72RS0014-01-2021-005480-15
Номер дела в суде первой инстанции 2а-5849/2021
Дело № 33а-5583/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень | 20 октября 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Левиной Н.В., |
судей | Галяутдиновой Е.Р., Ревякина А.В., |
при секретаре | Семенец Е.С., |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика Семенова ФИО7 на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 14 июля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени № 1 к Семенову ФИО7 о взыскании задолженности по страховым взносам удовлетворить.
Взыскать с Семенова ФИО7 <.......> года рождения, уроженца <.......>, проживающего по адресу: <.......>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени № 1 задолженность в размере 36313.49 руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федеральный фонд ОМС за 2019 год в размере 6884 руб., пени в размере - 14.34 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29354 руб., пени в размере - 61.15 руб.
Взыскать с Семенова ФИО7 <.......> года рождения, уроженца <.......>, проживающего по адресу: <.......> <.......>, в доход муниципального образования г. Тюмень государственную пошлину в размере 1289,40 руб.».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Семенову С.Л. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федеральный фонд ОМС за 2019 год в размере 6884 рублей, пени в размере 14 рублей 34 копейки; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29354 рублей, пени в размере 61 рубль 15 копеек. Требования мотивированы тем, что Семенов С.Л. состоит на учете в ИФНС России по г. Тюмени № 1 в качестве плательщика страховых взносов в качестве адвоката. ИФНС России по г. Тюмени № 1 начислены обязательные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 рубля, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 рубля, за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 года начислены пени в размере 61 рубль 15 копеек, за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское образование за 2019 года – в размере 14 рублей 34 копейки. Семенову С.Л. направлено через личный кабинет требование <.......> от 11 января 2020 года. Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 14 Ленинского судебного района г. Тюмени с заявлением о вынесении судебного приказа взыскание недоимки. 21 июля 2020 года мировым судьей судебного участка № 14 Ленинского судебного района г. Тюмени вынесен судебный приказ, о который 06 октября 2020 года отменен.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель административного истца ИФНС России по г. Тюмени № 1, административный ответчик Семенов С.Л. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, представитель административного истца просил дело рассмотреть в его отсутствие, административных ответчик уважительных причин отсутствия суду не представил, представил возражения на иск, в которых просил в иске отказать, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен административный ответчик Семенов С.Л., который в апелляционной жалобе просит решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 14 июля 2021 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что 29.03.2021 года получил заказное письмо с административным исковым заявлением о взыскании страховых взносов. Считает, что судом исковое заявление не могло быть принято к производству и не могло быть рассмотрено, поскольку получил исковое заявление без следующих приложений: копия определения от 06.10.2020 года отсутствовала, копия документа, подтверждающего направления требования отсутствовала, копия приказа о назначении лица уполномоченного, подписывать исковое заявление отсутствовала, копия списка внутренних почтовых направлений отсутствовала, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца отсутствовало, ходатайство о направлении в адрес инспекции копии решения суда отсутствовало. Считает, что позиция суда о том, что он имеет право ознакомиться с материалами дела, противоречит общему правилу о недопустимости злоупотребления правом стороной спора. Считает, что обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров не соблюден. Обращает внимание, что в материалах дела отсутствует оригинал или надлежащим образом заверенная копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего исковое заявление. Считает, что требование, направленное через личный кабинет не может считаться надлежащим соблюдением обязательной досудебной стадией спора, поскольку норма ст. 11.2 Налогового кодекса РФ к нему не применима, поскольку он не являюсь физическим лицом, а является адвокатом, учредившим адвокатский кабинет.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Тюмени № 1, административный ответчик Семенов С.Л. в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы указанные лица были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела, Семенов С.Л. состоит на учете в ИФНС России по г. Тюмени № 1 в качестве адвоката.
ИФНС России по г. Тюмени № 1 Семенову С.Л. начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2019 год в размере 6884 рубля, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29354 рубля.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам являются обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате страховых взносов должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по г. Тюмени № 1 была выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2019 год в размере 6884 рубля, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 рубля.
В связи с неуплатой страховых взносов, в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика направлено требование <.......> от 11 января 2020 года об уплате задолженности и пеней, в срок до 18 февраля 2020 года.
Поскольку ответчиком требования об уплате страховых взносов в установленный в срок не выполнено, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 14 Ленинского судебного района г. Тюмени Тюменской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Семенова С.Л. вышеуказанной задолженности.
21 июля 2020 года мировым судьей судебного участка № 14 Ленинского судебного района г. Тюмени был вынесен судебный приказ, который 06 октября 2020 года был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
26 марта 2020 года, то есть в срок, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась в районный суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам с Семенова С.Л.
Таким образом, сроки, установленные ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.ст. 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации с момента выявления недоимки налоговым органом до подачи заявления мировому судье о вынесении судебного приказа административным истцом не пропущены, ИФНС России по г. Тюмени № 1 соблюден предусмотренный законодательством о налогах и сборах порядок взыскания задолженности по страховым взносам.
Согласно пунктам 1,3,6 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с пунктами 1,2,5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым названного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Согласно подпунктам 1,2 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рубля за расчетный период 2019 года.
Судебная коллегия полагает правильным приведённый в административном исковом заявлении расчет недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, расчет недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что ИФНС России по г. Тюмени № 1 верно определен размер пени по задолженности по страховым взносам.
Учитывая, что Семенов С.Л. зарегистрирован в качестве адвоката с 01 января 2017 года, он в силу вышеуказанных положений закона обязан уплатить страховые взносы за 2019 год.
Ссылка административного ответчика на положения абзаца 8 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ основана на ошибочном толковании действующего налогового законодательства. Положения абзаца 8 настоящей нормы закона содержат запрет на использование личного кабинета именно налогоплательщиками, в частности адвокатами, в части передачи в электронной форме в налоговые органы документов (информации), сведений, связанных с осуществлением ими указанной деятельности, и не регулируют вопросы, связанные с порядком направления налоговым органом требования об уплате налогов и взносов в адрес налогоплательщика.
Доводы апелляционной жалобы о неполучении административным истцом документов, указанных в приложении к исковому заявлению, не свидетельствуют о существенном нарушении норм процессуального права и не могут являться основанием для отмены судебного акта. Административным истцом в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации была выполнена обязанность по направлению административному истцу копии административного искового заявления. Кроме того, административному ответчику было достоверно известно о наличии указанного спора в суде, о чем свидетельствует его заявление от 31 марта 2021 года, при этом судом первой станции административному ответчику заблаговременно разъяснена возможность ознакомиться с материалами настоящего административного дела до рассмотрения его по существу. Поэтому судом правильно указано на то, что истец имел возможность в течение продолжительного времени производства по настоящему административному делу ознакомиться со всеми документами, имеющимися в материалах административного дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, а также фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 14 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Семенова ФИО7 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии