Решение по делу № 2-3806/2017 от 14.08.2017

Дело 2-3806/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2017 РіРѕРґР° Рі. Брянск          

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,

присекретаре Марковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новикова П.Б. к Департаменту здравоохранения Брянской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств,

УСТАНОВИЛ:

Новиков П.Б. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Брянской области, указывая на то, что является отцом Н.В., <дата> рождения. Решениями врачебной комиссии ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России от 27 мая 2015 года и 25января 2016 года его дочери, ребенку – инвалиду, поставлен диагноз: <данные изъяты>. Ребенку по жизненным показаниям назначен постоянный длительный прием противосудорожных препаратов, в том числе лекарственный препарат «Вигабатрин» (Сабрил). Консилиумом врачей также было указано, что данный препарат назначен по жизненным показаниям, длительно, постоянно в течение 1 года. С учетом течения заболевания и высокого риска возобновления <данные изъяты> категорически противопоказана замена принимаемых <данные изъяты> препаратов на препараты с другими коммерческими названиями. Препарат Сабрил является эффективным средством для противосудорожной терапии больных с этой тяжелой прогрессирующей наследственной патологией. Аналогов в России данному препарату нет. Согласно рекомендациям невролога – эпилептолога ЗАО «Институт медицинских технологий» Ш. от <дата> несовершеннолетней Н.В. необходимо принимать препарат Сабрил «500 мг» по 1% таб. 2 раза в день. Решением Советского районного суда г. Брянска от 22 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 12 июля 2016 года, на Департамент здравоохранения Брянской области возложена обязанность по организации бесплатного обеспечения Н.В. лекарственным препаратом «Вигабатрин» (Сабрил) производства Франкфурт – на Майне в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниями, за счет средств областного бюджета. С момента постановки диагноза и до октября 2016 года лекарственный препарат по причине отказа Департамента здравоохранения Брянской области не выдавался, в связи с чем истец приобретал его за личные денежные средства в Германии. Так, в промежуток с 01 ноября 2015 года по 25 января 2016 года – доза 1750 мг/в день*86 дней=150500 мг/500 мг =301 таблетка; с 26 января 2016 года по 15августа 2016года – доза 1700 мг/в день*203 дня=345100/500мг=690,20таблеток; с 16августа 2016 года по 01 октября 2016 года – доза 2250 мг/ в день*46дней=103500/500 мг=207 таблеток. Итого было приобретено 1199таблеток. В одной упаковке содержится 200 штук таблеток стоимостью 440, 28 Евро. Таким образом стоимость приобретенных лекарственных препаратов составляет 2638 Евро, что с учетом курса Евро в 70,84 рубля составляет 186875рублей 92 копейки. На основании изложенного просил суд взыскать с Департамента здравоохранения Брянской области расходы на приобретение лекарственных средств в размере 186875рублей 92 копейки.

В ходе судебного разбирательства дела истец уточнил заявленные требования и просил суд взыскать с Департамента здравоохранения Брянской области за счет средств областного бюджета убытки в размере 141680рублей, а также судебные расходы на перевод документов и нотариальное свидетельствование подписи в сумме 5250 рублей 50 копеек.

Определением суда от 22 сентября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Новикова Ю.И. и Департамент финансов Брянской области.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что им было приобретено 1800 таблеток на сумму 2000 Евро, которая складывается из следующего: упаковка 100таблеток цена 117,69 Евро, одна таблетка 1,2 Евро, приобретено 2упаковки по 100 таблеток; упаковка 200 таблеток цена 220,14 Евро, одна таблетка 1,1 Евро, приобретено 2 упаковки по 200 таблеток; упаковка 400таблеток, цена 440,28 Евро, одна таблетка 1,1 Евро, приобретено 3упаковки по 400 таблеток. Данный лекарственный препарат приобретал его знакомый Е.И., который проживает в Германии. Денежные средства на приобретение указанного лекарственного препарата им передавались отцу Е.И. – Е.В.

Представитель Департамента здравоохранения Брянской области по доверенности Латышева О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно – следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда. Судебным актом действия (бездействие) Департамента здравоохранения Брянской области незаконными признаны не были, следовательно, права истца действиями (бездействием) Департамента нарушены не были. Обязанность по обеспечению несовершеннолетней Н.В. лекарственным препаратом Сабрил возникла у Департамента здравоохранения Брянской области в силу Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 09 августа 2005 года № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», после решения консилиума врачей ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 25 января 2016 года. Таким образом, кассовые чеки от 02 сентября 2015 года и 09 ноября 2015 года на сумму 337,83 Евро каждый не могут быть приняты во внимание. Также указала, что во исполнении решения Советского районного суда г. Брянска от 22 марта 2016года ответчиком велась работа по организации бесплатного обеспечения ребенка указанным лекарственным препаратом, по итогам которой с октября 2016года несовершеннолетняя Н.В. начала его получать. Также указала, что согласно решению консилиума врачей Федеральной медицинской организации о назначении лекарственного препарата по жизненным показаниям от 25 января 2016 года доза лекарственного препарата для конкретного пациента составила 1700 мг. в сутки. Назначение препарата в иной дозировке стороной истца не подтверждено. Судебные расходы по оплате перевода кассового чека от 29февраля 2016 года и свидетельствование подлинности подписи за него не могут быть взысканы судом, поскольку не относятся в настоящему спору.

Представитель Департамента финансов Брянской области по доверенности Малаев С.С. поддержал позицию представителя Департамента здравоохранения Брянской области, полагал заявленные требования неподлежащими удовлетворению.

Третье лицо Новикова Ю.И. считала заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно пункта 9 статьи 6.1 названного Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, дети – инвалиды.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации).

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37 названного Закона).

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Аналогичное правило предусмотрено Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012года № 1175н.

Пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09августа 2005 года № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» установлено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (пункт 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Департаменте здравоохранения Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 76, к основным задачам Департамента относится участие в проведении единой государственной политики в области охраны здоровья населения, создание условий для повышения эффективности деятельности организаций системы здравоохранения на территории Брянской области на основе организации и контроля обеспечения населения и учреждений здравоохранения Брянской области лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского и иного назначения.

Департамент здравоохранения Брянской области осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 3.4.5 Положения).

Кроме того, Департамент здравоохранения Брянской области является главным распорядителем средств областного бюджета, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным государственным учреждениям здравоохранения (пункт 3.12.1 Положения).

В соответствии со статьей 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Как установлено судом, Новиков П.Б. является отцом Н.В., <дата> рождения.

Решением врачебной комиссии ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И.Пирогова» Минздрава России от 27 мая 2015 года и решением консилиума врачей ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России от 25января 2016 года ребенку-инвалиду Н.В., <дата> рождения, по жизненным показаниям назначен постоянный длительный прием противосудорожных препаратов, в том числе Сабил «500 мг» по 1 пакетику утром и вечером через 12 часов (1000 мг в сутки; 147 мг/кг/сутки). При недостаточной эффективности, возможно увеличение дозы Сабрила до 200 мг/кг в сутки. При этом указано, что с учетом течения заболевания и высокого риска возобновления эпилептических приступов категорически противопоказана замена принимаемых <данные изъяты> препаратов на препараты с другими коммерческими названиями.

Препарат Сабрил является эффективным средством для противосудорожной терапии больных с этой тяжелой прогрессирующей наследственной патологией (аналогов в России нет).

Кроме того, согласно рекомендациям невролога - эпилептолога ЗАО«Институт медицинских технологий» Ш. от <дата> несовершеннолетней Н.В. необходимо принимать препарат Сабрил «500 мг» по 1 % таб. 2 раза в день.

Поскольку Департамент здравоохранения Брянской области отказал в обеспечении Н.В. лекарственным препаратом «Вигабатрин» (Сабил) с указанием на то, что данный лекарственный препарат не зарегистрирован в Государственном реестре лекарственных средств, который является официальным изданием Министерства здравоохранения Российской Федерации, включающим перечень отечественных и зарубежных лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению в Российской Федерации, прокурор Советского района г. Брянска, действуя в интересах несовершеннолетней Н.В., обратился в суд с исковым заявлением о понуждении выделить средства на приобретение лекарственного препарата.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 22 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 12 июля 2016года, исковые требования Прокурора Советского района г. Брянска удовлетворены. На Департамент здравоохранения Брянской области возложена обязанность по организации бесплатного обеспечения НовиковойВ.П. лекарственным препаратом «Вигабатрин» (Сабил) производства Франкфурт-на –Майне в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям, за счет средств областного бюджета.

Как пояснил представитель ответчика в ходе судебного разбирательства дела и не оспаривалось истцом, лекарственный препарат «Вигабатрин» (Сабил) Н.В. начала получать с октября 2016 года.

За период с 01 ноября 2015 года по октябрь 2016 года лекарственный препарат Сабил приобретался Новиковым П.Б. за собственные денежные средства через знакомого Е.И., проживающего в Германии.

Так, 02 сентября 2015 Е.И. по поручению Новикова П.Б. приобретен лекарственный препарат Сабил на сумму 337,83 Евро, 09 ноября 2015 года на сумму 337,83 Евро, 01 марта 2016 года на сумму 440,28 Евро, 14июня 2016 года на сумму 440,28 Евро и 09 августа 2016 года на сумму 440,28Евро, что подтверждается кассовыми чеками из Аптеки «Штрайнберг» г.Хильдесхайм от 02сентября 2015 года № 6667, от 09 ноября 2015 года №1502038076, от 01 марта 2016 года № 1502053206, от 14 июня 2016 года №1502067001, от 09 августа 2016 года № 1502073642, рецептами от 19октября 2015 года к чеку от 09 ноября 2015 года, от 12 февраля 2016 года к чеку от 01марта 2016 года, от 13 июня 2016 года к чеку от 14 июня 2016 года, от 08августа 2016 года к чеку от 09 августа 2016 года, а также документальным подтверждением от 17 ноября 2017 года, выданным аптекарем Аптеки «Штрайнберг» г. Хильдесхайм. Итого на общую сумму 1996,50 Евро.

Данный факт также подтвердил допрошенный в ходе судебного разбирательства дела свидетель Е.В., который пояснил, что НовиковП.Б. передавал через него его сыну денежные средства для приобретения его дочери лекарства. Денежные средства передавались в конверте, который он отдавал сыну, когда последний приезжал в Россию.

У суда отсутствуют основания не доверять показаниям данного свидетеля, поскольку они последовательны, не противоречивы, согласуются с позицией стороны истца и подтверждаются письменными материалами дела.

Поскольку, состоявшимися судебными актами на Департамент здравоохранения Брянской области возложена обязанность по организации бесплатного обеспечения Н.В. лекарственным препаратом «Вигабатрин» (Сабил) за счет средств областного бюджета, суд приходит к выводу, что отказ ответчика в обеспечении ребенка-инвалида Н.В. указанным лекарственным препаратом со ссылкой на его отсутствие в Государственном реестре лекарственных средств, содержащем перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, не мог служить основанием для отказа в обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом назначенным по жизненным показаниям в установленном порядке.

При указанных обстоятельствах, поскольку законный представитель несовершеннолетней Н.В., <дата> рождения, НовиковП.Б. в связи с необеспечением Департаментом здравоохранения Брянской области его дочери Н.В. лекарственным препаратом, был вынужден нести расходы на его приобретение, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Однако, суд не может согласиться с расчетом, произведенным истцом.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением Новиков П.Б. просит взыскать с Департамента здравоохранения Брянской области расходы на приобретение лекарственного препарата с 01 ноября 2015 года, в то время как в силу положений пункта 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 09 августа 2005 года № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» консилиум врачей ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, которым ребенку-инвалиду Н.В., <дата> рождения, по жизненным показаниям назначен постоянный длительный прием противосудорожных препаратов, в том числе Сабил, состоялся 25января 2016 года.

Таким образом, обязанность по обеспечению лекарственным препаратом Сабил возникла у Департамента здравоохранения Брянской области с 25января 2016 года, в связи с чем расходы понесенные истцом на приобретение лекарственного препарата ранее указанной даты, а именно: 02сентября 2015 года и 09 ноября 2015 года не могут быть взысканы с ответчика.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с Департамента здравоохранения Брянской области в пользу Новикова П.Б. подлежат возмещению расходы в размере 93568 рублей 30 копеек (из расчета: 1320,84 Евро*70 рублей 84 копейки (курс Евро на момент обращения в суд)).

Довод представителя ответчика о том, что истцом не доказана совокупность всех элементов, необходимых для возмещения убытков, а именно противоправность действий причинителя вреда, причинно – следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, суд находит несостоятельным, основанным на неверном толковании нормы права.

Также подлежит отклонению ссылка ответчика, что истцом не доказана необходимость увеличения дозировки препарата, что привело к увеличению расходов, поскольку в решении консилиума врачей ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России указано, что при недостаточной эффективности, возможно увеличение дозы Сабрила до 200 мг/кг в сутки.

Разрешая требования Новикова П.Б. о взыскании судебных расходов суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В обосновании требований истец, указывает, что в ходе рассмотрения настоящего дела им были понесены расходы по оплате услуг переводчика и нотариальное свидетельствование подлинности подписи в размере 5250рублей 50 копеек, что подтверждается заказом № 198 от 18 ноября 2016года на перевод трех чеков из аптеки от 29 февраля 2016 года, 08августа 2016 года и 13 июня 2016 года; квитанцией к приходному кассовому ордеру №198 от 18 ноября 2016 года на сумму 1000 рублей, квитанцией к приходному кассовому ордеру № 198-а от 23 ноября 2016 года за перевод чеков с немецкого языка с нотариальным заверением на сумму 470 рублей; заказом № 179 от 09 ноября 2017 года на перевод трех документов с немецкого языка на русский язык; квитанцией к приходному кассовому ордеру № 179 от 09 ноября 2017 года на сумму 850 рублей, заказом № 180 от 15 ноября 2017 года на перевод пяти документов с немецкого языка на русский язык, квитанцией к приходному кассовому ордеру № 180 от 15ноября 2017 года на сумму 1230рублей 50копеек; справкой Врио нотариуса М. об оплате 1600рублей за свидетельствование подлинности подписи.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Новикова П.Б. на сумму 93568 рублей 30 копеек, согласно чекам от 01 марта 2016 года № 1502053206, от 14 июня 2016 года №1502067001, от 09 августа 2016 года № 1502073642 и рецептам к ним от 12 февраля 2016 года, от 13июня 2016 года и от 08августа 2016 года, расходы понесенные истцом за перевод и свидетельствование подлинности подписи указанных документов в размере 4020 рублей подлежат взысканию с ответчика.

Кроме того, с ответчика подлежат взысканию расходы по переводу документального подтверждения от 17 ноября 2017 года, выданного аптекарем Аптеки «Штрайнберг» <адрес>, в размере 246 рублей 10копеек (из расчета: 1230 рублей (стоимость перевода пяти документов)/5).

Таким образом, с Департамента здравоохранения Брянской области в пользу Новикова П.Б. подлежат взысканию судебные расходы в размере 4226рублей 10 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Новикова П.Б. к Департаменту здравоохранения Брянской области удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента здравоохранения Брянской области в пользу Новикова П.Б. за счет средств областного бюджета расходы на приобретение лекарственных средств в размере 93568 рублей 30 копеек, а также судебные расходы в размере 4266 рублей 10 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Бурлина

Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2017 года

РЎСѓРґСЊСЏ                                         Р•.Рњ. Бурлина

2-3806/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Новиков П. Б.
Новиков П.Б.
Ответчики
Департамент Здравоохранения Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
14.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2017Передача материалов судье
18.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2017Судебное заседание
08.11.2017Судебное заседание
27.11.2017Судебное заседание
04.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Судебное заседание
20.12.2017Судебное заседание
18.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее