Н.
На основании представленных сведений о задолженности, в соответствии со ст. 69 НК РФ, в адрес Шеховцова С.Н. было выставлено требование об уплате страховых взносов <...>. Данные требования оставлены налогоплательщиком без исполнения.Из материалов дела следует, что <...> мировым судьей судебного участка №10 г. Армавира был вынесен судебный приказ о взыскании с Шеховцова С.Н. суммы задолженности по налогам и пени, который <...> был отменен определением мирового судьи судебного участка №10 г. Армавира.
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ, на суммы задолженности производились начисление сумм пеней.
Согласно п.1 ст. 11 ФЗ от 28.12.2017 №436 –ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с ч.11ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженности по соответствующим пеням и штрафам, числящихся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Статьей 6 Федерального закона от 28.12.2017 №436 предусмотрено, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимки и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организаций) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 28.12.2017 №436 передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов." Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и сбора.
Исходя из ч.2 ст.286 КАС РФ, п.2 ст.48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций налоговым органом может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административным истцом заявлено требование о восстановлении срока на подачу административного иска, который не подлежит восстановлению, кроме того, разрешая требования административного истца о взыскании с административного ответчика сумм пени по страховым взносам, суд приходит к следующему выводу, что поскольку предъявленная к взысканию задолженность по страховым взносам имела место по состоянию на 1 января 2017 года, то задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию налоговым органом, таким образом, правовых оснований для взыскания данной суммы с административного ответчика не имеется, следовательно, исковые требования административного истца удовлетворению не подлежат, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Руководствуясь ст. 174-180, 292-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Краснодарскому краю к Шеховцову С.Н. взыскании задолженности по налогам и пеням, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2019 г.
Решение вступило в законную силу 06.08.2019 г. судья подпись С.А. Клюшина