Решение по делу № 2а-2950/2021 от 05.04.2021

Дело №2а-2950/2021

УИД: 18RS0003-01-2021-002709-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2021 года                                                                                       г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Шахтина М.В.,

при секретаре Исаковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чехлатого Е.В. к Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуре, Прокуратуре Удмуртской Республики области о признании действий (бездействия), решения незаконным, возложении обязанности,

установил:

Административный истец Чехлатый Е.В. обратился в суд с административным иском к Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуре, Прокуратуре Удмуртской Республики просил признать незаконным ответ Удмуртской природоохранной межрайонной     прокуратуры по обращению административного истца, выражал несогласие с действиями прокурора, а также просил признать незаконным (действие) бездействие административных ответчиков при рассмотрении его обращения от <дата>, обязать Удмуртскую природоохранную межрайонную     прокуратуру рассмотреть заявление надлежащим образом, устранив, тем самым, допущенное нарушение его прав.

Административный истец Чехлатый Е.В., извещенный надлежащим образом о дате и времени, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении не заявлял, в обоснование заявленных требований иных доказательств не представил.

В судебном заседании 29 июня 2021 года в обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что поданная им <дата> жалоба не была рассмотрена надлежащим образом уполномоченным лицом по существу поставленных вопросов; ответы не соответствуют требованиям законодательства. В связи с чем, просил признать ответ Удмуртской Природоохранной межрайонной прокуратуры незаконным и необоснованным и отменить, обязать провести проверку в полном объеме надлежащим образом. Доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд не представил.

Представителем административных ответчиков Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры, Прокуратуры Удмуртской Республики ФИО3 относительно доводов административного иска представлены письменные возражения, доводы которого в судебном заседании он поддержал, просил в удовлетворении административного иска отказать, сославшись на его необоснованность и то, что административным истцом без уважительных причин пропущен срок для обращения в суд по требованиям об оспаривании действий (бездействия) административных ответчиков.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, при этом суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе рассмотрения дела установлено, что в адрес Прокурора Октябрьского района г.Ижевска по средствам Почты России поступило обращение Чехлатого Е.В., в котором он выражал свое несогласие с порядком рассмотрения обращения Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

По результатам предварительного рассмотрения обращение было переадресовано в Удмуртскую природоохранную межрайонную прокуратуру для рассмотрения в соответствии с компетенцией и дачи ответа заявителю.

Ответ направлен заявителю, который впоследствии им получен.

Указанные фактические обстоятельства дела установлены в судебном заседании, подтверждаются письменными материалами дела и сторонами не оспариваются.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Данная конституционная норма воспроизведена в части 1 статьи 2 Федерального закона от 2.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Статьей 10 Федерального закона от 2.05.2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) государственные органы и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, изданным в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации.

Положения Инструкции согласуются с вышеназванными нормами Закона № 59-ФЗ.

В силу п. 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

В соответствии с п. 3.2 Инструкции обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Согласно п. 3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Кроме того, согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

На основании статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

Таким образом, выбор конкретных мер прокурорского реагирования, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры и не входит в компетенцию суда.

При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным. Иное означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Закона о прокуратуре.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет административное исковое заявление о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено судом и усматривается из заявления административного истца, обращение Чехлатого Е.В. разрешено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Инструкции.

Содержание ответа каких-либо неясностей не имеет. Факт его получения Чехлатый Е.В. не оспаривает.

Поскольку обращение Чехлатого Е.В. рассмотрено в соответствии с установленным порядком, ответ заявителю направлен, права и свободы административного истца не нарушены.

Несогласие административного истца Чехлатого Е.В. с содержанием мнения работников прокуратуры, выраженного в письменном ответе, значения для дела не имеет, поскольку не нарушает прав административного истца, не возлагает на административного истца никаких обязанностей и не препятствует к осуществлению его прав и свобод.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вместе с тем, с настоящими требованиями об оспаривании действий (бездействия) Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры, выразившихся в ненадлежащем рассмотрении обращения от <дата>, ответ на которое дан 30.11.2020 года, административный истец обратился только 05.04.2021 года, что свидетельствует о пропуске им срока исковой давности, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ. Доводов, касающихся уважительности причин пропуска установленного срока, не представлено.

Оценив представленные материалы, суд приходит к выводу, что должностными лицами Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца, указанных в статье 218 КАС РФ, следовательно, административное исковое заявление Чехлатого Е.В. не может быть признано обоснованным, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Чехлатого Е.В. к Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуре, Прокуратуре Удмуртской Республики области о признании действий (бездействия), решения незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртский Республики через районный суд.

Мотивированное решение изготовлено председательствующим судьей 30 июля 2021 года.

Председательствующий судья                                                    М.В. Шахтин

2а-2950/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Чехлатый Евгений Владимирович
Ответчики
Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура УР
Прокуратура УР
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Шахтин Михаил Викторович
Дело на сайте суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация административного искового заявления
06.04.2021Передача материалов судье
06.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2021Судебное заседание
04.06.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Судебное заседание
30.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее