Решение по делу № 3а-771/2021 от 04.10.2021

24OS0000-01-2021-000706-08

Дело № 3А-771/2021

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2021 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием представителя административного истца акционерного общества «Красноярский деревоперерабатывающий комбинат» Табалюка Д.В., представителя Правительства Красноярского края Исаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-771/2021 по административному иску акционерного общества «Красноярский деревоперерабатывающий комбинат» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Красноярский деревоперерабатывающий комбинат» (далее – АО «Красноярский ДОК») обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя (с учетом уточнений) тем, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:50::32, 24:50::2112, 24:50::2059, 24:50::2103, расположенных в городе Красноярске.

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2020 года для земельных участков установлена кадастровая стоимость в следующих размерах: с кадастровым номером 24:50::32 – 6 715 511 рублей 28 копеек, с кадастровым номером 24:50::2112 – 23 955 316 рублей 98 копеек, с кадастровым номером 24:50::2059 – 19 666 542 рубля 66 копеек, с кадастровым номером 24:50::2103 – 210 546 190 рублей 14 копеек.

По итогам оценки, выполненной оценщиком Ильиной Н.Н. (ООО «ОК «ПаритетЪ») и представленной в отчетах № 1360.1-ЗУ/21-И1, № 1360.2-ЗУ/21-И1, № 1360.3-ЗУ/21-И1, № 1360.4-ЗУ/21, по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 24:50::32 –5679100 рублей, с кадастровым номером 24:50::2112 – 20743600 рублей, с кадастровым номером 24:50::2059 – 17345100 рублей, с кадастровым номером 24:50::2103 – 147 426 000 рублей.

Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Просит (с учетом уточнений) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50::32 в размере его рыночной стоимости –5679100 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года; земельного участка с кадастровым номером 24:50::2112 в размере его рыночной стоимости – 20743600 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года; земельного участка с кадастровым номером 24:50::2059 в размере его рыночной стоимости –17345100 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года; земельного участка с кадастровым номером 24:50::2103 в размере его рыночной стоимости – 147 426 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года.

Представитель административного истца АО «Красноярский ДОК» Табалюк Д.В., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения.

Представитель Правительства Красноярского края Исакова Н.В., действующая на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на значительное отличие кадастровой от рыночной стоимости земельных участков.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Черепахина О.В., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация города Красноярска, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки не сообщило, ходатайств не представило.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.

Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (часть 3).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).

Судом установлено, что АО «Красноярский ДОК» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:50::32, 24:50::2112, 24:50::2059, 24:50::2103, расположенных в городе Красноярске, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, по состоянию на 01 января 2020 года для земельных участков установлена кадастровая стоимость в следующих размерах: с кадастровым номером 24:50::32 – 6 715 511 рублей 28 копеек (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 30 декабря 2020 года), с кадастровым номером 24:50::2112 – 23 955 316 рублей 98 копеек (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 12 января 2021 года), с кадастровым номером 24:50::2059 – 19 666 542 рубля 66 копеек (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 11 января 2021 года), с кадастровым номером 24:50:2103 – 210 546 190 рублей 14 копеек (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 12 января 2021 года)

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 03 ноября 2020 года № 766-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края»

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке № 1360.1-ЗУ/21-И1, № 1360.2-ЗУ/21-И1, № 1360.3-ЗУ/21-И1, № 1360.4-ЗУ/21, выполненные оценщиком Ильиной Н.Н. (ООО «ОК «ПаритетЪ»), согласно которым по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 24:50::32 –5679100 рублей, с кадастровым номером 24:50::2112 – 20743600 рублей, с кадастровым номером 24:50::2059 – 17345100 рублей, с кадастровым номером 24:50::2103 – 147 426 000 рублей

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчетов об оценке № 1360.1-ЗУ/21-И1, № 1360.2-ЗУ/21-И1, № 1360.3-ЗУ/21-И1, № 1360.4-ЗУ/21 соответствует требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов. Оценщиком проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не оспорена и не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено. По настоящему делу не имеется предусмотренных законом оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда и за счет средств федерального бюджета.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50::32, 24:50::2112, 24:50::2059, 24:50::2103.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельных участков устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:50::32, 24:50::2112, 24:50::2059, 24:50::2103 равной их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке №1360.1-ЗУ/21-И1, № 1360.2-ЗУ/21-И1, № 1360.3-ЗУ/21-И1, № 1360.4-ЗУ/21.

Датой обращения АО «Красноярский ДОК» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50::32, 24:50::2112, 24:50::2059, 24:50::2103 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 01 октября 2021 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление акционерного общества «Красноярский деревоперерабатывающий комбинат» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50::32 в размере его рыночной стоимости – 5679100 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50::2112 в размере его рыночной стоимости – 20743600 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50::2059 в размере его рыночной стоимости – 17345100 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50::2103 в размере его рыночной стоимости – 147 426 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2020 года.

Датой обращения акционерного общества «Красноярский деревоперерабатывающий комбинат» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50::32, 24:50::2112, 24:50::2059, 24:50::2103 считать 01 октября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 11 ноября 2021 года.

3а-771/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Красноярский деревообрабатывающий комбинат"
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Правительство Красноярского края
Другие
Табалюк Денис Владимирович
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Администрация города Красноярска
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриишин Денис Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
04.10.2021Регистрация административного искового заявления
04.10.2021Передача материалов судье
06.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2021Судебное заседание
10.11.2021Судебное заседание
11.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2021Дело оформлено
10.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее