ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№576/205
№ 16-1044/2020
город Краснодар 16 октября 2020 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Диденко О.А., действующей в интересах Ахроровой О.Д., на вступившее в законную силу постановление судьи Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 мая 2015 года, вынесенное в отношении Ахроровой Озодахон Джураходжаевны (приведена как Журахужаевна) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 мая 2015 года Ахророва О.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции защитником Диденко О.А. ставится вопрос об изменении вынесенного в отношении Ахроровой О.Д. судебного акта с исключением наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ахроровой О.Д. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 25 июля 2002 г.№ 115-ФЗ )законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток (пункты 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 20 мая 2015 года в 21 часов 10 минут по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 270/1 при проведении проверки выявлена гражданка Республики Таджикистан Ахророва О.Д., которая нарушила режим пребывания на территории Российской Федерации, а именно уклонилась от выезда по истечении срока пребывания на территории Российской Федерации, не выехала за пределы Российской Федерации по окончании 90 дней с даты въезда в Российскую Федерацию, чем нарушила пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.2); данными из базы АС ЦБДУИГ (л.д.7); копией паспорта (л.д.4), которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное Ахроровой О.Д. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе защитник Диденко О.А., не оспаривая факта совершения Ахроровой О.Д. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывает, что применение к Ахроровой О.Д. такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым, поскольку на территории Российской Федерации проживает её супруг, имеющий на момент рассмотрения дела вид на жительство, а также дети, обучающиеся в настоящее время в школе г.Ростова-на-Дону.
Такие доводы жалобы не могут повлечь изменение состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Указанные обстоятельства, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей Первомайского районного суда г.Ростова -на-Дону учтены все данные о личности Ахроровой О.Д., имеющиеся в материалах дела на момент рассмотрения дела судом, при этом Ахроровой О.Д. о наличии на территории Российской Федерации прочных социальных связей не заявлялось.
Как видно из приложенных к жалобе документов, Ахророва О.Д. состоит в браке с Ахроровым С.Ш., который с 2017 года имеет постоянный доход на территории Российской Федерации как индивидуальный предприниматель, из копии паспорта Ахророва С.Ш. следует, что он получил гражданство и паспорт гражданина Российской Федерации 13 сентября 2017 года, зарегистрирован на г.Ростов -на-Дону 11 декабря 2019 года. Дети Ахроровой О.Д. - Ахроров М.С., 2008 года рождения и Ахророва О.С., 2011 года рождения - с 2019 года обучаются в МБОУ «Школа №17» г.Ростова-на-Дону.
Между тем, материалы дела свидетельствуют о том, что на наличие близких родственников (в том числе супруга), проживающих на территории Российской Федерации, являющихся гражданами Российской Федерации или имеющих вид на жительство, Ахророва О.Д. не ссылалась 21 мая 2015 года в ходе рассмотрения дела судьей районного суда. Кроме того, на территории Российской Федерации Ахророва О.Д. находилась с 24 декабря 2014 года по 20 мая 2015 года в течение 147 суток, никаких мер по легализации своего нахождения на территории Российской Федерации не предпринимала, документов, подтверждающих законность пребывания на территории Российской Федерации, либо доказательств трудоустройства на территории Российской Федерации и постоянного источника дохода, не представляла, и данные обстоятельства не указывала.
Таким образом, приведенные в жалобе обстоятельства того, что супруг Ахроровой О.Д. стал гражданином Российской Федерации и приобрел регистрацию на ее территории, дети обучаются в школе и зарегистрированы по месту пребывания отца, возникли более через два года после вынесения 21 мая 2015 года постановления судьи районного суда и вступления судебного акта в законную силу.
Следовательно, постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации было основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Ахроровой О.Д. этой меры ответственности.
Из материалов дела следует, что 27 мая 2015 года постановление судьи Первомайского районного суда г.Ростова -на-Дону в отношении Ахроровой О.Д. исполнено путем самостоятельного контролируемого выезда (л.д.15).
Учитывая, что исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ невозможность получения им в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а на момент подачи настоящей жалобы и её рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции, срок такого ограничения истек, доводы жалобы о необходимости изменения назначенного наказания в виде административного выдворения в рассматриваемом случае правового значения не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░ 21 ░░░ 2015 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1.1 ░░░░░░ 18.8 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░