Дело № 2а-768/2020
24RS0057-01-2020-000968-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2020 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Олейниковой И.Д.,
с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора - Илькова А.В. (по поручению прокурора),
представителя административного истца Провоторова Д.В. (на основании доверенности от 21.08.2020 со сроком действия по 21.08.202 к представившего диплом о высшем профессиональном образовании), заинтересованного лица Похабова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сафин Р.Р. к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4, о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № 4 от 10 августа 2020 года № 4-4/9 о регистрации Похабов А.А. в качестве кандидата в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва, выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу № 4,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты Шарыповского городского совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № 4 Сафин Р.Р., выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России обратился с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № 4, о признании незаконным и отмене решения № 4-4/9 от 10.08.2020 о регистрации Похабова А.А. в качестве кандидата в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва, выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу № 4 (с учетом уточнения в судебном заседании доводов, изложенных в иске).
Требования мотивированы тем, что указанное решение принято с существенными нарушениями норм Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ Закона Красноярского края № 8-1411 от 02.10.2003.
Так, в нарушение п. 2.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, Похабов А.А. представил в ОИК № 4 копии паспорта и подтверждающих сведения документов, заверенные уполномоченным представителем заинтересованного лица, а не самим кандидатом или уполномоченным представителем ОИК; в заявлении о согласии баллотироваться соответствующее согласие кандидата дано не тому избирательному объединению, которое является субъектом выдвижения (наименование не соответствует справке о партийной принадлежности); наименование должности, занимаемой кандидатом, не соответствует справке с места работы, не указаны серия и номер диплома.
Кроме того, представленный кандидатом протокол конференции от 30.03.2020 которым приняты все основные решения - в том числе о выдвижении кандидатов в депутаты (как по списку, так и по округам), о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения (в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам), о печати избирательного объединения и др., - не содержит подписи секретаря заседания; согласование общетерриториального списка заинтересованным лицом с КРО ПП КПРФ отсутствует; подпись А.П. Новака в согласовании по одномандатным округам в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени КРО ПП КПРФ, проставлена 10.07.2020, согласно выписке из ЕГРЮЛ, соответствующая запись в отношении А.П. Новака внесена в реестр только 20.07.2020, т.е. на десять дней позже; не представлены копии учредительных документов о создании избирательного объединения Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Указанные недостатки являются основанием для отмены решений ОИК № 1 о регистрации Сергеева Н.А. в качестве кандидата.
При рассмотрении дела административный истец Сафин Р.Р. не присутствовал, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, обеспечил явку в суд своего представителя (л.д. 82-85).
Представитель административного истца – Провоторов Д.В. (полномочия проверены, л.д. 55-56) заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Кравчук Е.М. (полномочия проверены, л.д. 50-51) в судебном заседании не присутствовала, надлежащим образом извещена о времени и месте проведения судебного заседания (л.д. 81), ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 87). В письменных возражениях относительно заявленных требований указала, что при приеме документов у кандидата Похабова А.А. копии паспорта и других документов были заверены уполномоченным представителем избирательного объединения, что не запрещается Федеральным законом, поскольку кандидат в депутаты выдвинут избирательным объединением. Доводы административного истца о даче кандидатом в депутаты согласия баллотироваться не тому избирательному объединению несостоятельна, поскольку сокращенное название Шарыповского местного (городского) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ принято на IV Пленуме Комитета Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» 01.02.2014. Следовательно, кандидат в депутаты имел право указывать в заявлении сокращенное наименование избирательного объединения.
Также несостоятельны доводы административного истца на не предоставление в избирательную комиссию копий учредительных документов о создании местного отделения партии. Как следует из п. 3.1 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», принятого на II Чрезвычайном Съезде КПРФ 14 февраля 1993 года (с изменениями и дополнениями внесенными IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года, V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года, VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года, XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года, XIV (внеочередным) Съездом КПРФ 17 декабря 2011 года, XV Съездом КПРФ 24 февраля 2013 года, XVII Съездом КПРФ 27 мая 2017 года) в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии. В Красноярском крае осуществляет свою деятельность Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», а на территории города Шарыпово - Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (сокращенное название - Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ). В соответствии с постановлением ХХХIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации» от 02.02.2002г. «О преобразовании местных и первичных организаций Общероссийской общественной политической организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входящих в состав Красноярской краевой организации КПРФ, в местные (городские, районные) и первичные отделения Коммунистической партии Российской Федерации» принято решение о преобразовании городских и районных организаций Общероссийской общественной политической организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входящих в состав Красноярской краевой организации, в местные (городские, районные отделения Коммунистической партии Российской Федерации (постановления), в том числе и Шарыповское местное (городское) отделение КПРФ, согласно списку местных отделений Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на 02.02.2002, являющемуся приложением постановлению ХХХШ (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации» от 02.02.2002 г. Постановлением VI Пленума комитета Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 01.02.2014 Шарыповское местное (городское) отделение КПРФ переименовано в Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», (сокращенное название Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ). Таким образом, Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» образовано путем преобразования из Шарыповского местного (городского) отделения КПРФ. В связи с чем, в избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края был предоставлен полный пакет документов, в том числе и решение о создании местного отделения партии. Кроме того, представленные копии документов – постановление Конференции Шарыповского местного (городского) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» 10.07.2020 о выдвижении кандидатов, о назначении уполномоченных представителей, о печати избирательного объединения оформлены надлежащим образом и подписаны уполномоченными лицами. Документы, указанные в п.п. 5,7 административного искового заявления, не требуются для предоставления кандидатом в депутаты по одномандатным избирательным округам, в связи с чем, указанные документы не подлежат рассмотрению. Кандидатом по одномандатным округам не требуется предоставлять согласованный общетерриториальный список кандидатов. Согласованный соответствующим органом политической партии список кандидатов в депутаты по одномандатным округам предоставлен кандидатом в избирательную комиссию. Таким образом, у избирательной комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва в соответствии с п. 24 ст. 38 Федерального закона (л.д. 52-54).
Представитель заинтересованного лица - избирательного объединения Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ Лауменене Н.С. (действующая на основании протокола № 1 от 26.04.2018, л.д. 92) в судебном заседании не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, уважительных причин неяки в суд, не представила (л.д. 84).
Заинтересованное лицо Похабов А.А. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований, пояснив, что в избирательную комиссию предоставил весь пакет необходимых документов.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав,
В соответствии с положениями части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), учитывая характер спора, сокращенные сроки рассмотрения дел данной категории, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, заключение помощника прокурора, полагавшего об удовлетворении исковых требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
На территории Красноярского края действует Закон Красноярского края N 8-1411 от 02.10.2003 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" (далее по тексту - Закон края N 8-1411 от 02.10.2003).
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Согласно ч.1, 2 ст. 12 Закона края от 02.10.2003 № 8-1411 организацию подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления осуществляют избирательная комиссия муниципального образования, окружные избирательные комиссии, в г. Красноярске - территориальные (районные в городе) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. При выборах депутатов представительного органа муниципального образования по общетерриториальному округу; при выборах депутатов представительного органа муниципального образования в муниципальных образованиях с числом избирателей, не превышающим 10 тысяч; при выборах в муниципальных образованиях, в которых границы избирательного округа совпадают с границами муниципального образования либо границы избирательных участков совпадают с границами избирательных округов, окружные избирательные комиссии могут не образовываться, их функции выполняются избирательной комиссией муниципального образования.
В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, Избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.
Согласно ст. 23 Закона края от 02.10.2003 N 8-1411 граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (по единому избирательному округу, по одномандатным или многомандатным избирательным округам) либо в составе общетерриториального списка кандидатов по единому избирательному округу. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, вместе с заявлением (о согласии баллотироваться), в избирательную комиссию представляется, помимо прочего: копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Согласно п.1 ст.26 Закона края от 02.10.2003 N 8-1411 выдвижение кандидатов, общетерриториальных списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Пункт 5.2 данной статьи предусматривает, что при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 23, пунктах 5 и 5.1 статьи 24 настоящего Закона, кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, представляют в соответствии с пунктом 9 статьи 24 настоящего Закона в соответствующие избирательные комиссии следующие документы: а) удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
В соответствии со п.6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Решением Шарыповского городского Совета депутатов от 23.06.2020 № 60-210 «О назначении даты выборов депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва» назначены выборы депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва на 13.09.2020.
Решением избирательной комиссии муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края от 11.07.2020 №2-17 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному округу № 4 возложены на избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края (л.д.90).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 06 августа 2020 года Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № 4 принято решение № 2-4-6 о регистрации Сафина Р.Р., выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партией по одномандатному избирательному округу № 4, кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва.
10 августа 2020 года Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № 4 принято решение № 4-4/9 о регистрации Похабова А.А., выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу № 4, кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва.
26.07.2020. 02.08.2020 в Избирательную комиссию муниципального образования Шарыповского муниципального округа Красноярского края кандидатом в депутаты Похабовым А.А. были представлены (л.д. 17,41):
- заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва от избирательного объединения Шарыповского местного (городского) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», копия паспорта, справка с места работы, копия диплома, справка о членстве Похабова А.А. в политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», копия ИНН, сведения о размере и источниках дохода; первый финансовый отчет, данные лицевого счета и диск (л.д. 18-24, 30-43).
Из пояснений заинтересованного лица - избирательного объединения Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ Лауменене Н.С. при подготовке дела к судебному разбирательству следует, что кандидат Похабов А.А. в избирательную комиссию, удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, а также решение о создании Шарыповского местного (городского) отделения КРО ПП КПРФ не предоставлял, поскольку их первым представил кандидат Токаренко В.И., выдвинутый этим же избирательным объединением (Шарыповским местным (городским) отделением КРО ПП КПРФ) по одномандатному избирательному округу № 5.
Из представленного представителем заинтересованного лица реестра документов кандидата Токаренко В.И. следует, что при подаче документов 26.07.2020 кандидат Токаренко В.И., выдвинутый избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному округу № 5, в избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края представил: копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2012; копию постановления XXXIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 02.02.2002 с приложением; копию постановления VI Пленума комитета Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 01.02.2014 (л.д.57).
Изложенные обстоятельства позволяют суду отклонить довод административного истца о непредоставлении кандидатом Похабовым А.А. в избирательную комиссию удостоверенной руководителем избирательного объединения копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, в силу следующего.
Согласно п. «а» ч.5.2. ст. 26 Закона края № 8-1411, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 23, пунктах 5 и 5.1 статьи 24 настоящего Закона, кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, представляют в соответствии с пунктом 9 статьи 24 настоящего Закона в соответствующие избирательные комиссии удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Согласно ч. 5.3. ст. 26 Закона края № 8-1411, в случае если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 5.2 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 5.2 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края были возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № 7, копия документа о государственной регистрации избирательного объединения - Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2012, удостоверенная руководителем избирательного объединения, была предоставлена в избирательную комиссию кандидатом Токаренко В.И., суд приходит к выводу о том, что отсутствие указанной копии в документах кандидата Похабова А.А. не является нарушением избирательного законодательства.
При этом документом о создании Шарыповского местного (городского) отделения КРО ПП КПРФ, то есть того избирательного объединения, которое выдвинуло кандидата Тетюева Е.В., административный ответчик и заинтересованное лицо считают постановление XXXIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 02.02.2002, из которого следует, что конференция принимает решение о преобразовании городских и районных организаций Общероссийской общественной политической организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входивших в состав Красноярской краевой организации, в местные (городские, районные) отделения Коммунистической партии Российской Федерации согласно списка.
Вместе с тем, изучив представленные документы согласиться с данными доводами административного ответчика суд не может, полагая, что указанное постановление документом о создании местного отделения политической партии не является на основании следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5.2. ст. 26 Закона края № 8-1411, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 23 и пункте 5 статьи 24 настоящего Закона, кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, представляют в соответствии с пунктом 9 статьи 24 настоящего Закона в соответствующие избирательные комиссии удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
В п.п. 25 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ разъяснено, что избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения.
Согласно п.2 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Уставом политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», принятым II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14.02.1993 (с изменениями и дополнениями от 27.05.2017) предусмотрено, что местное отделение КПРФ создается и действует, как правило, на территории соответствующего органа местного самоуправления (муниципального образования) субъекта РФ с учетом особенностей его административно-территориального деления (район, город и так далее). Местные отделения входят в состав соответствующих региональных отделений КПРФ, при отсутствии в субъекте РФ регионального отделения ставятся на учет в ЦК КПРФ. При этом местное отделение КПРФ подлежит государственной регистрации только в случае принятия соответствующего решения ЦК КПРФ или его Президиумом (п.3.4 Устава).
Местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению комитета или Бюро комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта РФ (п.5.1 Устава).
С учетом изложенного, суд полагает, что представленное в избирательную комиссию постановление XXXIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 02.02.2002 документом о создании местных отделений не является, поскольку принималось на конференции 02.02.2002 и фиксировало только решение о внесении изменений в наименования отделений, которые к этому моменту уже были созданы.
Создание местного отделения лишь путем принятия конференцией постановления противоречит п.5.1 Устава КПРФ, поскольку он напрямую предусматривает создание местного отделения на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, по решению комитета или Бюро комитета соответствующего регионального отделения КПРФ.
Однако, соответствующее решение Комитета или Бюро комитета относительно Шарыповского местного (городского) отделения в избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края представлено не было.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства Шарыповским местным (городским) отделением Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края не представлен, ни кандидатом Токаренко В.И., ни кандидатом Похабовым А.А. документ (решение) о создании данного избирательного объединения, что является нарушением, которое не должно было повлечь регистрации Похабова А.А. в качестве кандидата в депутаты от данного избирательного объединения в силу прямого указания пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, и в безусловном порядке, независимо от наличия либо отсутствия иных нарушений, влечет отмену принятого решения от 10.08.2020 № 4-4/9 Окружнй избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № 4.
Вместе с тем, помимо выше указанного довода представителя административного истца, с которым суд соглашается, и который влечет удовлетворение исковых требований, суд полагает необходимым отразить при принятии решения позицию и относительно иных заявленных доводов административного истца.
Так, представителем административного истца было указано также на то, что поданные кандидатом в депутаты копия паспорта и подтверждающие сведения документы заверены одним из представителей избирательного объединения, при этом полномочия на заверение документов, у представителя отсутствовали, поскольку документы подлежали заверению самим кандидатом.
С указанным доводом административного истца суд соглашается в силу следующего.
Согласно пункта 2 статьи 23 Закона края № 8-1411, вместе с заявлением либо на основании пункта 5.7 статьи 26 настоящего Закона в иной срок представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных в соответствии с Федеральным законом) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, и заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Из буквального толкования положений закона следует, что при подаче заявления кандидатом копии документов заверяются самим кандидатом, а в случае его выдвижения в составе списка кандидатов - уполномоченным представителем избирательного объединения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии нарушения, допущенного кандидатом Похабовым А.А. при подаче документов в избирательную комиссию, поскольку копия паспорта и иных приложенных документов подлежали заверению самим кандидатом в депутаты, а не уполномоченным представителем избирательного объединения.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы административного истца о наличии нарушений при оформлении документов кандидата в депутаты Похабова А.А.
Вместе с тем суд находит необоснованным довод административного истца о том, что в заявлении не указана серия и номер диплома; наименование должности не соответствует данным, указанным в справке с места работы. Необходимость указания данных сведений в заявлении обусловлена установлением личности кандидата.
В подтверждение указанных данных кандидатом представлены копия диплома и справка с места работы, в которой указана должность кандидата: преподаватель-организатор ОБЖ (л.д. 23-24).
Также суд считает необоснованным довод административного истца об отсутствии в заявлении согласия кандидата Похабова А.А. баллотироваться тому избирательному объединению, которое является субъектом его выдвижения, поскольку указанное в заявлении наименование избирательного объединения – Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ соответствует наименованию избирательного объединения, выдвинувшему указанного кандидата, указанному в постановлении Конференции Шарыповского местного (городского) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 10.07.2020, а также в постановлении VI Пленума комитета Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 01.02.2014.
Кроме того, судом отклоняется довод административного истца о недействительности предоставленного Похабовым А.А. в избирательную комиссию постановления Конференции Шарыповского местного (городского) отделения от 10.07.2020, в силу отсутствия подписи секретаря заседания, поскольку действующими нормативными актами, а также Уставом избирательного объединения, не предусмотрено обязательное подписание постановления конференции секретарем заседания, на котором данное постановление было принято.
Доводы административного истца об отсутствии в документах кандидата в депутаты Похабова А.А. согласования общетерриториального списка с КРО ПП КПРФ не принимаются судом во внимание в силу неверного толкования административным истцом норм материального права, поскольку предоставление согласования общетерриториального списка не требуется, для предоставления кандидатом в депутаты по одномандатным избирательным округам.
Утверждение административного истца относительно отсутствия 10.07.2020 полномочий у первого секретаря КРО ПП КПРФ Новака А.П. на согласование кандидатов по одномандатным округам суд полагает не основанным на законе в силу следующего.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. «б» ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.
Статья 24 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ предусмотрен порядок избрания руководящих органов политической партии и ее региональных отделений.
При этом в соответствии с п. «л» ч.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся в числе прочего фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Так, согласно представленного суду постановления Президиума ЦК КПРФ от 29.06.2020 утверждено решение Комитета Красноярского краевого отделения КПРФ об избрании Новака А.П. первым секретарем Красноярского крайкома партии. В этот же день Председателем ЦК КПРФ Новаку А.П. выдана доверенность на представление интересов КРО ПП КПРФ (л.д. 73-74).
Сведения о данном лице внесены в ЕГРЮЛ 20.07.2020 (л.д. 75-76), в связи с чем, представитель административного истца полагает, что им не могло быть подписано постановление Бюро Комитета Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 10.07.2020 о согласовании списка кандидатов в депутаты Шарыповского городского совета депутатов Красноярского края шестого созыва по избирательным округам.
Суд с такой позицией согласиться не может, поскольку действующее законодательство не связывает полномочия лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, с моментом внесения таких сведений в ЕГРЮЛ. Полномочиями такое лицо наделяется в силу издания соответствующего акта юридического лица об избрании, назначении и соблюдении иной процедуры, предусмотренной учредительными документами юридического лица, и не связан законом с моментом государственной регистрации.
В данном случае такие сведения, внесенные в реестр, носят информационный характер в соответствии с положения ч.1 ст.4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не влияют на срок и объём полномочий лица, которое может действовать от имени юридического лица без доверенности.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), будучи одним из основных политических прав граждан, образующим неотъемлемый элемент их конституционно-правового статуса в демократическом обществе, является по своей юридической природе не коллективным, а индивидуальным правом, принадлежащим каждому гражданину в отдельности (постановления от 24.06.1997 N 9-П, от 25.04.2000 N 7-П, от 09.11.2009 N 16-П, от 28.02.2012 N 4-П и др.). Схожей интерпретации существа избирательных прав, включая пассивное избирательное право, придерживается Европейский Суд по правам человека, последовательно подчеркивающий в своих решениях, что ст. 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод имеет не только институциональное значение, но и имплицитно признает в качестве субъективных прав индивидов "право голоса" и "право выдвигать свою кандидатуру на выборах", а потому, определяя абстрактные правила участия граждан в выборах в качестве кандидатов, государство обязано, как того требует принцип эффективности права, предотвращать принятие произвольных решений по вопросу о соблюдении или несоблюдении таких правил (постановления от 02.03.1987 по делу "Матье-Моэн (Mathieu-Mohin) и Клерфейт (Klerfayt) против Бельгии", от 01.07.1997 по делу "Гитонас (Gitonas) и другие против Греции", от 06.04.2000 по делу "Лабита (Labita) против Италии", от 19.07.2007 года по делу "Краснов и Скуратов против России" и др.).
С учетом вышеизложенного, в силу ч. 1 ст. 244 КАС РФ, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению, в связи с чем, решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского окружного Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № 4 при вынесении решения о регистрации кандидата Похабова А.А., является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,244 КАС Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № 4 от 10 августа 2020 года № 4-4/9 о регистрации Похабов А.А. в качестве кандидата в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва, выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу № 4.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение в течение пяти дней со дня принятия судом решения, путем подачи апелляционной жалобы через Шарыповский городской суд Красноярского края.
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2020 года.
Судья Шарыповского городского суда
Красноярского края: М.Ю. Бриткова