Дело № 33-10891/2024
Судья Панова Н.А.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 ноября 2024 года
А п е л л я ц и о н н о е о п р е д е л е н и е
г. Пермь 12 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Бабиновой Н.А.,
судей Мухтаровой И.А., Букатиной Ю.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-221/2024 по иску Мальцева Олега Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю на решение Александровского городского суда Пермского края от 29.05.2024.
Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения истца Мальцева О.М., представителя ответчика Петровой О.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Мальцев О.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю с иском о включении периодов в стаж работы, назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование исковых требований указал, что 02.02.2024 он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что имеет право на указанную выше пенсию, поскольку его стаж на должности в Государственной противопожарной службе составляет не менее 25 лет. Однако решением от 14.02.2024 № ** ему отказано в назначении пенсии, по следующим основаниям. Ответчиком определено, что в стаж не зачтены периоды: с 17.02.1993 по 03.10.1996 - период прохождения службы в органах внутренних дел; с 16.09.2003 по 12.04.2004 - являлся получателем пособия по безработице. Пенсионным фондом не зачтен в стаж период работы в органах внутренних дел, так как стаж работы в Государственной противопожарной службе составляет менее 25 лет - 21 год 03 месяца 11 дней, что не дает права на страховую пенсию по старости в соответствии со с пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Также, по мнению ответчика, указанный выше период не может быть включен в стаж, поскольку при прохождении военной службы предусмотрен специальный порядок исчисления продолжительности страхового стажа, также за указанный период не были перечислены страховые взносы. С указанным выше решением истец не согласен в части отказа о включении в стаж периода прохождения службы в 26-ом отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области с 17.02.1993 по 03.10.1996. Ссылаясь на положения пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подпункт 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указал, что из трудовой книжки следует, что в период с 17.02.1993 по 03.10.1996 истец проходил службу в 26-ом отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области, но из архивной справки № 20 от 29.08.2022 следует, что в период с 17.02.1993 по 03.10.1996 истец проходил службу в органах внутренних дел (выслуга лет в календарном исчислении - 6 лет 7 месяцев 26 дней). Из служебной карточки следует, что с 17.02.1993 истец проходил службу старшим пожарным ВПЧ-67 ОВПО-13, с 21.06.1993 проходил службу командиром отделения ВПЧ-67 ОВПО-13, с 01.09.1993 проходил службу командиром отделения 67 ЧПО ОПО -1, с 01.11.1993 проходил службу командиром отделения 26 ОПО 67 ЧПО, с 14.06.1995 проходил службу командиром отделения 67 пожарной части 26 ОГПС УВД Пермской области. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарная и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом, как указано в пункте 1 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 17.10.2003 № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 17.10.2003 № 70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). В спорный период в обязанности истца входила организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. По поводу не перечисления страховых взносов считает данный вывод ответчика также несостоятельным. До апреля 1996 года истец не мог быть зарегистрирован в качестве застрахованного лица и соответственно перечислять страховые взносы. Таким образом, в связи с изложенным, считает, что решение об отказе ему в назначении страховой пенсии по старости незаконно и существенно нарушает его пенсионные права. Просил, с учетом уточнения исковых требований, признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от 14.02.2024 № ** об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы в 26-м отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области с 17.02.1993 по 03.10.1996, включить спорный период и по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, обязать назначить страховую пенсию по старости.
Решением Александровского городского суда Пермского края от 29.05.2024 исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение ответчика от 14.02.2024 № ** в части не включения Мальцеву О.М. в страховой стаж периода работы с 17.02.1993 по 03.10.1996 в 26-ом отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области и об отказе ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы в 26-м отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области с 17.02.1993 по 03.10.1996, а также обязал назначить истцу страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», отказав в удовлетворении оставшейся части требований.
С постановленным решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе с учетом ее дополнений просит состоявшийся судебный акт отменить, отказать в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что стаж работы истца в Государственной противопожарной службе составляет менее необходимых 25 лет. Истец по пункту 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ выработал всего 21 год 03 месяца 11 дней, ИПК - 119,741. Лица, проходившие службу в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствующих профессиях и должностях Государственной противопожарной службы МВД России правом на пенсию по Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 437 от 18.06.2002 не пользуются. Период работы Мальцева О.М. с 14.02.1993 по 03.10.1996 не может быть засчитан в льготный стаж. Также отсутствует у истца и право на пенсию по части 1.2 статьи 8 Закона 400-ФЗ, поскольку не имеется оснований для включения периода службы сержанта внутренней службы ОВД с 17.02.1993 по 03.10.1996 в страховой стаж, так как период прохождения службы в органах внутренних дел в силу положений части 9 статьи 13 Закона № 400-ФЗ не подлежит включению в страховой стаж по вышеуказанному основанию. Применение судом пункта 1 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ о включении периода прохождения службы в органах внутренних дел при исчислении страхового стажа для определения права на пенсию в соответствии с положениями части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ основаны на ошибочном толковании пенсионного законодательства. В обоснование своей позиции ссылаются на различного рода судебную практику. Обращают внимание на то, что страховой стаж истца по части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ на 31.12.2023 составил 38 лет 21 день, при требуемых 42 годах, что не дает права на досрочный выход на пенсию по страсти. Полагают, что Мальцеву О.М. было обоснованно отказано в назначении страховой пенсии по причине отсутствия требуемых условий и нарушением срока обращения за предоставлением государственной услуги по установлению страховой пенсии. Кроме того, ссылаются на то, что суд, постановляя оспариваемое решение, не указал конкретную дату назначения пенсии, с которой обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию, не разрешил требования истца в указанной части, что приводит к неисполнимости решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает на отсутствие оснований к отмене состоявшегося судебного акта.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Петрова О.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Истец Мальцев О.М. указала на отсутствие оснований к отмене оспариваемого решения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. При этом в соответствии с частью 1 статьи 1 и частью 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Между тем, оспариваемое решение указанным требованиям не отвечает, а доводы апелляционной жалобы ответчика судебной коллегией признаются заслуживающими внимание.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что согласно трудовой книжке в период с 17.02.1993 по 03.10.1996 Мальцев О.М. проходил службу в 26-ом отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области, 04.10.1996 года назначен командиром отделения в 103-ю пожарную часть 26-ом отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области, откуда 31.05.1998 года уволен переводом в ОАО «АМЗ».
Из служебной карточки следует, что с 17.02.1993 Мальцев О.М. проходил службу старшим пожарным ВПЧ-67 ОВПО-13, с 21.06.1993 проходил службу командиром отделения ВПЧ-67 ОВПО-13, с 01.09.1993 проходил службу командиром отделения 67 ЧПО ОПО -1, с. 01.11.1993 проходил службу командиром отделения 26 ОПО 67 ЧПО, с 14.06.1995 проходил службу командиром отделения 67 пожарной части 26 ОГПС УВД Пермской области.
Из архивной справки ГУ МЧС России по Пермскому краю № 20 от 29.08.2022, следует, что в период с 17.02.1993 по 03.10.1996 Мальцев О.М. проходил службу в органах внутренних дел (выслуга лет в календарном исчислении - 6 лет 7 месяцев 26 дней).
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю № ** от 14.02.2024 Мальцеву О.М. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа в Государственной противопожарной службе (требуется 25 лет, в наличии 21 год 03 месяца 11 дней).
В специальный стаж Мальцеву О.М. пенсионный орган засчитал периоды:
- с 04.10.1996 по 31.05.1998 - командир отделения 103-й пожарной части 26-ого отряда ГПС УВД Пермской области;
- с 22.05.2004 по 21.02.2006, с 22.02.2006 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 31.12.2019 - диспетчер, пожарный, командир отделения 93 пожарной части 8 отряда ФПС по Пермскому краю (93 пожарно-спасательная часть ФГКУ «27 отряд ФПС по Пермскому краю»);
- с 01.01.2020 по 31.12.2023 - пожарный 93 пожарно-спасательной части 1-ого пожарно-спасательного отряда ГПС ГУ МЧС России по Пермскому краю.
В специальный стаж Мальцеву О.М. пенсионный орган не засчитал периоды:
- период с 17.02.1993 по 03.10.1996 (3 года 7 месяцев 16 дней), ссылаясь на то, что в данный период Мальцев О.М. проходил службу в органах внутренних дел;
- период с 16.09.2003 по 12.04.2004 (6 месяцев 27 дней), указав, что Мальцев О.М. в данный период являлся получателем пособия по безработице.
Из копии Журнала приказов, в котором содержится приказ от 03.10.1996 № ** начальника 26-ого отряда Государственной противопожарной службы УВД Пермской области, согласно которого старший сержант внутренней службы командир отделения 67 пожарной части Мальцев О.М. уволен с 03.10.1996 из органов внутренних дел, с 04.10.1996 Мальцев О.В. назначен на должность командира отделения 103 пожарной части.
Из служебной карточки следует, что Мальцев О.М. проходил службу в МВД РФ:
- с 17.02.1993 старшим пожарным ВПЧ-67 ОВПО-13,
- с 21.06.1993 командиром отделения ВПЧ-67 ОВПО-13,
- с 01.09.1993 командиром отделения 67 ЧПО ОПО -1,
- с 01.11.1993 командиром отделения 26 ОПО 67 ЧПО,
- с 14.06.1995 по 03.10.1996 командиром отделения 67 пожарной части 26 ОГПС УВД Пермской области.
Разрешая заявленные истцом требования в части включения в специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы в 26-м отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области с 17.02.1993 по 03.10.1996, суд первой инстанции исходил из того, что с 17.02.1993 по 03.10.1996, который ответчиком не был учтен, так и в последующем в период работы истца с 04.10.1996 по 31.05.1998, который был засчитан ответчиком в специальный страховой стаж, Мальцев О.М. работал в одном и той же Государственной пожарной структуре – пожарной части 26-ого отряда ГПС УВД Пермской области, выполнял одни и те же функции в должности старшего пожарного, командира отделения пожарной части. В обязанности истца входило - организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Кроме того, суд исходил из того, что Государственная противопожарная служба МВД Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий после спорного периода (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2001), при этом как в спорный период с 17.02.1993 по 03.10.1996, так и позднее - с 04.10.1996 по 31.05.1998 (до данного Указа Президента Российской Федерации), истец работал в одной и той же Государственной противопожарной структуре, ответчиком же была засчитана в специальный страховой стаж часть этого периода с 04.10.1996 по 31.05.1998. С учетом добровольно включенного ответчиком специального стажа по состоянию на 31.12.2023 - 21 год 03 месяца 11 дней, а также специального стажа включенного судом, по подсчетам суда первой инстанции на 31.12.2023 специальный стаж истца составил 24 года 10 месяцев 27 дней. Между тем суд также учел тот факт, что ответчиком в специальный стаж включен период работы истца, в том числе 2023 года в качестве пожарного 93 пожарной части 8 отряда ФПС по Пермскому краю (93 пожарно – спасательная часть ФГКУ «27 отряд ФПС по Пермскому краю»), приняв во внимание, что на день рассмотрения дела Мальцев О.М. продолжает осуществлять службу в данной должности и в данной пожарной части, учитывая достижение истцом возраста 50 лет, суд первой инстанции пришел к выводу, что на день рассмотрения дела у Мальцева О.М. наступило право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе с тем, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно представленным Главным управлением МЧС России по Пермскому краю документам из архивного дела, Мальцев О.М. с 17.02.1993 по 03.10.1996 проходил службу в органах внутренних дел в должности сержанта внутренней службы, выслуга лет – 06 лет 07 месяцев 26 дней. Уволен по пункту «А» части первой статьи 58 (по собственному желанию) Положения о службе в ОВД.
В трудовой книжке истца указанный период обозначен также как служба в органах внутренних дел.
Аналогичная информация следует и из служебной карточки в отношении Мальцева О.М., дополнительно на лицевой стороне которой указано, что 15.02.1993 Мальцеву О.М. присвоено звание сержант, 15.02.1995 присвоено очередное звание – старший сержант.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что для исчисления стажа на соответствующих видах работ по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указанным Списком должностей работников Государственной противопожарной службы предусмотрены должности пожарный (боец, респираторщик), командир отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий.
Из вышеуказанных положений закона следует, что право на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставляется лицам, работающим в должностях, предусмотренных Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти.
Под работающими в должностях понимаются лица гражданского персонала, выполняющие трудовые функции в соответствии с Единым квалификационным справочником и Квалификационным справочником должностей руководителей специалистов и других служащих.
В тех случаях, когда работникам по результатам аттестации присваивается звание, их пенсионное обеспечение регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Из системного толкования вышеприведенных положений Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что правовой статус сотрудников и работников Государственной противопожарной службы не является тождественным, в том числе и в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В период до 01.01.2002 право на досрочное назначение пенсии работникам Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России) было предусмотрено подпунктом «о» пункта 1 статьи 12 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», введенным в действие Федеральным законом от 27.12.1995 № 211-ФЗ, вступившим в законную силу с 10.01.1996.
Возможность включения в специальный стаж по подпункту «о» пункта 1 статьи 12 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» службы в органах внутренних дел данный закон не предусматривал.
Время службы в органах внутренних дел засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19.03.1996 № 1-2-У, содержащему разъяснения о порядке реализации Федерального закона от 27.12.1995 № 211-ФЗ, в стаж работы в Государственной противопожарной службе МВД России засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 23.06.1995 № 241. В указанный стаж работы не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам).
Таким образом, действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
С учетом того, что в спорный период Мальцев О.М. проходил службу в качестве аттестованного сотрудника, имел специальные звания, вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода службы истца в 26-м отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области с 17.02.1993 по 03.10.1996 является ошибочным, построенным на неверном толковании норм материального права и неправильно установленных обстоятельствах дела.
С учетом того, что специальный стаж Мальцева О.М. на 31.12.2023 составляет 21 год 03 месяца 11 дней, ИПК – 119,741 (при требуемых в 2024 году – 28,2), что даже с учетом того факта, что истец продолжает работать и в 2024 году, не дает ему права на досрочный выход на пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ни на момент обращения к ответчику, ни на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, поскольку специального стажа по указанному основанию у истца менее 25 лет.
Судом первой инстанции вышеуказанное не было учтено, что привело к вынесению решения, не отвечающего требованиям законности и обоснованности.
Кроме того, также заслуживают внимания судебной коллегии доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд первой инстанции, возлагая на ответчика обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии, не указал дату назначения таковой.
Так, в мотивировочной и в резолютивной части решения суд сделал выводы о возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2023 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако конкретную дату назначения таковой не указал, соответствующих выводов не сделал, что, безусловно, привело бы к затруднению исполнения судебного акта и фактически прав истца в части назначения пенсии не восстановило, поскольку спор с ответчиком относительно даты назначения пенсии фактически судом не разрешен.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 – 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом первой инстанции при постановлении оспариваемого решения не применены.
Кроме того, суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что период работы истца в 26-м отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области с 17.02.1993 по 03.10.1996 подлежит включению и в страховой стаж по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с чем судебная коллегия также согласиться не может.
Приходя к выводу о наличии оснований для включения спорного периода в стаж по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции исходил из того, что период работы с 17.02.1993 по 03.10.1996 приходится на период до регистрации Мальцева О.М. в системе обязательного пенсионного страхования (10.09.1998), до апреля 1996 года истец не мог быть зарегистрирован в качестве застрахованного лица, однако факт работы истца подтвержден документально. Указанные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, являются достаточным основанием для включения спорного периода в страховой стаж по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По подсчетам суда первой инстанции страховой стаж истца на 31.12.2023 составил 38 лет 21 день, с учетом включения в него страхового спорного стажа (3 года 7 месяцев 16 дней), а также с учетом того, что на день рассмотрения Мальцев О.М. продолжает осуществлять службу в данной должности и в данной пожарной части, суд пришел к выводу о том, что на день рассмотрения дела по существу страховой стаж Мальцева О.М. составил более 42 лет.
Между тем, приняв во внимание дату рождения истца – дата рождения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на страховую пенсию по старости по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у Мальцева О.М. на день рассмотрения настоящего иска не возникло.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о назначении истцу страховой пенсии по старости в соответствии с положениями части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с не наступлением такого права на момент рассмотрения дела.
Вместе с тем, с выводами суда первой инстанции о возможности включения спорного периода в страховой стаж Мальцева О.М. по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа в целях определения права на пенсию по вышеуказанному основанию определен частью 9 статьи 13 указанного Федерального закона, положениями которой предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Таким образом, в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Период прохождения службы в органах внутренних дел в силу положений части 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 не подлежит включению в страховой стаж для определения права на пенсию по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013, поскольку не поименован в части 1 статьи 11 и в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, при исчислении страхового стажа, в целях определения права на страховую пенсию по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013, применяется исключительно порядок подсчета страхового стажа, предусмотренный пунктом 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013, который не предусматривает возможность включения в страховой стаж периода прохождения службы в органах внутренних дел.
Положения подпункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013, предусматривающие возможность включения в страховой стаж периода прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы, применяются только при исчислении страхового стажа при назначении страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным частью 1 и частью 1.1 статьи 8, а также при досрочном пенсионном обеспечении в порядке статей 30 - 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о возможности включения периода прохождения Мальцевым О.М. службы в органах внутренних дел в период с 17.02.1993 по 03.10.1996 при исчислении страхового стажа для определения права на пенсию в соответствии с положениями по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 основаны на неправильном применении судом норм пенсионного законодательства.
Из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из нестраховых периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Служба в органах внутренних дел не является страховым периодом, а потому не может быть включена в подсчет страхового стажа, предусмотренного частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Судебная коллегия отмечает, что на периоды прохождения службы в органах внутренних дел не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», поэтому страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются и не уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вопреки ошибочным выводам суда первой инстанции порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов военной службы, учебы, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было, поэтому тот факт, что период работы с 17.02.1993 по 03.10.1996 приходится на период до регистрации Мальцева О.М. в системе обязательного пенсионного страхования в случае истца при оценке его права на досрочное назначение страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правового значения не имеет.
С учетом того, что на 31.12.2023 страховой стаж Мальцева О.М. составляет 38 лет 21 день, что даже с учетом того факта, что истец продолжает работать и в 2024 году, не дает ему права на досрочный выход на пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ни на момент обращения к ответчику, ни на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, поскольку страхового стажа по указанному основанию у истца менее 42 лет.
По вышеизложенным основаниям и при установленных обстоятельствах дела у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконным решения ответчика от 14.02.2024 об отказе в назначении пенсии Мальцеву О.М., обязании включить истцу в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы в 26-м отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области с 17.02.1993 по 03.10.1996, а также обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
При таком положении, обжалуемое решение не может быть признано законным, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым в соответствии с положениями статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его отменить и принять новое, об отказе Мальцеву О.М. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Отменяя постановленное решение, судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что с учетом того, что на 31.12.2023 страховой стаж истца составлял 42 года 03 месяца 04 дня, принимая во внимание, что он продолжает работать, ИПК на эту дату равен 119,741, учитывая дату рождения Мальцева О.М. (дата рождения), право на страховую пенсию по старости у истца в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» наступит не ранее 09.07.2026.
Руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Александровского городского суда Пермского края от 29.05.2024 отменить.
Принять по делу новое решение.
Мальцеву Олегу Михайловичу в удовлетворении исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от 14.02.2024, обязании включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в 26-м отряде Государственной противопожарной службы УВД Пермской области с 17.02.1993 по 03.10.1996, обязании назначить страховую пенсию по старости, отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи: