Решение по делу № 2-6155/2015 от 15.09.2015

дело №2-6155/2015

Решение

именем Российской Федерации

02 ноября 2015 года Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе: председательствующего судьи Толстовой Н.П.,

при секретаре Меликян Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Н. А. к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным отказа в реализации права на заключение договора социального найма и обязании заключить договор социального найма с последующим обследованием его на установление пригодности для проживания,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону с указанным иском ссылаясь на то, что 20.02.2015 г. он обратился к главе администрации г. Новороссийск с заявлением о заключения договора социального найма жилого помещения, в котором он проживает. Получив отказ, он обжаловал его в судебном порядке. Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 06.05.2015 г. в удовлетворении его исковых требований было отказано, отказ администрации г. Новороссийска был признан правомерным. В ходе рассмотрения дела было установлено, что помещение, в котором он проживает (<...>), на балансе у города не числится.

22.05.2015 г. с аналогичным заявлением он обратился в адрес ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. 15.06.2015 г. он получил ответ от 01.06.2015 г., в котором указано, что помещение, в котором проживает Коваленко Н.А., к специализированно жилищному фонду МО РФ не относится, однако на вопрос принадлежности этого строения и возможности заключения договора социально найма, ответа не было.

На основании изложенного истец просил суд признать незаконным отказ должностного лица в реализации его права на заключение договора социального найма на занимаемое им помещение и обязать ответчиков заключить с истцом договор социального найма занимаемого им помещения по адресу: <...> (военный городок <...>), а после заключения договора социального найма, обследовать данного помещения на установление пригодности для проживания и возможности ремонта.

В судебном заседании истец Коваленко Н.А. заявленные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Апрышкина Ю.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела (л.д. 42-44).

В отношении представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения МО РФ дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением (л.д. 39).

Выслушав мнения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Как следует из отзыва представителя ответчика ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ со ссылкой на послужной список военнослужащего Коваленко Н.А., первый контракт о прохождении военной службы он заключил 01.05.2002 г.

До указанного времени как указывает истец в исковом заявлении с 07.03.1994 года по 22.03.1996 года он проходил действительную срочную военную службу, а с 25.06.1996 года по 12.08.1999 год - служил в органах Внутренних дел РФ в должности милиционера.

В судебном заседании установлено, что приказом командующего Черноморским флотом от 23.11.2010 года Коваленко Н.А. был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта (подпункт «в» пункта 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). На основании приказа командира войсковой части 90921 от 24.01.2011 года Коваленко Н.А. был исключен из списков личного состава войсковой части (л.д. 45 оборот).

Согласно сведений отдела военного комиссариата <...>, предоставленных прокурору <...> в рамках проводимой им проверки по факту обращения Коваленко Н.А., на момент увольнения выслуга лет Коваленко Н.А. в календарном исчислении составляла 9 лет 08 месяцев 11 дней (л.д. 46).

Военнослужащий - гражданин, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 01.01.1998 г., относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебным жилым помещениями.

Категории военнослужащих-граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, определены абз. 4 - 8 п. 1 ст. Федерального закона 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Как следует из отзыва представителя ответчика ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в период прохождения военной службы военнослужащий Коваленок Н.А. в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 15.01.2000 № 80 решение жилищной комиссии войсковой части призвался нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы. Так в период прохождения военной службы в войсковой части 90921 с 17.12.2007 по 23.11.2010 Коваленко Н.А. был признан нуждающимся на получение служебной жилой площади войсковой части 90921 (протокол от 09.09.2008 г.).

Так, на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;

офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.

Указанной категории военнослужащих-граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы 1) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, 2) по состоянию здоровья или 3) в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона.

При этом п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом для военнослужащих.

Однако в судебном заседании установлено, что по состоянию на 22.10.2014 Коваленко Н.А. не состоит на учете военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма (в порядке ст. 51 ЖК РФ). Доказательств обратному истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что на момент увольнения выслуга лет в Вооруженных Силах РФ военнослужащего Коваленок Н.А. составляла 9 лет 8 месяцев 11 дней, а для получения права на обеспечение жилым помещением в силу ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» выслуга лет военнослужащего должна составлять 10 лет и более при увольнении по одному из предусмотренных данной статьей оснований (по достижению предельного возраста, по состоянию здоровья либо в связи с организационно-штатными мероприятиями), однако военнослужащий Коваленко Н.А. был уволен с военной службы по иному основанию - в связи с несоблюдение условий контракта.

Истец указывает, что 22.05.2015 года он обратился ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о заключения договора социального найма помещения, в котором он проживает (<...>), однако ему было отказано. Истец данный отказ считает незаконным, в связи с чем им было подано в суд настоящее исковое заявление.

В силу п. 2.1. ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы 1) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, 2) состоянию здоровья или 3) в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

- жилого помещения в собственность бесплатно;

- жилого помещения по договору социального найма;

- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Исходя из положений ст. 15 указанного закона предоставление жилого помещения по договору социального найма является одной из форм обеспечения жилым помещением военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в установленном законом порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, учитывая, что на момент увольнения выслуга лет Коваленко Н.А. была менее 10 лет и он был уволен с военной службы по иному основанию, чем те, что предусмотрены ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для получения права на обеспечение жилым помещение, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания Коваленко Н.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на момент его увольнения не имелось, следовательно, не имеется оснований для обеспечения его жилым помещением, том числе в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма, от Министерства Обороны РФ и в настоящее время.

С учетом выше изложенного, суд не усматривает правовых оснований для признания незаконным отказа ответчиков в реализации права Коваленко Н.А. на заключение с ним договора социального найма, поскольку у Коваленко Н.А. такое право не возникло. Следовательно отсутствуют основания и для обязания ответчиков заключить с Коваленко Н.А. договор социального найма с последующим обследованием его на установление пригодности для проживания, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Коваленко Н.А. в полном объеме.

Кроме того, суд отмечает, что по адресу: <...> жилые помещения, принадлежащие Министерству Обороны РФ, отсутствуют, что подтверждается письмом ФГКУ «Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от 15.10.2015 года (л.д. 49). Согласно приказа Министра Обороны РФ от 01.01.2012 года «О передаче земельных участков в собственность муниципального образования г. Новочеркасск» (л.д. 47 оборот-48) земельный участок, на котором располагается помещение, в котором проживает истец (<...>, земельный участок площадью 1 105 кв.м. с кадастровым номером 23:47:0113007:66, категория земель – земли населенных пунктов – для эксплуатации объектов недвижимости военного городка ), был передан в собственность муниципального образования <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2012 года (л.д. 48 оборот).

Что касается доводов иска о праве истца, как ветерана боевых действий, на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах», то в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» приводит к различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории - ветераны боевых действий в зависимости от даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (до 01.01.2005 года или после этой даты).

Поскольку в судебном заседании установлено, что истец до настоящего времени в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления не ставился и в настоящее время на таком учете не состоит, при предоставлении необходимых документов, повреждающих его право в соответствии с Жилищным кодексом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Коваленко Н.А. не лишен возможности обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации на общих основаниях.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Коваленко Н. А. к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным отказа в реализации права на заключение договора социального найма и обязании заключить договор социального найма с последующим обследованием его на установление пригодности для проживания – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 ноября 2015 года.

Судья:

2-6155/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коваленко Н.А.
Ответчики
ФГКУ Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ
Департамент Жилищного обеспечения МО РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
Дело на сайте суда
oktyabrsky.ros.sudrf.ru
15.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2015Передача материалов судье
18.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2015Подготовка дела (собеседование)
15.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2015Судебное заседание
02.11.2015Судебное заседание
02.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее