УИД 10RS0011-01-2023-012296-29
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2023 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Борисовой В.А. с участием представителя истца Ивановой О.А. и третьего лица Королевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7969/2023 по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору к Корчагину П.А. об обязании обеспечить доступ в жилое помещение,
установил:
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, ссылаясь на разрешение обращения жильца квартиры <адрес> Королевой Е.С. по вопросу защиты жилищных прав, предъявил иск об обязании Корчагина П.А. обеспечить доступ в принадлежащее ему жилое помещение – квартиру № данного дома для проведения надзорных мероприятий.
В судебном заседании полномочный представитель истца и третье лицо Королева Е.С. указанное обращение поддержали. Ответчик, извещенный о месте и времени разбирательства, в том числе с учетом ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в суд не явился, что дает основание для разрешения спора в заочном порядке.
Заслушав пояснения прибывших на разбирательство лиц и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что разрешаемое обращение является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пп. 3 п. 5, пп. 4 п. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года № 368-П истец является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия региональный государственный жилищный надзор; должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений; орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе и в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору наделен полномочиями по обращению в суд с заявленными требованиями.
По заявлению Королевой Е.С., проживающей в квартире <адрес>, о перепланировке в нижерасположенной квартире № данного дома Государственным Комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору инициирована проверка данного обращения. Так, в ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ осмотра квартиры № установлено, что на перегородках между помещениями имеются трещины, деформации (выпучивание), присутствует зыбкость полов.
Нижерасположенная квартира по адресу: <адрес> по актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимости принадлежит Корчагину П.А.
Надзорным органом в адрес ответчика направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений на предмет переустройства или перепланировки помещения. Однако данный запрос ответчиком проигнорирован, доступ в помещение не предоставлен, о чем составлены соответствующие акты.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом; жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения (ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации); в силу же ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Между тем пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями (ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации). А реализация принадлежащих собственнику прав, в том числе по владению, в силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации должна осуществляться в рамках закона и иных правовых актов и без нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 29 кодекса); решение органа местного самоуправления о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения (ч. 6 ст. 26 кодекса).
В свете приведенного представленные по делу документы убедительно указывают на необходимость выполнения надзорных работ полномочным на то органом в отношении спорного жилого помещения, направленных на безопасность и благополучие человека.
Таким образом, ответчик как собственник названного принадлежащего ему жилого помещения не вправе препятствовать истцу в доступе в него для проведения надзорных мероприятий. Исключающей соблюдение такого запрета уважительности в действиях (бездействии) ответчика, тем более, в условиях возложенного на нее бремени содержания своей собственности и участия в содержании общего имущества многоквартирного дома (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), по делу не выявлено.
В порядке ст.ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации Корчагин П.А. обязан к уплате 300 руб. государственной пошлины в доход местного бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 103, 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ИНН 1001225288) к Корчагину П.А. (ИНН №) об обязании обеспечить доступ в жилое помещение удовлетворить.
Обязать Корчагина П.А. (ИНН №) обеспечить доступ в квартиру <адрес> для проведения Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору надзорных мероприятий.
Взыскать с Корчагина П.А. (ИНН №) в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд Республики Карелия заявление о пересмотре решения в течение 7 дней со дня получения его копии.
Судья К.Л.Мамонов