Копия.Дело №2а-93/2021
УИД 52RS0047-01-2020-001757-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Семенов Нижегородской области 05 февраля 2021 года
Семеновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Гришакиной Ю.Е.,
при секретаре Булатовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петрова П. В. к ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области о признании незаконными действий по постановке на профилактический учет.
УСТАНОВИЛ:
Петров П.В. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области о признании незаконными действий по постановке на профилактический учет, постановление о постановке на профилактический учет.
Требования мотивированы следующим.
12.11.2020 года административный истец постановлением административной комиссии поставлен на профилактический учет, по категории склонный к суициду и членовредительству. Административный истец, считает, что на профилактический учет поставлен незаконно, поскольку с психологом он никогда не беседовал, психологические тесты не проходил, на административную комиссию не вызывался. В связи с чем, просит суд признать незаконным и необоснованным постановку его на профилактический учет, как склонного к суициду и членовредительству и признать незаконным и необоснованным постановление о привлечении и постановке его на профилактический учет от 12.11.2020 года.
В судебном заседании административный истец доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, просил об удовлетворении иска.
Представитель ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области Кокурина Л.Ю. с административным иском не согласилась, представила возражения относительно заявленных административным истцом требований.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решения, а также действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями, государственного и муниципального служащего, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина.
В силу положений ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее по тексту - Инструкция)
В соответствии с указанной Инструкцией основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством профилактических мероприятий (п. 2).
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика ), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика ) (п. 5 Инструкции).
В соответствии с пунктом 23 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения уголовно-исполнительной системы закрепляются сотрудники учреждения уголовно-исполнительной системы.
На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в частности, склонные к совершению суицида и членовредительства (пункт 24 Инструкции).
Пункт 39 Инструкции предусматривает, что при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.
В соответствии с пунктом 43 Инструкции при убытии лица, поставленного на профилактический учет, в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу обвиняемого, подозреваемого осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного (обвиняемого, подозреваемого), постановку его профилактический учет осуществляет в соответствии с пунктом 39 настоящей Инструкции.
Установлено, что Петров П.В. решением комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Владимирской области от 28.06.2017 года был поставлен на профилактический учет, как лицо склонное к суициду и членовредительству.
Как следует из материалов дела, административный истец Петров П.В. 12.01.2018 года осужден Октябрьским районным судом г. Владимира по ст.ст.30 ч.3, 159 ч.3,159 ч.4,69 ч.3,70 УК РФ.
Решением комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Владимирской области от августа 2018 Петрову П.В. был продлен срок профилактического учета, как лицу склонному к суициду и членовредительству.
26.08.2018 года прибыл в ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области для отбывания наказания.
30.09.2018 года Петров П.В. убыл из ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области в ФКУ ИК-5 ГУ ФСИН России по Нижегородской области.
30.09.2019 года находясь в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве решением комиссии Петров П.В. был поставлен на профилактический учет, как лицо склонное к суициду и членовредительству.
06.05.2020 года ФИО4 вновь прибыл из ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области.
09.05.2020 года ФИО4 убыл в ФКУ ИК-5 ГУ ФСИН России по Нижегородской области.
05.06.2020 года прибыл в ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области.
03.07.2020 года убыл в ФКУ ИК-5 ГУ ФСИН России по Нижегородской области.
16.10.2020 года прибыл в ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области.
12.11.2020 года Петров П.В. находясь в ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области был поставлен на профилактический учет как лицо склонное к суициду и членовредительству, с данным решением комиссии Петров П.В. ознакомлен от подписи отказался о чем составлен соответствующий акт.
13.11.2020 года убыл в ФКУ ИК-5 ГУ ФСИН России по Нижегородской области.
Исследовав фактические обстоятельства дела, и проанализировав положения законодательства, суд приходит к выводу, что действия администрации ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области соответствуют положениям законодательства, регулирующим вопросы постановки осужденных на профилактический учет, при этом основания для постановки административного истца на профилактический учет, имелись.
Порядок постановки осужденного на профилактический учет, установленный указанной выше Инструкцией, в отношении Петрова П.В. был соблюден, в подтверждение чего суду представлена выписка из протокола заседания комиссии от 12.11.2020 года. Согласно акту Петров П.В. с протоколом ознакомлен, но от подписи отказался. В материалах личного дела осужденного Петрова П.В. при поступлении в ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области имелись сведения о постановке Петрова П.В. на профилактический учет, как лица, склонного к суициду и членовредительству. Каких-либо нарушений положений уголовно-исполнительного законодательства, положений вышеуказанной Инструкции, которые могли бы повлечь удовлетворение исковых требований, судом не установлено.
Кроме того, в судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей ФИО5 начальник психологический лаборатории ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области и Свидетель №1, психолог ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области которые показали, что у сотрудников ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России имелись все основания для постановке административного истца на профилактический учет, поскольку Петров П.В. уже прибыл к ним в учреждение будучи поставленным на профилактический учет, как лицо склонное к суициду и членовредительству и соответственно после изучения личного дела Петрова П.В. он был поставлено на профилактический учет автоматически.
Для признания решения, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.
По смыслу пункта 40 Инструкции профилактическая работа с лицами, поставленными на профилактический учет, может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении уголовно-исполнительной системы, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.
Лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае: освобождения из исправительного учреждения; решения административной комиссии, вынесенного на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения исправительного учреждения; решения административной комиссии по представленным положительно характеризующим лица, поставленного на профилактический учет, материалам не ранее чем по истечении трех месяцев пребывания в исправительном учреждении - в отношении подозреваемых, обвиняемых или осужденных, поступивших в учреждения уголовно-исполнительной системы из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем); смерти лица, состоявшего на профилактическом учете (пункт 42 Инструкции ).
В соответствии с пунктом 25 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем: всестороннего изучения личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний; проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий; изоляции подозреваемого, обвиняемого и осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние; привлечения подозреваемого, обвиняемого и осужденного к общественно полезному труду и учебе; использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей, психологического консультирования родственников; применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет исходя из конкретных условий.
Указанное свидетельствует, что постановка осужденного на профилактический учет влечет возникновение дополнительных обязанностей у администрации исправительного учреждения в виде проведения с ним индивидуальной профилактической работы, не налагая на осужденного каких-либо дополнительных ограничений или взысканий.
Постановка на профилактический учет не может рассматриваться как нарушение прав и свобод осужденного либо привлечение его к ответственности, а также не влечет возложение на осужденных каких-либо обязанностей, поскольку основной целью такого профилактического учета является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий, осуществляемых сотрудниками учреждений, что следует рассматривать как составную часть воспитательной работы, направленной на исправление осужденных.
Довод ФИО4, о том, что на комиссию 12.11.2020 года его не вызывали, с психологом он не беседовал, что, по его мнению, свидетельствует о незаконности постановке на профилактический учет, отклоняются судом ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 43 Инструкции при убытии лица, поставленного на профилактический учет, в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу обвиняемого, подозреваемого осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного (обвиняемого, подозреваемого), постановку его профилактический учет осуществляет в соответствии с пунктом 39 настоящей Инструкции.
Пункт 39 Инструкции предусматривает, что при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.
Таким образом, из смысла указанных положений инструкции следует, что для постановки на профилактический учет осужденных поступивших в учреждение УИС, поставленных на профилактический учет, не требуется обязательного участия осужденного в административной комиссии и проведения дополнительной беседы с психологом, поскольку из пункт 39 вышеуказанной инструкции следует, что при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых, осужденных к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. Учитывая, что Петров П.В. прибыл в ФКУ ИК-1 ГУ ФСИН России по Нижегородской области будучи уже поставленным на профилактический учет, как лицо склонное к суициду и членовредительству и первоначальную постановку на профилактический учет Петров П.В. не оспаривал и не оспаривает, соответственно постановка Петрова П.В. на профилактический учет административным ответчиком и нахождение его на таком учете не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушают, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными действий по постановке на профилактический учет, постановление о постановке на профилактический учет от 12 ноября 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ ░░-1 ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 34 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░-