Решение по делу № 33-570/2023 от 06.07.2023

Судья Бирюкова Е.А.

Дело № 2-2585/2022

Дело № 33-570/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 июля 2023 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Князь Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.09.2022, которым постановлено:

Исковые требования Бондаревой Н. М., действующей в своих интересах и в интересах А.Е.С., к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 1077901002740) внести изменения в выданное 27.07.2022 Бондаревой Н. М.,<...> рождения, уроженкег. <...> (паспорт серии № <...> выдан <...>) свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения№ 00000000643в графе «Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья» указать «116 846 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «5 106 170 рублей 20 копеек».

В удовлетворении заявления Бондаревой Н. М. о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя отказать.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бондарева Н.М. обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.

Требования мотивировала тем, что 27.07.2022 ей выдано свидетельство № 00000000643 о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, из расчёта площади утраченного жилого помещения - 43,70 кв.м, исходя из стоимости одного квадратного метра 78184 рубля. Её квартира, расположенная по адресу: <...>, внесена в Перечень утраченных жилых помещений, утверждённый губернатором ЕАО в III квартале 2022 года. В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.06.2022 № 501/пр стоимость 1 кв.м жилья на III квартал 2022 года по ЕАО составляла 116846 рублей.

Просила обязать ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное ей свидетельство № 00000000643от 27.07.2022 о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать 116 846 рублей, в графе «Размер выплаты» указать 5106170 рублей 20 копеек.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (далее – мэрия города), департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (далее – департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Минстрой России), Министерство финансов РФ (далее – Минфин России), на стороне истца Матвеева В.С.

В судебном заседании представитель истицы Фадеева Е.В. доводы и требования иска, поддержала, просила также взыскать судебные расходы на оплату её услуг в размере 30 000 рублей.

Представитель третьего лица мэрии города Ковешникова А.В. в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями.

В судебное заседание представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что Минстрой России по субъектам РФ по чрезвычайной ситуации 2020 года закладывает и выделяет денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме – 78 184 рубля за 1 кв.м. Перечень утраченных жилых помещений утверждён губернатором 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к первоначальному перечню, так как граждане устанавливали своё право через суд и имелась объективная необходимость в его дополнении.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В письменном отзыве вопрос об обоснованности исковых требований оставил на усмотрение суда.

Истица Бондарева Н.М., действующая в своих интересах и в интересах А.Е.С., третье лицо Матвеева В.С., представители третьих лиц департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, Минстроя России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Мотивируя жалобу, сославшись на подпункт «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее - Правила), указало, что при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года заложил и выделил денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме – 78184 рубля за 1 кв.м.

Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений подписан губернатором ЕАО 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к нему.

Поскольку истцы на основании судебного акта установили право на получение мер господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, дата включения утраченного жилого помещения в соответствующий перечень не имеет правового значения.

Разрешая настоящий иск, суд не применил положения вышеуказанного постановления, тем самым своим решением подменил орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, что является недопустимым.

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 13.01.2023 решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.09.2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОГБУ «МФЦ» - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 указанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Представитель истицы Бондаревой Н.М., третьего лица Матвеевой В.С. Фадеева Е.В. в суде апелляционной инстанции просила жалобу оставить без удовлетворения.

Истица Бондарева Н.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего А.Е.С., представитель ответчика ОГБУ «МФЦ», третье лицо Матвеева В.С., представители третьих лиц департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО, Минстроя России, Минфина России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

На основании части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что с 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 №284-рг введён режим чрезвычайной ситуации.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.05.2022 за Бондаревой Н.М., А.Е.С., Матвеевой В.С. признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления. Данным решением на ОГБУ «МФЦ» возложена обязанность включить Бондареву Н.М., А.Е.С., Матвееву В.С. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее их право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта общей площади жилого помещения 43,70 кв.м.

Решение суда вступило в законную силу 15.06.2022.

27.07.2022 Бондаревой Н.М. выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № 00000000643 на сумму 3416640 рублей 80 копеек, исходя из общей площади жилого помещения 43,70 кв.м и стоимости одного кв.м – 78 184 рубля, установленной на дату чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом Минстроя России от 29.06.2020 № 351/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года».

Жилое помещение истцов, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, включено в утверждённый 12.08.2022 губернатором ЕАО Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории ЕАО (дополнения и изменения в перечень от 29.09.2020).

Приказом Минстроя России от 20.06.2022 № 501/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2022 года» установлена средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на III квартал 2022 года в Еврейской автономной области в размере 116 846 рублей.

Считая, что свидетельство подлежало выдаче на сумму, рассчитанную с учётом показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Еврейской автономной области на III квартал 2022 года (на дату включения принадлежащего истцам жилого помещения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера 2020 года), истица Бондарева Н.М. обратилась в суд с указанными выше требованиями.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, в редакции, действующей до 01.01.2022, установил, что повреждённое в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было включено в вышеназванный Перечень 12.08.2022, в этой связи пришёл к выводу, что размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв.м общей площади жилого помещения на III квартал 2022 года.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области (далее – Перечень).

Перечень формируется департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.

В соответствии с пунктом 5 Порядка выплата предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

В пункте 2 распоряжения правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Минстрою России на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Минстрой России Перечень.

Данный Перечень утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта на цели приобретения или строительства жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости
одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) Перечней.

В соответствии с редакцией пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, действующей с 01.01.2022, при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости
одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об определении размера выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, исходя из показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, утверждённого Минстроем России для Еврейской автономной области на III квартал 2022 года, является неправомерным, так как право истцов на получение данной меры государственной поддержки признано решением суда от 05.05.2022, свидетельство, удостоверяющее право на получение данной выплаты, выдано 27.07.2022, то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели, необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Кроме того, суд первой инстанции не учёл, что жилое помещение истцов включено в Перечень, который был утверждён губернатором Еврейской автономной области 29.09.2020, а остальные Перечни являются дополнением к нему.

В силу указанных нормативных положений, а именно Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв.м общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. С учётом данных положений в выданном 27.07.2022 Бондаревой Н.М. свидетельстве выплата рассчитана исходя из данной стоимости - 78184 рублей за 1 кв.м.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

В части отказа в удовлетворении заявления истицы Бондаревой Н.М. о возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя решение суда сторонами не обжаловано, в связи с чем не являлось предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.09.2022 в части удовлетворения исковых требований отменить, принять по делу в указанной части новое решение, которым:

«Исковые требования Бондаревой Н. М., <...> рождения, уроженкиг<...> (паспорт № <...> выдан <...>), действующей в своих интересах и в интересах А.Е.С., к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 1077901002740) о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворённой.

Председательствующий Ю.Г. Золотарева

Судьи О.А. Конева

В.Ю. Тараник Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 02.08.2023.

Судья Бирюкова Е.А.

Дело № 2-2585/2022

Дело № 33-570/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 июля 2023 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Князь Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.09.2022, которым постановлено:

Исковые требования Бондаревой Н. М., действующей в своих интересах и в интересах А.Е.С., к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 1077901002740) внести изменения в выданное 27.07.2022 Бондаревой Н. М.,<...> рождения, уроженкег. <...> (паспорт серии № <...> выдан <...>) свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения№ 00000000643в графе «Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья» указать «116 846 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «5 106 170 рублей 20 копеек».

В удовлетворении заявления Бондаревой Н. М. о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя отказать.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бондарева Н.М. обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.

Требования мотивировала тем, что 27.07.2022 ей выдано свидетельство № 00000000643 о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, из расчёта площади утраченного жилого помещения - 43,70 кв.м, исходя из стоимости одного квадратного метра 78184 рубля. Её квартира, расположенная по адресу: <...>, внесена в Перечень утраченных жилых помещений, утверждённый губернатором ЕАО в III квартале 2022 года. В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.06.2022 № 501/пр стоимость 1 кв.м жилья на III квартал 2022 года по ЕАО составляла 116846 рублей.

Просила обязать ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное ей свидетельство № 00000000643от 27.07.2022 о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать 116 846 рублей, в графе «Размер выплаты» указать 5106170 рублей 20 копеек.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (далее – мэрия города), департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (далее – департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Минстрой России), Министерство финансов РФ (далее – Минфин России), на стороне истца Матвеева В.С.

В судебном заседании представитель истицы Фадеева Е.В. доводы и требования иска, поддержала, просила также взыскать судебные расходы на оплату её услуг в размере 30 000 рублей.

Представитель третьего лица мэрии города Ковешникова А.В. в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями.

В судебное заседание представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что Минстрой России по субъектам РФ по чрезвычайной ситуации 2020 года закладывает и выделяет денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме – 78 184 рубля за 1 кв.м. Перечень утраченных жилых помещений утверждён губернатором 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к первоначальному перечню, так как граждане устанавливали своё право через суд и имелась объективная необходимость в его дополнении.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В письменном отзыве вопрос об обоснованности исковых требований оставил на усмотрение суда.

Истица Бондарева Н.М., действующая в своих интересах и в интересах А.Е.С., третье лицо Матвеева В.С., представители третьих лиц департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, Минстроя России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Мотивируя жалобу, сославшись на подпункт «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее - Правила), указало, что при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года заложил и выделил денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме – 78184 рубля за 1 кв.м.

Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений подписан губернатором ЕАО 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к нему.

Поскольку истцы на основании судебного акта установили право на получение мер господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, дата включения утраченного жилого помещения в соответствующий перечень не имеет правового значения.

Разрешая настоящий иск, суд не применил положения вышеуказанного постановления, тем самым своим решением подменил орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, что является недопустимым.

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 13.01.2023 решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.09.2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОГБУ «МФЦ» - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 указанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Представитель истицы Бондаревой Н.М., третьего лица Матвеевой В.С. Фадеева Е.В. в суде апелляционной инстанции просила жалобу оставить без удовлетворения.

Истица Бондарева Н.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего А.Е.С., представитель ответчика ОГБУ «МФЦ», третье лицо Матвеева В.С., представители третьих лиц департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО, Минстроя России, Минфина России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

На основании части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что с 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 №284-рг введён режим чрезвычайной ситуации.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.05.2022 за Бондаревой Н.М., А.Е.С., Матвеевой В.С. признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления. Данным решением на ОГБУ «МФЦ» возложена обязанность включить Бондареву Н.М., А.Е.С., Матвееву В.С. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее их право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта общей площади жилого помещения 43,70 кв.м.

Решение суда вступило в законную силу 15.06.2022.

27.07.2022 Бондаревой Н.М. выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № 00000000643 на сумму 3416640 рублей 80 копеек, исходя из общей площади жилого помещения 43,70 кв.м и стоимости одного кв.м – 78 184 рубля, установленной на дату чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом Минстроя России от 29.06.2020 № 351/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года».

Жилое помещение истцов, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, включено в утверждённый 12.08.2022 губернатором ЕАО Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории ЕАО (дополнения и изменения в перечень от 29.09.2020).

Приказом Минстроя России от 20.06.2022 № 501/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2022 года» установлена средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на III квартал 2022 года в Еврейской автономной области в размере 116 846 рублей.

Считая, что свидетельство подлежало выдаче на сумму, рассчитанную с учётом показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Еврейской автономной области на III квартал 2022 года (на дату включения принадлежащего истцам жилого помещения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера 2020 года), истица Бондарева Н.М. обратилась в суд с указанными выше требованиями.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, в редакции, действующей до 01.01.2022, установил, что повреждённое в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было включено в вышеназванный Перечень 12.08.2022, в этой связи пришёл к выводу, что размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв.м общей площади жилого помещения на III квартал 2022 года.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области (далее – Перечень).

Перечень формируется департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.

В соответствии с пунктом 5 Порядка выплата предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

В пункте 2 распоряжения правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Минстрою России на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Минстрой России Перечень.

Данный Перечень утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта на цели приобретения или строительства жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости
одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) Перечней.

В соответствии с редакцией пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, действующей с 01.01.2022, при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости
одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об определении размера выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, исходя из показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, утверждённого Минстроем России для Еврейской автономной области на III квартал 2022 года, является неправомерным, так как право истцов на получение данной меры государственной поддержки признано решением суда от 05.05.2022, свидетельство, удостоверяющее право на получение данной выплаты, выдано 27.07.2022, то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели, необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Кроме того, суд первой инстанции не учёл, что жилое помещение истцов включено в Перечень, который был утверждён губернатором Еврейской автономной области 29.09.2020, а остальные Перечни являются дополнением к нему.

В силу указанных нормативных положений, а именно Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв.м общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. С учётом данных положений в выданном 27.07.2022 Бондаревой Н.М. свидетельстве выплата рассчитана исходя из данной стоимости - 78184 рублей за 1 кв.м.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

В части отказа в удовлетворении заявления истицы Бондаревой Н.М. о возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя решение суда сторонами не обжаловано, в связи с чем не являлось предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.09.2022 в части удовлетворения исковых требований отменить, принять по делу в указанной части новое решение, которым:

«Исковые требования Бондаревой Н. М., <...> рождения, уроженкиг<...> (паспорт № <...> выдан <...>), действующей в своих интересах и в интересах А.Е.С., к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 1077901002740) о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворённой.

Председательствующий Ю.Г. Золотарева

Судьи О.А. Конева

В.Ю. Тараник Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 02.08.2023.

33-570/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Бондарева Наталья Михайловна
Информация скрыта
Ответчики
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО, ОГБУ
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
УФК по ЕАО
Департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО
Мэрия города МО "Город Биробиджан"
Матвеева Валерия Сергеевна
Министерство финансов РФ
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Конева Ольга Александровна
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
07.07.2023Передача дела судье
26.07.2023Судебное заседание
04.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2023Передано в экспедицию
26.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее