Дело № 2-24/2024
10RS0004-01-2023-001370-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2024 года г. Кондопога
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Солдатовой С.Ю. и Солдатова Е.Н., действующих также в интересах несовершеннолетних С.М.Е., С.М.Е., к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании права общей долевой собственности на земельный участок, отмене уведомления о приостановлении государственной регистрации права, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Солдатова С.Ю. и Солдатов Е.Н., действующие также в интересах несовершеннолетних С.М.Е.., С.М.Е. (далее также по тексту истцы), обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее также по тексту ответчик, Управление Росреестра по Республике Карелия), мотивируя требования тем, что на основании положений п.п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, Закона Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Карелия» многодетной семье истцов распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 09.08.2021 № 2313-м20/р предоставлен бесплатно в общедолевую собственность Солдатовой С.Ю., С.М.Е. Солдатову Е.Н., Соколову М.С., С.М.Е.. земельный участок с кадастровым номером № ..., площадью <...> кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: Республика Карелия, Кондопожский муниципальный район, Янишпольское сельское поселение, д. Мережнаволок. В целях регистрации права собственности на указанный земельный участок истцы обратились в Управление Росреестра по Республике Карелия. Однако уведомлением Управления Росреестра по Республике Карелия от 02.11.2022 № ... приостановлена государственная регистрация права собственности, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером № ... расположен в <...> метрах от береговой линии Онежского озера с реестровым (учетным) номером № ..., в связи с чем, предоставление в собственность вышеуказанного земельного участка невозможно в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Истцы считают незаконным отказ Управления Росреестра по Республике Карелия осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок, отмечают, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) отсутствуют сведения о методе определения координат и средней квадратической погрешности положения характерных точек береговой линии Онежского озера, что не позволяет определить точность проведения кадастровых работ при установлении местоположения береговой линии Онежского озера, а, следовательно, невозможно определить, что земельный участок с кадастровым номером № ... расположен в 17 метрах от береговой линии Онежского озера. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили признать право общей долевой собственности Солдатовой С.Ю., С.М.Е. Солдатова Е.Н., Соколова М.С., С.М.Е.. на земельный участок с кадастровым номером № ..., <...>; отменить уведомление Управления Росреестра по Республике Карелия о приостановлении государственной регистрации прав от 02.11.2022 № ...3; обязать Управление Росреестра по Республике Карелия зарегистрировать право общей долевой собственности Солдатовой С.Ю., С.М.Е. Солдатова Е.Н., Соколова М.С., С.М.Е. по 1/5 доли каждому на вышеуказанный земельный участок.
Определением судьи Кондопожского городского суда РК от 13.10.2023 поименованное исковое заявление в части требований Солдатовой С.Ю. действующей в интересах Соколова М.С. возвращено.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству и в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Соколов М.С., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Отдел Водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия, Администрация Янишпольского сельского поселения, ППК «Роскадастр» по Республике Карелия.
Определением от 04.03.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
В судебном заседании Солдатова С.Ю. и Солдатов Е.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчика Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явились, представили письменные возражения на исковые требования, указали, что требования об отмене уведомления о приостановлении государственной регистрации прав и обязании совершить действия подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ. В части требований о признании права собственности на земельный участок полагали, что являются ненадлежащим ответчиком по делу, полагают, что истец подменяет установленный порядок государственной регистрации прав обращением в суд с настоящими требованиями. Полагали, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку земельный участок с кадастровым номером 10:03:0100501:193 по сведениям ЕГРН расположен в 17 метрах от береговой линии Онежского озера.
Представители ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явились, правовой позиции по делу не выразили.
В судебное заседание представители третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что поскольку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) отсутствует информация о береговой линии (границы водного объекта) Онежского озера в месте расположения земельного участка с кадастровым номером № ..., то сделать однозначный вывод о расположении земельного участка с кадастровым номером № ... в границах береговой полосы Онежского озера не представляется возможным.
Представители Отдела Водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание также не явились, представили сведения о том, что информация о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в отношении Онежского озера отражена в государственном водном реестре в форме 1.8.1-гвр «Сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта)».
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом, правовой позиции по делу не выразили.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Статьями 2 и 22 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.
По смыслу приведенных законоположений предметом судебного разбирательства в исковом производстве является спор о праве, тогда как в производстве, возникающем из административных, публичных правоотношений - законность осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (искового или административного) является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно ч. 1 ст. 16.1 КАС РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку истцом одновременно заявлены требования о признании права собственности на земельный участок и об оспаривании решения Управления Росреестра по Республике Карелия с возложением обязанности совершить определенные действия, суд рассматривает настоящие исковые требования в порядке положений ГПК РФ, однако учитывает положения КАС РФ, предусматривающие сроки обжалования решений органов государственной власти.
Исходя из содержания п.п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, может быть предоставлен в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия».
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия № 2101-ЗРК земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи, в уполномоченный орган (часть 1).
Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в соответствии с законодательством Российской Федерации). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории (часть 10).
В силу п. 8 ст. 27 ЗК РК запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Частью 6 ст. 6 ВК РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Как определено в п. 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Статьей 26 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст.26 Федерального закона № 218-ФЗ).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что 16.03.2021 Солдатова С.Ю. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении ее многодетной семье земельного участка, расположенного по адресу: ........., в целях индивидуального жилищного строительства, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 30.04.2021 № 1092-м/50р утверждена представленная Солдатовой С.Ю. вышеупомянутая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В последующем, на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории были проведены межевые работы по образованию земельного участка и в последующем 11.06.2021 образованный в соответствии со схемой земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер № ...
08.07.2021 Солдатова С.Ю. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении ее многодетной семье без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № ... в целях индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 09.08.2021 № 2313-м/20р бесплатно в общую долевую собственность Солдатовой С.Ю., Солдатову Е.Н., Соколову М.С., С.М.Е. С.М.Е. из земель населенных пунктов по 1/5 доли каждому предоставлен земельный участок с кадастровым номером № ... общей площадью 1 500 кв.м, местоположение: ........ На указанных собственников возложена обязанность соблюдать ограничения в использовании земельного участка, расположенного в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта (оз. Онежское), установленные ст. 65 ВК РФ.
В последующем, 28.10.2022 Солдатова С.Ю., действующая в интересах несовершеннолетних С.М.Е.., С.М.Е. Солдатов Е.Н. и Соколов М.С. обратились в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № ..., приложив вышеуказанное распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 09.08.2021 №2313-м/20р в качестве правоустанавливающего документа.
Уведомлениями Управления Росреестра по Республике Карелия № ..., № ..., № ..., № ..., №№ ..., № ..., № ... от 02.11.2022 государственная регистрация права общей долевой собственности Солдатовой С.Ю., С.М.Е. Солдатова Е.Н., Соколова М.С., С.М.Е. на земельный участок с кадастровым номером № ... приостановлена по причинам его расположения в 17 метрах от береговой линии Онежского озера, что является препятствием для предоставления указанного земельного участка в собственность. Заявителям предложено в срок до 02.02.2023 обратиться в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением о прекращении государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок.
Поскольку по истечению указанного срока каких-либо заявлений от вышеназванных граждан не поступало, уведомлениями № ..., № ..., № ..., №№ ..., № ... от 02.02.2023 Управление Росреестра по Республике Карелия отказало им в государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 10:03:0100501:193.
В рамках настоящего гражданского дела истцами оспаривается уведомление Управления Росреестра по Республике Карелия о приостановлении государственной регистрации права № ... от 02.11.2022, которое адресовано Солдатовой С.Ю.
Как указано выше, причиной для приостановления государственной регистрации права собственности, а в последующем для отказа послужило расположение земельного участка с кадастровым номером 10:03:0100501:193 в пределах береговой полосы Онежского озера.
Из сведений, представленных Отделом Водных ресурсов по Республике Карелия следует, что в государственном водном реестре в форме 1.8.1-гвр «Сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта)» отображена информация о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в отношении Онежского озера.
По сведениям филиала ППК «Роскадастр по Республике Карелия» следует, что расстояние от береговой линии (границы водного объекта) Онежского озера с реестровым номером 10.00-5.42, сведения о которой содержатся в ЕГРН, до границ земельного участка с кадастровым номером № ..., сведения о котором содержатся в ЕГРН, составляет от 16,9 м. до 21,7 м.
В ходе судебного разбирательства в связи с оспариванием истцами обстоятельств нахождения спорного земельного участка в пределах береговой полосы Онежского озера, в целях установления юридически значимых обстоятельств по настоящему делу определением суда назначалась судебная экспертиза, производство которой было поручено <...>
Согласно выводам экспертного заключения, выполненного экспертом <...> земельный участок с кадастровым номером № ... частично находится в границах 20-метрвоой береговой полосы Онежского озера в соответствии со сведениями ЕГРН о береговой линии (реестровый номер 10:00-5.42). Площадь наложения составляет 25 кв.м. Эксперт <...> допрошенный в судебном заседании, поддержал выводы экспертного заключения.
Учитывая положения ст. ст. 55, 59, 60 ГПК РФ, суд принимает вышеуказанное экспертное заключение как доказательство. Экспертиза проведена специалистом, имеющим специальные знания по вопросам, поставленным на разрешение, стаж работы в данной области. Доказательств в подтверждение наличия обстоятельств, позволяющих усомниться в объективности и беспристрастности экспертов, не представлено, эксперты были предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Допустимых доказательств в опровержение выводов экспертов не представлено.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства обстоятельства частичного расположения земельного участка с кадастровым номером № ... в пределах береговой полосы Онежского озера нашли свое подтверждение.
В ходе судебного разбирательства истцы заявляли доводы о несогласии определения местонахождения береговой линии Онежского озера, вместе с тем местоположение береговой линии (границы водного объекта) может быть уточнено в соответствии с пп. «б» п. 4, п. 6, пп. «в» п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» и в рамках настоящего дела не может быть инициирован вопрос о достоверности содержащихся в ЕГРН сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) Онежского озера.
В связи с указанным суд соглашается с доводами Управления Росреестра по Республике Карелия о невозможности осуществления государственной регистрации права на истребуемый земельный участок в существующих границах, поскольку частичное нахождение данного земельного участка в пределах береговой полосы озера подтверждено письменными доказательствами, исследованными в ходе настоящего судебного разбирательства, отвечающими критериям относимости, допустимости и достаточности.
При этом следует также учесть, что в рамках настоящего дела истцом оспаривается уведомление Управления Росреестра по Республике Карелия от 02.11.2022 № ...3. Указанное уведомление является решением органа публичной власти..
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С настоящим исковым заявлением истцы обратились в суд 12.10.2023, то есть спустя более 11 месяцев со дня вынесения оспаривания уведомления, при этом ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявили, что также является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании уведомления незаконным.
Таким образом, суд находит заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194–198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Бахорина
Решение в окончательной форме принято 15.03.2024.