Дело № 5-118/2020
64RS0045-01-2020-001977-44
Постановление
о назначении административного наказания
24 апреля 2020 года г. Саратов
Судья Кировского районного суда г. Саратова Гурылева Е.Ю.,
при секретаре Сдобниковой А.О.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, индивидуального предпринимателя Такаишвили В.А.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове Яковлевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Такаишвили В.А. (ИНН №, ОГРНИП №), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>,
установил:
в соответствии с определением врио главного государственного санитарного врача по <адрес> К.Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя Такаишвили В.А. (далее по тексту – ИП Такаишвили В.А.) передан для рассмотрения Кировским районным судом <адрес>.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>И.В. просила рассмотреть дело об административном правонарушении и привлечь ИП Такаишвили В.А. в административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, индивидуальный предприниматель Такаишвили В.А. вину в совершении административного правонарушения не признал, поскольку на момент проведения проверки у него отсутствовали документы, подтверждающие право пользование киоском, поэтому какая-либо деятельность им не осуществлялась. Пояснил, что готов в кратчайшие сроки устранить все допущенные нарушения в целях реализации потребителям хлебной продукции, которую планирует осуществлять после заключения договора аренды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия представляют собой организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» путем включения пункта 16 следующего содержания: «В 34.2 коронавирусная инфекция(2019-nCoV)».
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» в соответствии с п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 30, пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации постановлено организовать (при необходимости) совместно с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах) мероприятия по усилению режима текущей дезинфекции.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации постановлено провести работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по обеспечению выполнения рекомендаций по организации режима труда работников, в том числе по: обязательной дезинфекции контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение дня; использованию в помещениях оборудования по обеззараживанию воздуха; наличию в организации запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников. Взять на контроль выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере общественного питания и торговли, мероприятий по обеспечению усиленного дезинфекционного режима, включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение дезинфекционными средствами для обработки рук, поверхностей и инвентаря.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования должны обеспечиваться безопасные для человека условия, труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов установлены Санитарными правилами 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, утвержденными Постановлением Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.1.1 санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
В соответствии с п. 1.3 Правил 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 планировка и технические возможности организации торговли должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдения правил личной гигиены работниками.
Правилами СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 в том числе предусмотрены следующие требования:
п. 2.11 - нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами;
п. 9.12 - продавец (владелец) мелкорозничной сети обеспечивает содержание палатки, киоска, автофургона, тележки лотка, а также окружающей территории в чистоте;
п. 10.1 – все помещения организаций торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончанию работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств;
п. 10.7 – в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя.
п. 13.1 - лица, поступающие на работу в организации торговли, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке;
п. 13.3 – во всех организациях торговли создаются необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги).
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций».
Правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями. Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц (п.1.3 Правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-13).
Руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группе риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ (п. 8.3 Правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-13).
Руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта) (п.9.8 Правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-13).
Статья 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу п. 13.3 Правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения короновирусной инфекции (2019-nCoV)» на территории <адрес> установлены правила поведения при режиме повышенной готовности.
Согласно ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 ч. 00 мин. при проведении обследования предприятия торговли ИП Такаишвили В.А., реализующего хлеб и хлебобулочные изделия (нестационарный объект мелкорозничной торговли: киоск на 1 рабочее место) по адресу: <адрес> (<адрес>), ИПТакаишвилиВ.А. не исполнено предписание главного государственного санитарного врача по <адрес> К.Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ №, не обеспечено проведение противоэпидемического режима:
в предприятии не предусмотрены условия для проведения качественной влажной уборки и дезинфекции (отсутствует водоснабжение, в т.ч. автономное, отсутствует дезинфицирующие средства, обладающие вирулицидным действием и разрешенные к применению в установленном порядке, на момент обследования в наличии средство жидкое отбеливающее – «Белизна», гигиеническое покрытие торговых полок изношено, текущая влажная уборка проведена неудовлетворительно, что не соответствует требованиям п. 2.11, п. 9.4, п. 9.12, п. 10.1, п. 10.7 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологическое требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 8.3 СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций».
в предприятии не предусмотрены условия для соблюдения мер личной профилактики, не оборудована раковина для мытья рук, продавец не обеспечен антисептиками для рук, личная медицинская книжка продавца К.О.И. отсутствует, что не соответствует требованиям п. 13.1, п. 13.3 СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций».
Кроме того, отсутствуют условия для осуществления нарезки хлеба и приема хлебобулочных изделий без упаковки производителя, что не соответствует требованиям п. 9.6 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
Факт совершения ИП Такаишвили В.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.2 КоАП РФ, и вина ИП Такаишвили В.А. подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: распоряжением должностного лица о проведении проверки соблюдения дополнительных санитарно-противоэпидемиологических мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 3); предписанием врио главного государственного санитарного врача по <адрес> К.Е.М. № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)» об устранении имеющихся нарушений ИП Такаишвили В.А. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5); отчетом ИП Такаишвили В.А. о проделанной работе по профилактическим мероприятиям от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6); извещением о дате составления протокола об административном правонарушении, в которого указано наименование ИП Такаишвили В.А. киоск «***», <адрес> Б (л.д. 7); актом санитарного обследования выполнения дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены допущенные нарушения, подписан лицом, привлекаемым к административной ответственности, без замечаний (л.д. 4); протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> Яковлевой И.В., в объяснениях ИП Такаишвили В.А. указал о согласии с нарушениями, обязался устранить их в кратчайший срок; протоколом о временном запрете деятельности с 18ч. 00 мин ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в которой указана основная деятельность ИП Такаишвили В.А. – торговля розничными продуктами, напитками и табачными изделиями (л.д. 11-13); фотоматериалом.
Согласно представленным в материалы дела протоколам, извещениям, актам ИП Такаишвили В.А. вину в совершении административного правонарушения последовательно признавал, обязался устранить нарушения в кратчайшие сроки, возражений относительно отсутствия прав пользования киоском не представлял.
Кроме того, опрошенные в судебном заседании свидетели С.В.С., Л.Ю.А., присутствующие при проведении проверки, подтвердили сведения, указанные в протоколе об административном правонарушении, и отсутствие возражений со стороны ИП Такаишвили В.А. о принадлежности торгового объекта иному лицу.
Судья расценивает пояснения Такаишвили В.А. в судебном заседании об отсутствии права пользования киоском и принадлежности ему киоска, представление товарных накладных о поступлении хлебобулочных изделий в принадлежащий ему магазин как способ защиты и относится к ним критически с учетом совокупности имеющихся в деле доказательств.
Указанные доказательства судья считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности, в связи с чем они приняты в качестве доказательств виновности ИП Такаишвили В.А. в совершении указанного административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок выданного законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятии, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Изложенные в материалах дела обстоятельства свидетельствуют о том, что у ИПТакаишвили В.А. имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ в их совокупности, суд квалифицирует действия ИПТакаишвилиВ.А. по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Назначая наказание в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.12, 4.1, КоАП РФ, судья учитывает характер совершенного ИП ТакаишвилиВ.А. правонарушения, его личность, наличие статуса многодетной семьи, материальное положение, а также то, что дальнейшее осуществление деятельности торгового объекта может привести к угрозе жизни и здоровью неограниченного круга потребителей. В целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, необходимо назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение целей административного наказания, указанных в ст.3.1 КоАП РФ.
С учетом обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании, исходя из санкции ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ, судья считает необходимым назначить ИП Такаишвили В.А. административное наказание в виде административного приостановления деятельности предприятия торговли в помещении нестационарного объекта мелкорозничной торговли: киоск на 1 рабочее место по адресу: <адрес> (площадь Автовокзала), сроком на 30 суток. При определении срока административного приостановления деятельности суд исходит из объема и характера допущенных нарушений, а также времени необходимого для их устранения.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.12, ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ разъясняется, что судья по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вправе досрочно прекратить исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будут устранены установленные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
индивидуального предпринимателя Такаишвили В.А. (ИНН № ОГРНИП №) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности предприятия торговли – нестационарного объекта мелкорозничной торговли: киоск 1 рабочее место, расположенное по адресу: <адрес> (<адрес> сроком на 30 (тридцать) суток, исчисляя срок административного наказания с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратить постановление об административном приостановлении деятельности к немедленном исполнению, возложить исполнение на <адрес> отдел судебных приставов <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес>.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток с момента получения через Кировский районный суд <адрес>.
Судья Е.Ю. Гурылева