Дело № 12-467/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление делу
об административном правонарушении
город Челябинск 07 декабря 2021 года
Советского районного суда г. Челябинска в составе:
судьи Хабаровой Л.В.,
при секретаре Зайцевой Ю.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «РЖД» на постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ года государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору Смирнова А.А. о наложении штрафа в отношении ОАО «РЖД» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ года Государственным инспектором по Челябинской области по пожарному надзору Смирновым А.А. вынесено постановление № № о наложении на ОАО «РЖД» административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Как следует из постановления № № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г., Челябинской транспортной прокуратурой с участием специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Челябинску УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области и отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебаркуль и Миасс, Чебаркульскому и Уйскому районам УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области проведены проверки исполнения дирекцией социальной сферы Южно-Уральской железной дороги –филиала ОАО «РЖД» законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации зданий и территории ДД.ММ.ГГГГ профилактория «<данные изъяты>», расположенного по адресу <адрес>, а также ДД.ММ.ГГГГ зданий оздоровительного комплекса «<данные изъяты>» расположенного по адресу <адрес> в ходе которых были выявлены нарушения в данной сфере правоотношений. В ходе проверочных мероприятий соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, проведенных ДД.ММ.ГГГГ в зданиях и территории профилактория «<данные изъяты>», выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на окнах помещений библиотеки на 2-ом этаже, кабинета директора на 3-м этаже установлены глухие решетки; запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; направление движения к источнику противопожарного водоснабжения не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями; на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных фактов пожара; отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, утверждаемый руководителем организации; информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты(отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты); здание профилактория «<данные изъяты>» не обеспечено дублированием сигналов систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны; в южной лестничной клетке на площадке 1-го и 2-го этажей отсутствуют двери, отделяющие лестничную клетку от вестибюля; пространство за подвесным потолком общего коридора 1-го этажа не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; на объекте защиты не храниться документация, подтверждающая класс пожарной опасности на покрытие ковров на путях эвакуации; в полу на путях эвакуации допущен перепад высот; отсутствует система противодымной вентиляции из коридора 2-го этажа без естественного проветривания длиной более 15 метров, вплотную к окну в южной части здания построено здание столовой, чердачное помещение которого ограничивает естественное проветривание при пожаре. В ходе проверочных мероприятий соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, проведенных ДД.ММ.ГГГГ в зданиях оздоровительного комплекса «<данные изъяты>», выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в здании корпуса № 5 класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2 не осуществляется дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; допускается фиксирование самозакрывающихся дверей лестничных клеток на всех этажах здания в открытом положении; пожарные краны № 1 и № 3 внутреннего противопожарного водопровода неукомплектованы ручными пожарными стволами; в лестничных клетках допущено размещение батарей отопления из плоскости стен на высоте 0,7 метра от площадок лестниц; на объекте защиты с массовым пребывание людей отсутствуют ручные электрические фонари из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на каждого дежурного; для пассажирского лифта отсутствует принципиальная программа на получение сигнала о возникновении пожара в здании и принудительное направление кабин лифтов на назначенный этаж, обеспечении выхода всех пассажиров из кабины и остановку их с открытыми дверями до возвращения в рабочий режим; дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры, не защищены противопожарными дверями или экранами из негорючих материалов, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками; в номерах и на этажах корпуса № 5 отсутствуют планы эвакуации на случай пожара; в помещениях поста отсутствуют инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок автоматической пожарной сигнализации; помещение для размещения двигателя лифта не оборудовано пожарной сигнализацией; при опросе персонала корпуса № 5 выявлено, что дежурный персонал свои действия в случае возникновения пожара не знает; в здании клуба – столовой система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии, не обеспечивает подачу световых, звуковых и речевых во всех помещениях с временным пребыванием людей; в здании корпуса № 4 не осуществляется дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; для пассажирского лифта отсутствует принципиальная программа на получение сигнала о возникновении пожара в здании и принудительное направление кабин лифтов на назначенный этаж, обеспечении выхода всех пассажиров из кабины и остановку их с открытыми дверями до возвращения в рабочий режим; дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры, не защищены противопожарными дверями или экранами из негорючих материалов, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками; в номерах и на этажах корпуса № 4 отсутствуют планы эвакуации на случай пожара; пожарные рукава в пожарных кранах № 1-21 не перекатаны; на объекте защиты с массовым пребывание людей отсутствуют ручные электрические фонари из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на каждого дежурного; на момент проведения проверочных мероприятий в комнате № 205 оставлен без присмотра включенный в электрическую сеть электрочайник; на объекте защиты отсутствует аварийное, эвакуационное освещение. ОАО «РЖД» допустил нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ. При вынесении постановления были учеты отягчающие и смягчающие обстоятельства и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласное с постановлением № № от ДД.ММ.ГГГГ года, ОАО «РЖД» подало две жалобы: в Центральный районный суд г. Челябинска и в Миасский городской суд Челябинской области по месту нахождения объектов проверок. Жалобы для рассмотрения были переданы вышеуказанными судами по подсудности с Советский районный суд г. Челябинска. Для полного и всестороннего рассмотрения жалоб дела были объединены в одно производство определением Советского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ. В жалобах ОАО «РЖД» просит постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, вынести решение о прекращении производства по делу на основании отсутствия состава правонарушения, либо ограничиться мерой наказания в виде предупреждения. В обоснование доводов жалоб указано, что профилакторий «<данные изъяты>» введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, следовательно, указанные требования нормативных актов не могли быть учтены при проектировании и строительстве зданий, поэтому не применимы, а в отношении оздоровительного комплекса «Алёнушка» ранее постановлением № № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» уже было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей. ОАО «РЖД» в жалобе также указывает, что оздоровительного комплекса «<данные изъяты>» введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ годах, следовательно, указанные требования нормативных актов не могли быть учтены при проектировании и строительстве зданий, поэтому не применимы.
В судебном представитель ОАО «РЖД» по доверенности Лычагин А.И. доводы жалобы поддержал в полном объеме, считает, что проведенные проверки идентичны и не допустимо привлечение к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение повторно.
Представитель Главное управление МЧС России по Челябинской области -инспектор Лукьянова Е.В. возражала против удовлетворения жалоб, суду пояснила, что проводились две разные проверки по объему и содержанию, в связи с чем двойное привлечение к административной ответственности отсутствует.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд считает постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ года законным и обоснованным, а жалобу ОАО «РЖД» на указанное постановление подлежащей отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 статьи 20.4 КоАП РФ, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе, правилами и нормами пожарной безопасности.
Согласно ст. 1 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Закона № 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» содержит требования пожарной безопасности, порядок содержания зданий и сооружений, помещений организаций в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года Государственным инспектором по Челябинской области по пожарному надзору Смирновым А.А. вынесено постановление № 180123 о наложении на ОАО «РЖД» административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Из постановления № № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что Челябинской транспортной прокуратурой с участием специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Челябинску УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области и отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебаркуль и Миасс, Чебаркульскому и Уйскому районам УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области проведены проверки исполнения дирекцией социальной сферы Южно-Уральской железной дороги –филиала ОАО «РЖД» законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации зданий и территории ДД.ММ.ГГГГ профилактория «<данные изъяты>», расположенного по адресу <адрес>, а также ДД.ММ.ГГГГ зданий оздоровительного комплекса «<данные изъяты>» расположенного по адресу <адрес> в ходе которых были выявлены нарушения в данной сфере правоотношений. В ходе проверочных мероприятий соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, проведенных ДД.ММ.ГГГГ в зданиях и территории профилактория «<данные изъяты>», выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на окнах помещений библиотеки на 2-ом этаже, кабинета директора на 3-м этаже установлены глухие решетки; запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; направление движения к источнику противопожарного водоснабжения не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями; на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных фактов пожара; отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, утверждаемый руководителем организации; информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты(отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты); здание профилактория «<данные изъяты>» не обеспечено дублированием сигналов систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны; в южной лестничной клетке на площадке 1-го и 2-го этажей отсутствуют двери, отделяющие лестничную клетку от вестибюля; пространство за подвесным потолком общего коридора 1-го этажа не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; на объекте защиты не храниться документация, подтверждающая класс пожарной опасности на покрытие ковров на путях эвакуации; в полу на путях эвакуации допущен перепад высот; отсутствует система противодымной вентиляции из коридора 2-го этажа без естественного проветривания длиной более 15 метров, вплотную к окну в южной части здания построено здание столовой, чердачное помещение которого ограничивает естественное проветривание при пожаре. В ходе проверочных мероприятий соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, проведенных ДД.ММ.ГГГГ в зданиях оздоровительного комплекса «<данные изъяты>», выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в здании корпуса № 5 класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2 не осуществляется дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; допускается фиксирование самозакрывающихся дверей лестничных клеток на всех этажах здания в открытом положении; пожарные краны № 1 и № 3 внутреннего противопожарного водопровода неукомплектованы ручными пожарными стволами; в лестничных клетках допущено размещение батарей отопления из плоскости стен на высоте 0,7 метра от площадок лестниц; на объекте защиты с массовым пребывание людей отсутствуют ручные электрические фонари из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на каждого дежурного; для пассажирского лифта отсутствует принципиальная программа на получение сигнала о возникновении пожара в здании и принудительное направление кабин лифтов на назначенный этаж, обеспечении выхода всех пассажиров из кабины и остановку их с открытыми дверями до возвращения в рабочий режим; дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры, не защищены противопожарными дверями или экранами из негорючих материалов, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками; в номерах и на этажах корпуса № 5 отсутствуют планы эвакуации на случай пожара; в помещениях поста отсутствуют инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок автоматической пожарной сигнализации; помещение для размещения двигателя лифта не оборудовано пожарной сигнализацией; при опросе персонала корпуса № 5 выявлено, что дежурный персонал свои действия в случае возникновения пожара не знает; в здании клуба – столовой система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии, не обеспечивает подачу световых, звуковых и речевых во всех помещениях с временным пребыванием людей; в здании корпуса № 4 не осуществляется дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; для пассажирского лифта отсутствует принципиальная программа на получение сигнала о возникновении пожара в здании и принудительное направление кабин лифтов на назначенный этаж, обеспечении выхода всех пассажиров из кабины и остановку их с открытыми дверями до возвращения в рабочий режим; дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры, не защищены противопожарными дверями или экранами из негорючих материалов, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками; в номерах и на этажах корпуса № 4 отсутствуют планы эвакуации на случай пожара; пожарные рукава в пожарных кранах № 1-21 не перекатаны; на объекте защиты с массовым пребывание людей отсутствуют ручные электрические фонари из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на каждого дежурного; на момент проведения проверочных мероприятий в комнате № 205 оставлен без присмотра включенный в электрическую сеть электрочайник; на объекте защиты отсутствует аварийное, эвакуационное освещение. ОАО «РЖД» допустил нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ. При вынесении постановления были учеты отягчающие и смягчающие обстоятельства и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Виновность ОАО «РЖД» подтверждается материалами административного дела № № от ДД.ММ.ГГГГ
Доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что профилакторий «<данные изъяты>» и оздоровительный комплекс «<данные изъяты>» введены в эксплуатацию до утверждения правил и норм о пожарной безопасности, следовательно, указанные требования нормативных актов не могли быть учтены при проектировании и строительстве зданий, поэтому не применимы, суд считает не состоятельными. Проведенные проверки по результатам которых вынесены постановления № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ разные по объему и содержанию, поэтому исключают идентичность.
Факт совершения административного правонарушения, и виновность ОАО «РЖД» в нарушении указанных выше требований закона подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела не установлено. Протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченным должностным лицом. Постановление должностного лица отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
Оснований для отмены обжалуемого постановления и изменения вида назначенного административного наказания суд не усматривает. Каких либо процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления о назначении административного наказания от 04.06.2021 года, судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ года государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору Смирнова А.А. о наложении штрафа в размере 100 000 рублей по делу об административном правонарушении, в отношении ОАО «РЖД», оставить без изменения, а жалобу ОАО «РЖД» на указанное постановление – без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение 10 суток со дня вручения лицами, указанными в ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ.
Судья: Л.В. Хабарова